Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Водный транспорт: Правительство хочет создать 1500 гражданских судов по цене тысячи дешёвых барж

Владимир Рудомёткин: Мы давно не выпускали судов новых конструкций. Строить их на старых «керосинках» невозможно

4504
Водный транспорт: Правительство хочет создать 1500 гражданских судов по цене тысячи дешёвых барж
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Материал комментируют:

Правительство время от времени реанимирует масштабные планы, которые уже озвучивались в прошлые годы, но затем были благополучно забыты. На этот раз председатель правительства Михаил Мишустин на заседании с вице-премьерами, которое прошло 20 октября, напомнил о том, что в ближайшие десять лет в России с отечественных верфей должны сойти более 1500 гражданских судов и средств морской техники.

В прошлый раз эта цифра озвучивалась правительством на ВЭФ в 2022 году.

Судя по всему, программа развития гражданского флота обретает второе дыхание. Как сообщил Мишустин, уже в текущем году Росморречфлоту на эти цели выделено дополнительно 9 миллиардов рублей из резервного фонда Кабмина. А за ближайшие 6 лет в гражданский флот и судоверфи государство вложит пол-триллиона рублей.

Читайте также
«Алтайский Куршевель» Минфина и Грефа похоронит как «Сибирскую монету», так и Манжерок «Алтайский Куршевель» Минфина и Грефа похоронит как «Сибирскую монету», так и Манжерок Виктор Ромашкин, КПРФ: Появление игорной зоны люди у нас, в Горном Алтае, не приветствуют

— Это будет рекордный объём финансирования отрасли, — констатировал Мишустин.

О том, помогут ли рекордные объёмы финансирования поднять со дна гражданский флот (и прежде всего — речной, который особенно нуждается в реанимации) — «Свободной Прессе» рассказал генеральный директор АО «Гипроречтранс», вице-президент Российской академии транспорта Владимир Рудомёткин.

— Очень хорошо, что правительство обратило внимание на водный транспорт, потому что он является наиболее экономически выгодным. Одна баржа, груженая 5 тысячами тонн, заменяет собой примерно 200−250 автопоездов. Это 200−250 заправок, 200−250 водителей, которых можно умножить надвое, если они идут в дальние рейсы. А баржа управляется экипажем их двух-трёх человек.

Плюс к этой экономии — не портится экология, не забивается трафик на дорогах, а баржа везёт груз спокойно, никому не мешая.

Осознание правительством, что внутренний водный транспорт, а также морской транспорт являются состоятельными — это важно.

Теперь о том, что касается достаточности или недостаточности выделяемых сумм. Я высказываю только свое мнение: на мой взгляд этих денег не хватит, если вопрос о водном транспорте не решать комплексно.

Сегодня простое вливание денег вряд ли поможет улучшить ситуацию. Потому что главная проблема в отрасли — кадровая.

Нет обычных сварщиков, нет банальных рабочих специальностей. К сожалению, речные профессионально-технические училища закрываются в последние годы. Я неоднократно говорил о недопустимости их ликвидации, в том числе, в таких регионах, как Печора (Печорское речное училище сохранено, — «СП»).

Закрываются вузы: Академия водного транспорта в Москве прекратила своё существование. Без квалифицированных специалистов добиться заявленных результатов невозможно.

«СП»: Какова ситуация на судостроительных, судоремонтных заводах и верфях?

— Речные судостроительные предприятия находятся в плачевном состоянии. Ни о какой модернизации за последние 20−30 лет не приходится говорить. А выпускать новые суда на старых «керосинках» невозможно.

Отчасти потеряна школа судостроения. Мы давно не выпускали судов новых конструкций. Нам нужно научится делать суда с меньшей осадкой при той же грузоподъёмности.

Поэтому я и повторяю, что вопрос о развитии речного транспорта должен решаться комплексно, а не просто — выделить деньги, непонятно кому и для какого потребителя. Вот получили они эти деньги. Что они с ними будут делать?

«СП»: В этом и самый главный вопрос. Если пол-триллиона размазать тонким слоем, и мы не узнаем ФИО того, кто за них отвечает — результат может оказаться нулевым…

— Да, во-первых, должны быть фамилия, имя и отчество; а во-вторых, необходим план развития. В советский период мы дважды проходили этапы подъёма отрасли, но тогда чётко всё было расписано: кто конкретно чем занимается; что должно произойти через три года, а какой результат — через 5 лет. За выполнение сурово спрашивалось.

У каждой задачи должно быть ФИО. Поэтому я буду очень рад, если пожелания правительства окажутся подкреплены результатом. Но пока мне не очень верится. Дай Бог, чтобы я ошибался, — сказал специалист.

Многие эксперты в области речного транспорта критично оценили первую инвестицию в 9 миллиардов рублей. Как следует из распоряжения правительства от 17 октября 2025 г., в котором детально перечисляются суммы и виды работ, из первого транша речникам опять не досталось ничего.

О том, по какому принципу будут распределяться в течение 6 лет 500 миллионов рублей на гражданский флот, «Свободной Прессе» рассказал эксперт по кораблестроению, директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Прохор Тебин.

— Правительство смотрит на средний возраст судов и на потребности в различных видах водного транспорта, а они есть и на море, и на внутренних водных артериях. Потребность в речном транспорте повышается в связи со строительством коридора Север-Юг, в котором внутренние водные пути будут играть постоянно растущее значение.

Однако речная навигация в большинстве случаев не является круглогодичной, и перекос в сторону морских судов, которые можно использовать постоянно, вероятно, будет наблюдаться и впредь. Особенно — с учётом того, что развивается Северный морской путь, а кроме того, если говорить об объёмах, то через Балтику, Чёрное и Азовское моря поток всё же больше.

Если говорить о реках, то там вопрос шире, чем просто судостроение. Требуется модернизация шлюзов, работы по углублению дна.

Читайте также
Тревожный звонок: Forbes пророчит долговую тюрьму для российских госкорпораций, включая «Газпром», РЖД и "Роснефть" Тревожный звонок: Forbes пророчит долговую тюрьму для российских госкорпораций, включая «Газпром», РЖД и «Роснефть» Константин Смирнов: Государство задолжало само себе десятки триллионов под чудовищные проценты. Но само долги может и списать

«СП»: Гражданскому морскому флоту проще привлекать частные инвестиции, вплоть до того, что некоторые перевозчики и производители товаров из морепродуктов сами могут оплатить строительство судов для своих нужд. «Свободная Пресса» приводила такие примеры. Но у речников нет аналогичных возможностей, самостоятельно и без поддержки речфлот не выживет. Это учитывается властью?

— Конечно, речникам нужны и субсидии, и особые лизинговые ставки. Пол-триллиона, которые дополнительно выделит правительство, — это очень большие деньги. Но они должны дополняться частными инвестиции, иначе ничего особенного не получится. А для этого нужно создать климат.

Важно, что в рамках государственной программы транспортной доступности, речной флот теперь рассматривается не как нечто отдельное, а как неотъемлемая часть всей национальной транспортной системы и евразийского транспортного каркаса, — сказал эксперт.

Напоследок попробуем оценить, сколько кораблей можно построить на пол-триллиона. Самая доступная* самоходная баржа, способная перевезти 40 тонн груза, стоит 65 млн рублей. Деньги на строительство нужно внести предоплатой. Даже если измерять такими судами, то половины триллиона не хватит и на 1000 барж.

Вдвое дороже стоит баржа с водоизмещением от 1000 тонн, но — без буксира. А доступный по цене танкер стоит от 12 миллиардов рублей по предоплате.


* Используется информация из рекламных буклетов судостроителей.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Владимир Оленченко

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

Николай Азаров

Председатель Комитета спасения Украины, экс-премьер Украины

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня