«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова
По данным исследовательских сервисов в третьем квартале 2025 года уровень зарплатных предложений в Курганской области вырос на 36% и достиг 82 860 рублей в месяц при фиксированном графике работы.
По итогам 2024 года Курганская область заняла третье место в России в блоке «Экономическое развитие субъекта РФ» рейтинга Минпромторга. Общий индекс промышленного производства в регионе составил 124,9% к предыдущему году, в рейтинге субъектов РФ область вышла по этому показателю в лидеры страны.
Индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях региона впечатляет — 132,5%, 2-е место в масштабах России. Самый большой рост в Курганской области зафиксировали в 2024 году в производстве готовых металлических изделий (203%, то есть более чем вдвое), обработке древесины и производстве изделий из дерева (133%), производстве прочей неметаллической минеральной продукции (129,5%), машин и оборудования (126,1%), прочих транспортных средств и оборудования (125%), текстильных изделий (126%).
Заказов все меньше, цеха консервируют. Дыры в региональных бюджетах заставляют экономить на людях
Падение экономики Урала и Сибири подтверждается официальными данными, однако в ближайшее время краха в стране не случится
Мало того, в 2024 году рост выручки крупного и среднего курганского бизнеса по сравнению с 2023 годом составил 30,3%. Где еще есть такое, особенно в условиях высоких ставок по банковским кредитам?
На протяжении многих десятилетий Курганская область последовательно погружалась в депрессию. Экономические показатели резко падали, из региона активно уезжали люди: в Челябинск, в Екатеринбург, в Тюмень.
Но с приходом нового человека на пост губернатора осенью 2019 года ситуация начала меняться. Впрочем, предоставим мнение специалисту. Корреспондент «Свободной Прессы» поговорил про курганское «экономическое чудо» с руководителем Уральского экономического союза Олегом Витковским.
«СП»: Если сравнивать Курганскую область с другими регионами УрФО (пока без северных территорий, где ситуация особая), как смотрится сейчас Зауралье?
— Насколько помню, в Челябинске (это данные только по областному центру, без области в целом) порядка 85 тыс. рублей зарплата, Уфа уже немного отстает от Челябинска. В Екатеринбурге в среднем 92 тысячи зарплата. Очевидно, что Курган сильно прибавил. В абсолютных величинах Курганская область пока другим регионам Урала уступает. Но динамика развития, роста в Курганской области зашкаливает. По 30% годовой рост.
«СП»: За счет чего это стало возможно, да еще в нынешних непростых, мягко говоря, условиях для бизнеса?
— Приведу такой пример. У лизинговой компании покупал на днях вышивальные машины. Они забрали долги такими машинами.
Выясняется, что был цех в Тюмени. Они получили оборудование на много миллионов рублей под субсидии 50% - на новое оборудование. Такая субсидия еще есть в Московской области. Где еще в регионах есть такое, не знаю.
«СП»: Ну в Тюмени бурный экономический рост давно.
— Такая господдержка экономики началась с тех времен, когда в Тюмени Сергей Собянин был губернатором. А Вадим Шумков был у Собянина заместителем директора департамента стратегического развития региона. И занимался развитием предпринимательства в Тюменской области. Он наработал тогда много инструментов для открытия совместных предприятий, развития бизнеса в целом. Поддержка была колоссальная. Видимо, бюджеты позволяли. Да и сейчас позволяют.
«СП»: Осенью 2019 года Шумков возглавил Курганскую область.
— И все хорошие наработки привез в Курган. Немаловажно и то, что Шумков сам родом из Курганской области.
«СП»: Интересно, почему в других регионах нет таких наработок и соответственно такого экономического роста?
— Чем отличается Шумков от других губернаторов? Он себя ставит на место бизнеса. Такого подхода нет больше почти нигде в регионах России. Да что там регионы, на федеральном уровне бизнес называют порой не очень хорошими словами. Но если ты сам вышел из бизнеса на руководящие должности, у тебя будет принципиально иной подход к управлению отраслью или регионом.
«СП»: Шумков в самом деле в 90-е годы работал не только юристом, но и гендиректором компании «Юганскпромфинко», например. А потом — конкурсным управляющим ряда предприятий.
— Главное в том, что Шумков ставит себя на место предпринимателя и понимает, что нужно предпринимателю сейчас, что нужно завтра. И дальше просчитывает на несколько лет вперед, понимая, что предприниматель отработает все субсидии, кредиты. Плюс разовьет современное предприятие, которое будет привлекать молодые кадры. А это потянет за собой создание цепочки новых предприятий.
«СП»: Как кратко описать суть подхода властей Курганской области?
— Здесь облизывают бизнес! Это во-первых. А во-вторых, глава региона очень жестко проверяет исполнение своих распоряжений.
Другие губернаторы тоже, казалось бы, вникают во многое. Их жизни не позавидуешь. Тот же Алексей Текслер доезжает до самых краев огромной Челябинской области. Причем, неоднократно. Но он более мягкий руководитель.
Шумков жестче. Причем, курганский губернатор спрашивает не только за те преференции, которые он выдал. Он спрашивает предпринимателей, что им помешало выполнить ранее данные обещания.
Если выясняется, что помеха исходила от конкретного чиновника, тут же спрашивает с этого чиновника. То есть все за всех отвечают. Этакая круговая порука в хорошем смысле. Гнев губернатора, если что, дойдет до каждого. Брак в работе не останется незамеченным. Найдут и накажут.
«Справедливость существует»: Рабочий отсудил у «Уралвагонзавода» полмиллиона рублей
Оказывается, даже споры сотрудников с могущественными госкорпорациями в России имеют шансы на успех
— Факт в том, что бизнес при таком губернаторе боится сделать плохой продукт.
«СП»: По идее бизнес сам должен быть заинтересован делать хороший продукт. Чтобы его покупали и чтобы прибыль росла.
— Бизнес-то заинтересован делать хороший продукт. Но везде разные условия для ведения бизнеса. В одних регионах дают субсидии на покупку оборудования, а в других нет. В разных регионах разный уровень зарплат. Где-то продукцию бизнеса негласно обязывают включать в тендеры, использовать местный продукт.
«СП»: Быстрый рост зарплат связан с повышением эффективности курганского бизнеса?
— У них была низкая зарплата в регионе. Сейчас она поднялась. Шумков налоговыми льготами привлек инвестиции, чтобы бизнес открывал новые предприятия, новые цеха. Причем, это предприятия с длинными заказами, включая оборонку.
Новым предприятиям нужны кадры. Чтобы привлечь специалистов, особенно из благополучной Тюмени, пришлось поднимать зарплаты. В общем, привлекли работников рублем и прочими условиями вплоть до предоставления жилья, детских садиков и школ для детей. И стали переманивать целые семьи, рабочие династии.
«СП»: И потенциальные кадры такое предложение оценили?
— Да, народ в Курган хлынул. А раз в регион возвращаются люди, это дополнительный стимул для новых инвестиций. Вот на чем оказалось построено курганское экономическое чудо. Это теперь пример для многих регионов, как можно прыгнуть из грязи в князи.
Хотя в абсолютных величинах в Курганской области все еще недостаточно развито производство, недостаточен размер ВВП. И зарплаты пока еще уступают соседним регионам. Но они быстро приближаются по показателям к более сильным соседним регионам. Если Шумкова не переманят в Москву, у Курганской области будут очень большие перспективы.
«СП»: Обычно бизнес жалуется, что все заявки на ту же госпомощь тонут в бюрократических переписках.
— Это еще одно достоинство подхода Шумкова — он убрал всю бюрократическую волокиту, сократил лишние чиновничьи звенья и в итоге резко уменьшил сроки от принятия решения до исполнения.
И когда бизнес увидел, что у одного конкурента дело пошло при господдержке, у другого, остальные тоже захотели войти в эту систему развития. С некоторых пор и челябинские предприятия стали открывать свои новые производства в Курганской области.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал