Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Гадание на навигационных картах: При сбоях GPS-навигации наши летчики вспомнят, как их учили летать — и не стушуются

Полеты на отремонтированных «Боингах» и «Эрбасах» ограничат количество стран, куда смогут летать россияне

3399
Гадание на навигационных картах: При сбоях GPS-навигации наши летчики вспомнят, как их учили летать – и не стушуются
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Материал комментируют:

Росавиация выдала разрешение «Аэрофлоту» на техническое обслуживание самолетов иностранного производства — различных моделей Boeing и Airbus. После этого авиакомпания сможет обслуживать лайнеры, зарегистрированные в российском реестре.

Сертификат Росавиации также позволяет выполнять техническое обслуживание и восстановление более чем 1100 компонентов самолетов «Аэрофлота» зарубежного производства, с применением отечественного оборудования с выпуском талона годности.

До этого стало известно, что Росавиация рекомендовала авиакомпаниям подготовиться к полетам без GPS. Авиаперевозчики обязаны оценить риски и ограничения, связанные со сбоями навигационных приборов. Экипажи должны быть готовы к выполнению стандартных процедур взлета и захода на посадку без спутникового сигнала.

Читайте также
Одесса, бунт «7-го километра»: «Здесь своя полиция, свои СБУ и ТЦК. Главное человеку - сюда добраться» Одесса, бунт «7-го километра»: «Здесь своя полиция, свои СБУ и ТЦК. Главное человеку — сюда добраться» Почему на Украине протесты против могилизации остаются лишь локальными вспышками

Ситуация получается странная: в наших телефонах наряду с американской GPS прошита российская ГЛОНАСС. В автомобилях также присутствует аварийный извещатель с ГЛОНАСС. Почему самолеты ориентируются исключительно на американскую GPS? И что значит ориентироваться на «стандартные методы навигации»? По карте? Или с ориентировкой по местности?

С такими вопросами «СП» обратилась к летчику гражданской авиации, экс-командиру воздушного судна Алексею Кочемасову.

— Система GPS используется в полетах в основном для коррекции. В самолете есть своя инерционная система, которая корректирует полет. Плюс никто не сбрасывал со счетов наземные радиомаяки и карты. На систему GPS ориентируются в основном в европейских аэропортах. Но если мы не летаем в Европу, можно выдохнуть и работать, как раньше.

Ведь при СССР только так и летали, и аварий практически не было. По опыту могу сказать, что на сегодня около 70% самолетов отечественного парка не летают с использованием GPS-навигации, — резюмировал летчик.

Почему мы решили отказаться от системы GPS-навигации и как к этому относятся в Ространснадзоре? Мы попросили прокомментировать этот вопрос заслуженного летчика СССР, председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова.

— Эта мера очень правильная и своевременная. В последнее время было зафиксировано много сбоев GPS-навигации. Например, при объявлении плана «Ковер» средства радиоэлектроннной борьбы (РЭБ) парализуют работу электронных бортовых систем.

Последний трагический пример — падение азербайджанского самолета: тогда включилась команда «Ковёр», GPS-навигация была парализована, другими способами навигации азербайджанские пилоты, к сожалению, не пользовались.

Хочу сказать, что при СССР мы летали и без GPS, сейчас экипажи должны пройти специальную подготовку и ориентироваться иначе. Есть, например, приводные радиостанции, ими обеспечены все населенные пункты от Москвы до Хабаровска. При заходе на посадку самолет использует систему радиомаяка СП-50.

«СП»: У нас есть своя отечественная спутниковая система ГЛОНАСС, она не может заменить GPS?

— Наша национальная система ГЛОНАСС действует, и мы ей пользуемся. Но когда идет воздействие со стороны средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), она тоже отключается. Поэтому бывают случаи, когда приходится вслепую заходить на посадку.

При СССР, кстати, от пилота требовали такие навыки. Сейчас техника конечно другая, на самолетах установлены бортовые радиолокационные станции, есть светящийся экран, на котором видно воздушное пространство. От летчиков сейчас требуется больше опыта и навыков.

«СП»: Росавиация теперь позволяет выполнять техническое обслуживание и восстановление более чем 1100 компонентов самолетов «Аэрофлота» зарубежного производства, включая двигатели. Как это отразится на безопасности полетов?

— Решение Росавиации понятно: там держат в уме сокращение нашего авиапарка. На сегодня «Боинги» и «Эрбасы» обеспечивают более 90% перевозок. Очевидно, до тех пор, пока не будет выполнена программы «тысяча отечественных самолетов», которую обещали правительству в ОАК, нам придется летать на ремонтированных западных самолетах.

Перед авиаконструкторами и авиастроителями сейчас непростая задача, ведь самолет — это сложнейший механизм. К тому же надо действовать по международным правилам, которые должны быть согласованы с производителем самолета.

Но надо иметь в виду, что «Боинг» или «Эрбас» с замененными запчастями могут принять не все зарубежные аэропорты: там свой технический регламент. Особенно строгие правила касаются двигателя самолета.

«СП»: Долгое время выручал параллельный импорт. Сейчас что-то пошло не так?

— Параллельный импорт в последнее время из-за вторичных санкций и с учетом логистики стал на порядок дороже. Есть случаи поставки контрафакта, и их немало.

Так что лучше производить надежное и своё. Другое дело, самолеты с российскими отечественными запчастями могут вызвать недоверие в некоторых странах. Что касается Европы, то мы туда и не летаем.

Читайте также
Горбачевско-ельцинскую смуту страна не одолела до сих пор Горбачевско-ельцинскую смуту страна не одолела до сих пор Запад видит в России «СССР 2.0». А что мы?

Традиционные маршруты — Турция, ОАЭ, Вьетнам, Китай, дружественные страны Средней и Центральной Азии и Закавказья, думаю, не будут столь придирчивы. До этого они закрывали глаза на наше импортозамещение в «Боингах» и «Эрбасах».

Для нас главное — сохранить авиасообщение внутри страны, нам необходимо сохранить объем авиаперевозок в России. Что касается полетов за рубеж — не исключаю, что будут новые ограничения, — подытожил авиаэксперт.

Кто будет сертифицировать «обновленные» двигатели и другие запчасти в «Боингах» и «Эрбасах»? И как к этом относятся профессиональные авиаторы? Этот вопрос «СП» адресовала генеральному директору Ассоциации «Аэропорт» Виктору Горбачеву.

— Что касается «обновленных» после ремонта двигателей «Боингов» и «Эрбасов», у нас существует своя система допуска и сертификации. Разумеется, если мы отремонтируем и частично видоизменим двигатель в «Боинге» или «Эрбасе», в Западную Европу и США такой самолет могут не допустить, но мы в принципе туда и сами не рвемся. На традиционных маршрутах к этому относятся спокойно.

«СП»: Очевидно, ситуация в авиации должна подтолкнуть наших отечественных авиаторов? Когда реально получить если не тысячу, то хотя бы 200−300 отечественных самолетов?

— Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров озвучил статистику: у нас к 2030 году выйдут из строя 330 импортных самолетов. Это треть отечественного авиапарка.

Именно на столько мы и должны заместить «Боинги» и «Эрбасы» нашими МС-21, Ил-114−300 и Superjet 100 new. Президент поставил задачу: увеличить авиаперевозки к 2030 году на 150%. Указы президента не выполнять — это рискованно.

Последние новости
Цитаты
Максим Чирков

Экономист

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня