Рост потребительских цен в России по итогам года замедлится до 6,5%, заявил на заседании бюджетного комитета замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев, причем, по его словам, это снижение будет продолжаться и в следующем году. Напомним, что первоначальный годовой прогноз по инфляции в 8% уже был понижен месяц назад премьер-министром Владимиром Путиным до 7%, но и он не обещал 6,5%. Учитывая то, что за восемь месяцев года даже официальная инфляция уже достигла 5,2%, получается, что за оставшиеся три месяца ей осталось добрать всего — ничего.
Конечно, столь бодрые прогнозы вполне вписываются в рамки предвыборной агитации, но насколько они реальны? Об этом «СП» рассказал руководитель группы прогнозирования Центра развития ГУ-ВШЭ Максим Петроневич.
— На самом деле такая инфляция по итогам года вовсе не расходится с существующей действительностью. И главная причина в том, что урожай в России в нынешнем году был очень высок. А так как в России, в отличие от европейских стран, цены на продовольствие составляют львиную долю показателя инфляции, то это уже остановило ее рост. Речь идет не только об овощах и фруктах, но самое главное о ценах на зерно, сахар и так далее, которые падают достаточно активно. И если этот тренд сохранится, то 6,5% годовой инфляции вполне достижимы.
«СП»: — А как же рост цен на непродовольственные товары?
— Инфляция на непродовольственные товары и услуги пока остается высокой — на уровне 7,5%, и, скорее всего, будет продолжать расти. Здесь нужно также отметить, что падение цен на продовольственные товары — это однократный фактор, не стоит надеяться, что такая ситуация будет продолжаться в следующем году. По этой причине, я рассматриваю показатель 6,5% в этом году, как случайный результат, который может быть достигнут только благодаря неожиданной конъюнктуре.
«СП»: — Получается, как будто бы Бог дал нам эту передышку в многолетнем росте инфляции в стране?
— Бог взял у нас урожай в прошлом году, а в этом дал. Но чтобы достигнуть хотя бы такого же результата в следующем году нужно будет сильно постараться, потому что надеяться на природу больше не стоит.
«СП»: — Выходит, за оставшиеся месяцы инфляция вырастет не более чем на 1,3%?
— Но это не значит, что абсолютно все товары будут расти именно настолько: что-то будет дешеветь, что-то дорожать. Продовольствие будет дешеветь, а все остальное расти на 0,5%-0,6% в месяц, и средняя составляющая будет на уровне 1,3%-1,5% по итогам года.
«СП»: — Некоторые эксперты считают, что цены на продовольствие тоже скоро перестанут снижаться, потому что сельхозпредприятия набрали много кредитов, которые придется отдавать?
— Понятно, что в общем цены на продовольствие в октябре — декабре уже не будут показывать отрицательный результат, как это было в начале осени. Существует вполне объективный сезонный фактор, когда цены немного растут, компенсируя предыдущее падение. Но в связи с хорошим урожаем, мы считаем, на сей раз этот рост перейдет на начало следующего года.
«СП»: — А как же рост цен на бензин, который продолжается, несмотря на все усилия правительства?
— Дело в том, что составляющая цены бензина не столь велика даже в продовольственных товарах — не более 2%. К тому же нынешнее удорожание бензина во многом было вызвано тем, что значительно девальвировался рубль, поскольку внутренняя стоимость топлива в России во многом зависит от эквивалента во внешних ценах. Поэтому вполне возможно, что рост цен на бензин остановится.
«СП»: — Сейчас рубль обесценился уже до 32 за доллар, и укрепляться не собирается. И это ведь тоже будет подталкивать цены вверх?
— Согласен, но сейчас очень многие компании, которые занимаются импортом, сталкиваются с тем, что спрос на их товары в России не растет, конкуренция на рынке очень сильна. И сильно повышать цены в такой ситуации вряд ли кто-то решится — он просто потеряет покупателя и долю рынка. Поэтому, я думаю, увеличение цен, связанное с девальвацией, будет растянуто во времени, и проявится уже не в этом году, а в следующем. К тому же, оптовые цены на этот год у крупных поставщиков уже утверждены, и они вряд ли станут их пересматривать, а мелкие не решатся повысить первыми.
«СП»: — Значит, до конца года нам можно не напрягаться насчет роста цен?
— Да, но и в следующем году компенсирующий рост цен будет постепенным: например, на 4% в январе, на 4% - в апреле, еще 4% - в августе и так далее. Однако в январе месяце, как всегда, сработает фактор декабрьского поступления в экономику остатков средств бюджетных расходов по различным статьям. Причем, на этот раз он будет более сильным, учитывая все социальные обязательства данные правительством, которые накануне выборов просто зашкаливают. И только перенос традиционной компенсации тарифов естественных монополий с января на начало лета несколько смягчит эффект роста цен. Но все равно инфляция будет значительной.
«СП»: — Получается, снижение инфляции в этом году — это просто временное затишье, которое еще аукнется нам в будущем. А есть у вас прогнозы по инфляции и курсу рубля на следующий год?
— Инфляция в следующем году наверняка не уложится в запланированные 6%, и будет на уровне 7%-8%. Но инфляция — не самое главное, о чем сейчас нужно беспокоиться правительству. Нужно думать, что делать, если проблемы наших ближайших соседей в Европе вдруг обострятся, и цена нефти на мировом рынке упадет. Если этого не произойдет, и цены на нефть останутся на нынешнем стабильном уровне в 100 долларов за баррель, то рубль ожидает мягкая девальвация в пределах 3%-5% - до 33 рубля с небольшим за доллар. Но если в Европе пройдет череда дефолтов, которая вызовет резкое снижение производства, и цены на нефть упадут, то эта девальвация рубля уже не будет плавной. Например, в случае падения цены нефти до 60 долларов за баррель, которое тоже возможно, я не исключаю падения курса рубля и на 25% - до 40 рублей за доллар. Это вполне реально.
«СП»: — И что тогда будет с нашей экономикой, полный крах?
— Думаю, с одной стороны для России это будет даже полезно. Потому что такой негативный шок заставит, наконец, правительство провести необходимые структурные изменения в отечественной экономике и начать перестройку ее сырьевой модели, о которой в период высоких цен много говорится, но пока практически ничего не делается…
Как сообщил Росстат, рост потребительских цен в России за неделю с 11 по 17 октября снова ускорился до 0,1% после нахождения на нулевой отметке в течение четырех предыдущих недель. Тем временем, продолжили снижаться цены на пшено — на 4,4%, гречневую крупу — на 2,7%, сахар-песок — на 1,1% и пшеничную муку — на 0,4%. Плодоовощная продукция в среднем подешевела на 1,2%, в том числе лук — на 2,3%, картофель — на 1,7%, а морковь — на 1,4%. Цены на автомобильный бензин за неделю выросли на 0,2%, на дизельное топливо — на 0,9%. Отопление за неделю подорожало на 0,2%.
Фото: Хуберт Голстейн/Коммерсантъ