«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин

Из разных регионов России стали поступать сигналы о задержках, а то и не выплатах зарплат.
Бывшие сотрудники тюменской компании «Сетьтранс» на днях пожаловались на невыплату зарплаты. Им работодатели задолжали без малого миллион рублей. Одному из уволившихся компания должна, по его словам, 200 тысяч.
В начале ноября появилось сообщение, что 20-и бывшим работникам еще одной тюменской компании (на сей раз это «Спец Монтаж») не выплатили 1,6 млн рублей.
В Уфе тем временем возбудили уголовное дело за невыплату зарплат трем сотрудникам строительной компании «Элит строй» в период с января по апрель (в сумме более 300 тыс. рублей).
В городе Новоалтайск компания «Алтаймакулатура» задолжала сотрудникам намного больше, почти 32 млн рублей по зарплате. Решило вопрос только вмешательство прокуратуры.
Семь процентов? Это ложь! Цены заставляют хвататься за валидол — но валидол тоже подорожал
Инфляция в России по ощущениям граждан в разы выше официальной, а шринкфляция вынимает из нашего кармана еще триллион рублей
С одной стороны, в масштабах России речь идет о долгах по зарплатам на сумму в пределах 2 млрд рублей. Для российской экономики это копейки. С другой, прозвучавший первый звонок нельзя игнорировать.
В разговоре с корреспондентом «Свободной Прессы» уральский экономист, руководитель «Центра анализа и прогнозирования» Сергей Гордеев обратил внимание на другую реальную проблему, которая, если ее не решить, уже в следующем году приведет к дальнейшему росту невыплат и задержек зарплат.
«СП»: Итак, пока невыплата зарплат имеет место лишь в отдельных предприятиях. Причем, не самых крупных. Но параллельно предприниматели предсказывают, что начинается массовый уход с рынка компаний в сфере малого и среднего бизнеса.
— С задержками выплат зарплат ситуация пока действительно редкая. Массово такой проблемы еще нет. Но первый звонок о непропорциональностях развития экономики появился. Сказываются две причины.
Первая — образуется довольно сложная цепочка: инфляция, удорожание продукции, провалы в реализации, кассовый разрыв, наконец, нехватка денег на зарплату.
Вторая причина — отсутствует механизм преодоления упомянутого кассового разрыва. Заоблачные ставки по кредитам не позволяют компаниям даже занять деньги на преодоление кассового разрыва. Кроме того, в условиях сложной ситуации для многих предприятий кредит по таким ставкам банки могут просто не дать.
«СП»: Получается, корень бед в инфляции и высоких ставках?
— В отдельных отраслях инфляция уже двузначная, в разы больше средней. Мы можем судить об этом по ценам на продукты в магазинах. Самое неприятное, что рвутся цепочки поставок. Если не принимать оперативно мер, явление станет массовым. И в конечном счете приведет к цепочке неплатежей.
«СП»: На неплатежи уже многие предприниматели жалуются.
— Проблема неплатежей серьезно коснулась даже гарантированных поставщиков. Основная причина банальная — в бюджетах просто не хватает денег на запланированный объем расходов. Ранее мы уже говорили о большом госдолге и значительном бюджетном дефиците Челябинской области.
В силу этой нехватки средств где-то возникнет цепочка неплатежей. Что-то будет не оплачено, что-то не заказано. Произойдет финансовый сбой. А механизма быстрого устранения сбоя нет.
«СП»: Получается, крайними станут исполнители госзаказов либо даже бюджетники?
— Первые признаки кассового разрыва на Урале уже были у бюджетов регионов. Минфин выручил. Но это скорее исключение в общей практике. Есть обязательные платежи в бюджетах. Их постараются выполнять.
Однако узким местом может стать, например, коммуналка. В том числе оплата за потребляемое тепло. Это достаточно серьезно. Пока проблема не достигла критического уровня. Но надо смотреть динамику, насколько проблема будет разрастаться. Предпосылки не очень хорошие.
«СП»: 2026 год обещает быть тяжелым. Неплатежи, невыплата зарплат… Или возможен вариант выкрутиться?
— Причины названных проблем в 2026 году устранить не получится. Заметного снижения инфляции ждать не приходится, повышения деловой активности — тоже. А фискальная нагрузка, как мы видим, растет. И особенно сильно это коснется малого бизнеса.
В том числе в связи с введением и повышением НДС. Но вводить масштабную бухгалтерию без перспектив роста бизнеса вряд ли имеет смысл. Пойдет ли бизнес на такие риски? Проще свернуть объемы.
Спор банков с маркетплейсами: «Цель „наезда“ понятна, аргументы Грефа — нет»
Делайте скидки на ипотеку, на лизинг — и к вам тоже люди потянутся, советуют «ущемленным» бизнес-особам, «приближенным к императору», экономисты
Понятно, что можно искать разные способы выхода из нынешних проблем. Но ни один из них не приводит гарантированно к улучшению финансовой ситуации. Преувеличивать проблему сейчас, конечно, не стоит. Но и не замечать ее опасно.
«СП»: Какие меры надо принимать, если нет зарплаты или те же неплатежи? Прокуратуру подключать?
— Можно и прокуратуру подключать. Но если на счете компании нет денег, то что сделает прокуратура?
Представитель сети гипермаркетов на условиях анонимности рассказал «СП», что предоставляет крупные скидки оптовикам и дает возможность рассрочки платежа до 90 дней. «И все равно не платят!», — вздыхает собеседник нашего издания.
По информации Российского союза промышленников и предпринимателей, в прошлом году проблема неплатежей затронула 25% опрошенных предпринимателей. В этом году неплатежи коснулись уже 40% российских компаний.
И параллельно появились жалобы на задержки в выплате зарплат. В отдельных случаях — на многомесячные задержки.
Реальность, данная нам в ощущениях, — это рост закредитованности бизнеса, рост количества ликвидаций компаний и банкротств. По некоторым прогнозам, процесс может принять лавинообразный характер уже в первом квартале 2026 года.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал