«Союзники дорого стоят, и по большей части они ненадежны...»
Сергей Караганов

С пометкой «срочно» информационные агентства распространили сообщение из Кремля, в котором президент России Путин дал поручение начать реализацию плана структурных изменений российской экономики, рассчитанного до 2030 года.
Его уже окрестили «планом по обелению экономики» и «новой перестройкой». Но мне на ум почему-то приходит сравнение с тезисами съездов КПСС. Только съезды эти обозначали конкретные пятилетние планы, срыв выполнения которых приводил к не менее конкретным оргвыводам.
В данном же случае «кремлевские пожелания» достаточно абстрактны. Как выразился один из моих собеседников-экономистов: «Это взгляд на мир из тонированного окна «Ауруса».
Читая «кремлевский план» преобразования российской экономики, невольно задаешься вопросом — а где расчеты, где конкретные отрасли, где ответственные за выполнение? Без этого любой план — декларация о намерениях, не более.
Страховщики шокированы — лайнеры российских авиакомпаний терпят аварии самым неожиданным образом
Андрей Литвинов: Уровень квалификации авиационного технического персонала оставляет желать лучшего
Демография, допустим, процесс, трудно контролируемый из Кремля, его и субсидиями, как видим, не решишь. Но все остальное — вполне конкретные направления. При этом про способы реализации — ни слова.
Что конкретно нужно сегодня нашей экономике, чтобы она вышла из тупика? Этот вопрос «СП» задала доктору экономических наук, профессору Финансового университета при правительстве России Александру Сафонову.
— В «плане Президента» не обозначено, что он подразумевает под структурными изменениями экономики. Но владея ситуацией, понять кое-что может любой здравомыслящий экономист. Начнем с того, что наша экономика, которая держится в основном на торговле природными ресурсами, оказалась сильно подвержена политическим колебаниям в мире.
«Ресурсная экономика» типа российской всегда будет уязвима для политических кризисов. Доходы любой сырьевой экономики всегда будут проблематичными, на них будут влиять события в мире.
«СП»: К тому же сейчас мир переходит на «Зеленую экономику» (green economy) — это модель экономического развития, предполагающая ответственное отношение человека к ресурсам Земли. В Германии впервые в мире запустили поезда на водородном топливе…
— Интерес к водороду как к топливу растет в мире с начала 21 века. Спрос на водород в транспортной сфере в 2021 году составил 30 тыс. тонн, это на 60% больше, чем годом ранее. С каждым годом эта цифра растет. Передовые компании автотранспортной отрасли давно работают в этом направлении.
На долю транспорта в мире приходится 37% выбросов CO2, поэтому крупные проекты стараются наполнить рынок чистым водородом и «озеленить» эти сферы экономики. Это происходит по всему миру. Не сложно предположить, что объемы потребления нефти будут сокращаться под влиянием технологических трансформаций.
И где окажемся в этом случае мы? Для России это вопрос номер один, потому что после сокращения продаж нефти и газа сократится потребление товаров внутри страны. Причина одна: сами мы их не производим.
Пока мы не определимся с отраслями, которые обеспечат собственное производство, мы не сможем говорить ни о технологическом лидерстве, ни даже о суверенитете страны.
«СП»: О каких отраслях в первую очередь идет речь?
— В первую очередь это все, что связано с энергетикой. Затем — производство станков и оборудования и развитие собственной электроники. Для этого надо создать собственную электронную промышленность, которой на сегодня в России нет. Без собственной электроники мы обречены на зависимость от других стран.
То есть о суверенитете можно будет говорить только применительно к границам. А ведь именно технологический суверенитет играет сейчас в мире определяющую роль.
«СП»: Россия — большая держава, без транспорта единство страны будет под вопросом. Но с нынешними ценами на железнодорожные и авиабилеты проще слетать в Турцию, чем, например, в Крым. Я уж не говорю про Владивосток…
— Авиастроение должно стать приоритетной отраслью, потому что иначе мы останемся единой страной только на бумаге. Железнодорожный транспорт, средства связи — все это должно работать совершенно на другом уровне. А не как сейчас…
«СП»: Политик Олег Царев недавно написал резонансный пост, в котором привел цены на билеты перед Новым годом. Самые дешёвые билеты на самолет сейчас стартуют от 17 до 30 с лишним тыс. руб. в Краснодар и 30−36 тыс. в Геленджик. На те же праздничные даты зарубежные лоукостеры предлагают следующее: стоимость билетов из Нью-Йорка в Европу в канун Нового Года составляет ~300−500€ (27−40 тыс. руб.). И это трансатлантический перелет на расстояние больше чем 5 тысяч километров (а от Москвы до Краснодара всего лишь 1196 км). Где выход?
— Выход в развитии собственной авиабазы и снижении аппетитов владельцев авиакомпаний. То же самое и с автомобилями. Если убрать все таможенные преграды и утильсбор, АвтоВАЗ никому в стране не будет нужен, простите за откровенность.
Не менее важны фармацевтика и производство лекарств. Мы закупаем сегодня значительную их часть, в медицине своего оборудования практически нет. Чем и как лечить людей, если введут очередные санкции?
«СП»: В плане президента много говорится о борьбе с коррупцией. Одна из целей, которую поставил Путин — усилить контроль за обращением наличных. Что это значит?
— Это один из способов борьбы с коррупцией. Например, создается какая-то «панама» под эгидой государства, условное «Роснано». Выделяются под это огромные государственные деньги. В итоге нам показывают один планшет, далее — молчание. Чтобы масштаб аферы сделать непрозрачным, деньги платят налом. Украденные средства и откаты вообще, как правило, возвращают налом. Наличные — это также способ уйти от налогов.
Коня на скаку уже можно, в горящую избу пока нельзя: Женщинам дадут больше прав в выборе работы
Ограничений на запрещенные профессии для женщин все меньше, но гендерное равенство рожать не поможет
«СП» В президентском проекте говорится: «Надеюсь, что повышение НДС до 22% в 2026 году будет временным». Как считаете, НДС снизится?
— Сколько помню себя, налоги у нас ни разу не снижались.
«СП»: Остается главный вопрос: откуда взять деньги на масштабную программу Президента?
— Для этого нужны инвестиции. В банки сейчас никто не пойдет, потому что кредиты выдадут под грабительский процент. Китай приобрел экономический суверенитет, вкладывая в это десятки миллионов долларов. Нам тоже пора перестраиваться. Ресурсная модель экономики исчерпала себя, нужна срочная перестройка в сторону развития технологий.
«СП»: Много говорится о высококвалифицированных специалистах, но им надо платить…
— На днях Минэкономразвития совместно с Минтрудом подготовили поправки в Трудовой кодекс РФ, которые позволят увеличить лимиты сверхурочной работы для желающих зарабатывать больше.
На самом деле этот шаг наглядно говорит о том, что у нас ставку делают не на высокотехнологичный квалифицированный труд, а на его интенсификацию.
А тем временем мир идет по иному пути…