«Зеленского устраивает сам процесс на Украине, а переговоры он только имитирует...»
Владимир Олейник
Россияне смогут работать и зарабатывать даже в случае, если они заболели. Революция в трудовых отношениях случится, если будет принят законопроект, внесённый в Госдуму 5 февраля. Граница между правами работника и работодателя сдвигается? Даже если и так, наступившая суровая эпоха пота и слёз не оставляет выбора.
«Человек сломал ногу. Он вынужден находиться дома, но при этом готов выполнять свои трудовые обязанности, если их можно выполнить вне офиса», — объяснял возможную ситуацию автор закона, глава комитета ГД по труду и социальной политике Ярослав Нилов. Другой вариант с его слов — заражение ковидом или иной инфекцией, требующей изоляции.
В пояснительной записке к закону говорится о создании гибких механизмов регулирования трудовых отношений для работников с временными ограничениями здоровья в цифровой экономике при расширении практики дистанционной работы. А бинарный, чёрно-белый, подход, как сейчас, когда работник либо болеет, либо «стоит у станка», признаётся устаревшим.
С чистого листа: авиакомпаниям обещают поставить ещё сто Ту-214. О прошлых сотнях, которые так и не появились, решено забыть
Дмитрий Дьяконов: Можно построить новые цеха, но если нет заказа на кадры — делать самолёты будет некому
Главной новацией станет понятие «временного адаптивного режима труда» (ВАРТ). Для этого авторы добавляют в Трудовой кодекс новую статью — 93.1.
Такой режим — полубольничного — будет устанавливаться по заявлению работника в случае согласия работодателя. Первый должен подать медицинское заключение, второй — обеспечить условия труда, учитывающие его состояние здоровья. Платить будут обычную среднюю зарплату. При этом ВАРТ можно прервать и выйти на обычный больничный.
Авторы закона особо подчёркивают баланс интересов всех сторон, включая «сохранение медицинским сообществом ключевой роли в оценке возможности работы в адаптивном режиме». То есть к врачу идти всё равно придётся. Но если работник дошел до поликлиники, то почему бы сразу не оформить больничный?
Видимо, основная проблема в размере дохода на период болезни. Размер пособия по временной нетрудоспособности сейчас от 873 до 6827 рублей в день. Причем, для получения средней выплаты нужно, чтобы стаж был не менее восьми лет, чего многие молодые сотрудники не имеют. Выйти на больничный и сосать лапу захочет далеко не каждый.
Существуют, конечно, человеколюбивые работодатели (или умные, понимающие свой интерес в удержании кадров), которые сами, добровольно доплачивают работникам сверх выплат по больничным листам до тарифной сетки или фактического заработка. Но таких, как показал опрос SuperJob, всего 11%.
По данным РАНХиГС, в минувшем году практически половина россиян (42,8%) не оформляли больничный лист при появлении явных признаков ОРВИ или гриппа из опасения потерять в заплате, предпочитая переболеть «на ногах».
Причем, эта доля из года в год только растёт (нестабильность?). Потери в зарплате могут составлять 20−40%.
«Мы не стремимся заставить людей работать через силу, — оправдывается один из авторов инициативы, депутат ГД Дмитрий Свищев. — Наша цель — дать им и их работодателям цивилизованный, правовой инструмент для взаимовыгодного сотрудничества даже в непростые периоды. Это логичный следующий шаг в эволюции трудового права». Поверим?
Законопроект появился на фоне серьёзного кадрового дефицита в стране, вызванного целым комплексом причин. Среди них структура общества — доля молодых в соответствии с демографическими волнами уменьшается, а доля стариков — растёт. А молодёжь не очень-то торопится надрываться, если можно прожить за счёт родителей.
Также, сказывается дисбаланс потребностей экономики и профессиональной подготовки кадров. Перепроизводство юристов, экономистов, никчемных дизайнеров обернулось нехваткой «синих воротничков» — мастеров, способных работать на станках, чинить, налаживать, собирать из комплектующих
Лучшая часть таких рукастых мужиков отправилась на СВО или нанялась на оборонные заводы, оголяя гражданский сектор. Не зря безработица в РФ сейчас на самом низком исторически низком уровне в 2,5%. А попытка закрыть дыры мигрантами не только малопродуктивна (среди них много криворуких), но и вызывает раздражение в обществе.
Ожидать от новации с больничными радикального влияния на рынок труда, наверное, не стоит. На практике работодатель нередко даёт «добро» сотруднику на работу из дома, если тот чувствует недомогание. Отлежаться 2−3 дня, работая на удалёнке без потери зарплаты — вполне распространённый вариант. Просто появится формальная схема для подобного.
Но что если это первый шаг в наступлении работодателей на права работников? Социализм давно закончился, а людишки по-прежнему права качают, могут рассуждать наверху. Как бы вслед за новацией о больничных не подверглись пересмотру такие фундаментальные вещи как продолжительность рабочего дня, недели, плата за переработки, отпуска.
40 рублей за доллар: «Праздник», который обрушит бюджет России
Александр Разуваев: Центробанки со всего мира перекладываются из американских ценных бумаг в золото
Не похоже. Законопроект внесён межфракционной группой депутатов, в которую вошли вице-спикер и главы четырех комитетов. Однако тут важнее партийный аспект. Среди авторов представители ЛДПР, «Новых людей», «Справедливой России» и КПРФ. Нет только «Единой России», имеющей в Госдуме большинство.
Кроме того, в пакете внесённых документов имеется отзыв правительства, который можно трактовать как негативный. В кабмине увидели во «временном адаптивном режиме труда» попытку девальвировать защитную функцию больничного листа, направленного на сохранение здоровья россиян, и предложили доработать законопроект.
С учётом сложившейся практики это может означать, что законопроект объединённой оппозиции либо будет зарублен правящей партией (в выборный год никто не должен отбирать голоса у власти власти), либо внесён уже от её имени (если будет признан выгодным), пока разработчики первого варианта корпят над исправлением ошибок.
Не исключено, что в единороссовский вариант будут включены положения из недавно отклонённого её же голосами Трудового кодекса, разработанного КПРФ. Присвоить себе социальный капитал коммунистов — святое дело… Впрочем, вряд ли. Нормы, направленные реальные права низов — не их конёк. Олигархи заругают.
Одно можно точно сказать: новая технологическая эпоха слишком сильно изменила трудовые отношения, чтобы это игнорировать.