Авторитетные мировые эксперты профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини и президент Eurasia Group Иан Бреммер на Всемирном экономическом форуме в Давосе выступили с довольно неожиданным совместным интервью. В нём среди прочего они «согласились», что «Россию, не стоит оставлять в составе БРИКС». Вместо нас в организацию, якобы, стоит принять Индонезию. «Они сплотились вокруг одной личности, у них исключительно отвратительная, непрозрачная и коррумпированная система государственного управления. Были времена, когда Медведев и Путин произносили прекрасные речи. Но Россия отстала, несмотря на свои ресурсы и сырье. Она ничего не сделала в правильном направлении, если сравнивать ее с другими странами БРИКС. Русские в большом проигрыше» — вынес свой «приговор» Нуриэль Рубини. Насколько справедливо столь категоричное мнение?
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Некоторые уважаемые представители западного истеблишмента уж не знают и на кого и по какому поводу «полаять». Обама объявил крестовый поход, по сути дела, против всех за продвижение американских товаров.
В своё время, безусловно, Россия была включена в состав стран БРИКС по абсолютно формальным признакам. И сам БРИКС был абсолютно формальной структурой, потому, что страны, в него вошедшие, очень разнятся. В своё время не только я, но и многие экономисты вдоволь наиздевались по поводу того, что это формальное объединение эффективных Китая и Индии, менее эффективной Бразилии, и совсем неэффективной России. Но господ Рубини и Бреммера это не волновало до той минуты, когда БРИКС, уже с участием Южной Африки, стал формировать свои организационные структуры. Именно тогда из случайного объединения БРИКС стал превращаться в международную силу. Эта организация является, хоть и не последовательной, но всё же альтернативой американскому глобализму.
И вот тут западные эксперты испугались. Россия входит в БРИКС уже не потому, что у неё высокие темпы экономического роста. Но потому что мы страна, не готовая согласится с тем, что солнце восходит на Западе, граждане которой ещё способны пользоваться компасом, учебником географии, собственной головой для того, чтобы убедиться в том, что это не так. Российское руководство хоть и не последовательно в своём убеждении, что оно должно существовать не ради глобальных рынков, а ради собственного народа, но всё-таки теоретически допускает вероятность того, что это не так. Именно по признаку отрицания Вашингтонского консенсуса страны объединяются в БРИКС. Господин Рубини опоздал года на 4 со своими заявлениями, и это пугает, потому что он был наиболее интересным человеком, который комментировал современный мировой кризис. И если уж такой эксперт допускает подобные ляпы, остаётся только Путина цитировать, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем.
«СП»: — А что стоит за пожеланием заменить в БРИКСе Россию на Индонезию?
— Это попытка вернуть БРИКС в его первоначальное состояние, когда объединяются страны по формальным признакам. Без России БРИКС рискует превратиться просто в список стран. Попытка уничтожить организацию, которая грозит возникновением альтернативы американскому господству. Индонезию, конечно, надо добавить к БРИКС — с этим я согласен.
«СП»: — Главный аргумент, которым оперируют западные эксперты, звучит всё-таки довольно убедительно. Мы не пускаем сверхприбыли от продажи энергоресурсов на модернизацию своей экономики, вопреки всем громким заявлениям руководства страны.
— Россия точно также не модернизировала свою экономику и 10 лет назад. Если у господина Рубини были какие-то иллюзии по этому поводу, значит он невнимательно читал даже американские газеты. Страны БРИКС по определению страны большие, быстрорастущие и способные в будущем стать полноценными конкурентами США. Всё. Сейчас рост экономики Россия упал до 4 процентов. Китай тоже замедлился. Но мы по-прежнему можем создать альтернативу США. И заявление Рубини не случайно. Оно является отражением общего предвыборного наступления Запада на Путина. Запад страшно разочарован тем, что вместо «своего парня» Медведева, который мог бы вернуть Россию в лихие 90-е, приходит Путин. И разочарование проявляется в самых разных формах.
«СП»: — Имели ли мы действительно шанс уйти от сырьевой зависимости, когда цены на энергоресурсы в конце 90-х пошли вверх?
— Мы не только имели, но и имеем. Есть неиспользуемые остатки государственных средств на счетах федерального бюджета. После того, как в декабре 2011 было потрачено более 2 триллионов рублей и дефицит бюджета России составил 18 процентов, как во времена господина Гайдара. Но и после этого неиспользуемые остатки оставили более 5,5 триллионов рублей. О том, что эти деньги некуда девать свидетельствует, что 1,1 триллиона из них лежат на депозитах в российских банках. При том, что российское правительство берёт у российских же банков взаймы, чтобы положить занятые деньги в эти же самые банки. Бред собачий. Но тем не менее нечто подобное, напоминающее 90-е годы прошлого века, происходит. Даже при том, что международные резервы России опустились ниже 500 миллиардов долларов, всё равно более 200 миллиардов из этих денег вполне можно было отправить на модернизацию российской экономики с небольшими предохранительными мерами, сдерживающими инфляцию. Денег — завались. И хоть завтра мы могли бы начать модернизацию и освободится от сырьевой зависимости.
Нельзя забывать, что нефть упадёт в цене в ближайшие 3−4 года. Либо потому, что произойдёт глобальная депрессия и рухнут все спекулятивные рынки, включая нефтяной. Либо потому, что в США разовьётся добыча сланцевого газа к чему всё идёт. Либо — то и другое одновременно.
«СП»: — Почему же всё-таки модернизация до сих пор так и не была проведена?
— По очень простой причине. Деньги, направленные на модернизацию, значительно сложнее украсть. И в значительно меньшей степени. Деньги, выделенные государством, на строительство дороги, к примеру, трудно «распилить» более, чем наполовину. А на финансовых рынках можно украсть до 90 процентов. Долго ли умеючи. По той же причине растут расходы на оборонные нужды. Не потому, что кто-то собирается перевооружать армию. Просто, по данным экспертов, норматив воровства на гособоронзаказе в 2 раза выше, чем на обычном госзаказе. С точки зрения коррупции это наиболее эффективный способ использования государственных денег — можно распилить максимум.
«СП»: — Допускаете ли вы, что положение изменится после вероятного возвращения Путина в президенты?
— Вероятность, как в анекдоте про блондинку, когда её спрашивают: «Какова вероятность, что вы сейчас на Новом Арбате встретите динозавра?». А она отвечает: «Вероятность 50 процентов, может встречу, а может, нет».
Иное мнение высказал ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:
— Ни одна из стран БРИКС пока не дошла до так называемой экономики знания. В каждой из них осуществляется свой сценарий развития: сырьевой, как в России, сельскохозяйственный, как в Бразилии, или модель активной урбанизации, как в Китае и Индии. Всем странам БРИКС необходим новый качественный рывок, чтобы повысить добавочную стоимость производимого ими продукта. Основные центры аккумулирования добавочной стоимости по-прежнему находятся в развитых странах. Тем не менее, у стран БРИКС в целом и у России в частности есть ресурсы, возможности и развивающаяся инфраструктура для рывка.
Поэтому то, что говорит господин Рубини, и что происходит в экономике далеко не всегда совпадает. Понятно, что Рубини и Бреммер сейчас пытаются удержать инвесторов в американской и европейской экономике.
Когда создавался БРИКС, предполагалось, что именно у этих стран есть серьёзные точки для роста и, что самое важное, альтернативные экономические программы развития. В то время как на Западе правила игры никто менять по большому счёту не хочет. Хоть эти правила и критикуются довольно давно.
Развивающиеся страны не так сильно встроены в нынешнюю финансово-экономическую систему, они готовы создать собственный проект. В этом и вопрос: кто готов предложить новую повестку? И тут уже не так важно, какого уровня развития достигли страны БРИКС. Сравнивать можно по-разному. Например, по показателям ВВП на душу населения мы с головой обгоняем Бразилию. По уровню бедности населения впереди планеты всей Индия. В Китае невысоки доходы сельского населения. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации подбирается к европейскому, а у Китая его вообще не было ещё четыре года назад.
Экономические показатели Китая, кстати, быстро растут, но также и быстро падают при неблагоприятных тенденциях в мире.
«СП»: — Тем не менее, у нас лет десять уже в разных выражениях говорят о том, что надо уходить от сырьевой зависимости, модернизировать экономику и тому подобное. И всё же рост нашей экономики по-прежнему держится на высоких ценах на нефть…
— Для России по-прежнему актуальным остаются вопросы стимулирующего налогообложения, снижения административных барьеров. Но кое-что, хоть и не так быстро, как хотелось бы, меняется. В последнее время в России создано много ай-пи компаний, занимающихся развитием информационных технологий. Строятся и заводы. Конечно, этого недостаточно. Необходимо увеличить активное инфраструктурное строительство. Это то, на что сделал ставку Китай, и с чего он начал расти. Без этого мы будем продолжать топтаться на месте. Кстати, в Китае о том, что надо превращаться из сельскохозяйственной страны в промышленную, говорили, лет тридцать. Однако активно процесс только в начале нулевых.
В последние три года у нас в экономике, если говорить о её внутренней составляющей, начался рывок. Его, конечно, сбил кризис. Необходимы дополнительный инвестиции. Большой задел на будущее — заказ на инновации для госкорпораций. Появился рынок сбыта для высокотехнологичной продукции. Это реальный шаг. В противном случае государству придётся просто кормить те отрасли, которые не очень эффективны. Начали реализовывать программы, которые раньше трудно было себе представить. Вспомните, например, программы утилизации автохлама. Повышается субсидирование сельского хозяйства по закупке техники, действует агролизинг. Хочется верить, что появятся и будут простимулированы новые подобные программы.
Надо помнить, что на энергоресурсах мы сможем относительно сносно прожить в лучшем случае пять лет. Если за это время не создадим новые высокотехнологичные платформы, то, наверняка, потеряем конкурентные преимущества.
«СП»: — Можно ли было за «тучные годы» более эффективно использовать деньги от экспорта нефти и газа?
— 5 лет ушло на то, чтобы купировать издержки реформы 1996−1997 годов. Ещё часть средств пошла на выплачивание долгов. Мало кто помнит, мы были очень много должны… Ещё какое-то время ушло на формирование единой системы налогообложения. До того, как был введён подоходный налог (13 процентов), 90 процентов доходов нефтяных компаний скрывалось в самих компаниях или растворялось в оффшорах. Современная налоговая система России сформировалась только к 2007 году. А вот потом время действительно было потеряно.
Правительство могло бы действовать более эффективно, хотя на фоне валютной турбулентности это было не так-то просто.
«СП»: — Вы утверждаете, что нам не хватало средств для модернизации экономики. А зачем тогда мы влезли в такие огромные траты на подготовку Олимпиады в Сочи, чемпионата мира по футболу, саммита АТЭС?
— Вы перечислили классические примеры стимулирования внутреннего спроса. Сочи позволил развить строительный кластер на юге России. Там, в ходе подготовки Олимпиады, было построено несколько заводов. Китай, кстати, готовясь к Олимпиаде 2008 года поднял своё производство на проценты. Этого же пытаются добиться и у нас.