18+
четверг, 8 декабря
Экономика

Приватизация по-сечински: из одного госкармана в другой

Все заявления Путина о выходе государства из экономики не соответствуют российской действительности

  
19

Нынешняя неделя отмечена весьма неожиданными инициативами вице-премьера Игоря Сечина, курирующего нефтегазовый сектор российской экономики. Сначала в печати появились сообщения, что он предложил премьер-министру Владимиру Путину продать 25% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), принадлежащих государству (в том числе 5% через РЖД), государственной компании «Роснефть».

Однако Новороссийский порт входит в список госкомпаний, пакеты акций в которых должны быть приватизированы в 2012—2013 годах. Но, как пишет Сечин в своем письме премьеру, «предложения, касающиеся рассматриваемого пакета акций, до настоящего времени в правительство не представлены», и на основании этого предлагает собственный, весьма оригинальный способ «приватизации» пакета НМТП — продажу его акций напрямую, без всякого аукциона, государственной «Роснефти». По словам Сечина, это нужно сделать «с учетом стратегического значения НМТП для государственных интересов и происходящих изменений в структуре капитала». Но какие изменения в структуре капитала имеет в виду вице-премьер, из письма непонятно.

«Роснефти» акции НМТП — как зайцу пятая нога, у госкомпании нет ни опыта управления подобными активами, ни экономической заинтересованности в покупке доли", — заявил «Ведомостям» директор агентства Infranews Алексей Безбородов, а само предложение продать государственный актив государственной же компании противоречит идее приватизации.

К тому же, премьер-министр Владимир Путин в своей программной статье, опубликованной в «Ведомостях», выступил за ограничение присутствия госкомпаний в капитале других хозяйствующих субъектов. «Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России», писал кандидат в президенты, «киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов". Однако в своей резолюции на письмо Сечина, Путин поручил Минэкономразвития, Росимуществу и Минтрансу рассмотреть эту идею. Вот такой нонсенс.

Вторая инициатива Сечина не менее удивительна: он предложил премьеру Путину создать новую государственную структуру — нефтегазосервисный холдинг. При этом, по мнению Сечина, консолидировать профильные активы нужно на базе «Роснефти» или «Роснефтегаза».

Главной причиной Сечин называет большую долю присутствия иностранных участников на рынке нефтегазового сервиса — до 40%, а также их высокую активность. В результате, дескать, на рынке появились «демпинговые цены», устанавливаемые крупными зарубежными конкурентами. «Государственным сервисным компаниям становится все сложнее получать выгодные контракты от нефтяных компаний и эффективно противостоять развивающимся конкурентам», — сетует вице-премьер, и предлагает создать новую госмонополию для борьбы с иностранцами.

Тем временем сами нефтяники вовсе не горят желанием заниматься сервисным бизнесом. К примеру, руководство «Роснефти» не раз заявляло о том, что это «непрофильная деятельность», а «Газпром» не далее как в прошлом году избавился от своего сервисного актива — «Газпром бурение», продав его структурам спарринг-партнера Путина Аркадия Ротенберга.

«Нефтегазосервисный рынок является высоко конкурентным, поэтому вхождение в него госструктуры, которая наверняка захочет претендовать на монопольный статус, вряд ли будет положительным шагом», — заявил «Коммерсанту» аналитик «ИФД-Капитал» Виталий Крюков. И добавил, что отсталый технологический уровень госактивов совершенно не сравним с ведущими иностранными и частными компаниями. То есть, новая госмонополия будет вести себя на рынке как слон в посудной лавке, а эффективно конкурировать все равно не сможет.

К тому же, и это предложение Сечина также противоречит заявлениям премьера Путина, в том числе и на международном форуме, где он убеждал иностранных инвесторов в том, что государство намерено выходить из экономики. Получается, что публичные заявления главы кабинета министров расходятся с планами правительства, что само по себе странно…

В российской экономике происходит много странного

Предложения вице-премьера Сечина «СП» прокомментировал старший эксперт ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков

— Последние инициативы вице-премьера Сечина вполне укладываются в русло политики российского правительства, которая направлена на усиление контроля над нефтегазовой отраслью и всей экономикой. Причем, это совершенно не мешает властям озвучивать с высоких трибун, в том числе и зарубежных, прямо противоположные задачи, которые они, якобы, ставят. Суть в том, что когда в России создается очередная государственная компания, на сей раз в области нефтегазового сервиса, она сразу становится синекурой для того представителя правительства, который станет во главе нее. Собственно, в этом и состоит основной смысл наращивания государственного участия, будь то в активах Новороссийского порта или в нефтегазовом сервисе.

«СП»: — И все-таки, насколько перспективно, с точки зрения экономической, создание госмонополии в области нефтегазового сервиса?

— Что касается создания сервисной нефтегазовой компании, то эта идея противоречит и мировому, и российскому опыту, который показывает, что сервисные компании, как правило, выделяются в отдельный бизнес и находятся за пределами нефтяных холдингов. Кстати, многие отечественные частные компании, например «ЛУКойл», когда-то имели в своем составе сервисные отделения, но потом они от них отказались, потому что это весьма специфический бизнес. Сервисная компания гораздо более мобильная, чем нефтяной холдинг, и если у нее нет заказов, потому что холдинг по каким-то причинам сократил разведку месторождений, она легко может перекочевать на подряд к другому заказчику. На самом деле, объяснить, почему государству нужно владеть сервисным бизнесом в секторе нефтегаза, который и без того весьма эффективно развивается и, к тому же, является высоко конкурентным, с точки зрения экономической просто невозможно.

«СП»: — Сечин собирается создавать сервисную компанию на базе «Роснефти», но у нее уже была прежде подобная компания, и она ее продала, посчитав нерентабельной. Выходит, сейчас ее заставят снова заниматься этим бизнесом?

— Повторю, то, что сервисные компании выводятся из структуры нефтяных холдингов — это общемировая тенденция, а Сечин предлагает сделать наоборот. Зачем ему это нужно? Во-первых, появляется очередное вакантное кресло председателя государственной компании, а во-вторых, выгоден и сам процесс создания, когда государство будет щедро выделять средства из бюджета на покупку соответствующих активов. Ведь хорошо известно, что на российском рынке самый выгодный покупатель — это государство, потому что оно готово платит крупные деньги, гораздо большие, чем, заплатил бы любой другой его участник.

«СП»: — Однако политика увеличения госучастия расходится с заявлениями премьера Путина, что государство намерено выходить из экономики. Вам не кажется, что Новороссийский порт, который стоит в программе приватизации на нынешний года, хотят «приватизировать» довольно странно — продав блокпакет государственной компании?

— В российской экономике происходит много чего странного. К примеру, в ноябре прошедшего года прошла первая сделка — с виду похожая на приватизационную — по продаже «Первой грузовой компании», но потом выяснилось, что активы были приобретены на кредит «Сбербанка». То есть, государство кредитует частный бизнес, чтобы он купил государственную собственность. Впрочем, ничего нового в этом нет, ведь знаменитые залоговые аукционы в начале девяностых годов, на которых в частные руки продавались ведущие отечественные предприятия, происходили по такому же принципу.

«СП»: — В конце прошедшей недели Минэкономразвития выступило с проектом о продаже контрольного пакета 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера», входящего в РЖД, хотя глава холдинга Владимир Якунин предлагал продать лишь блокпакет из 25% акций. Говорят, там тоже хочет порулить Сечин?

— …Или его назначенец. Ведь чем больше объектов в экономике, которыми рулят твои назначенцы, тем выше прибыль. Поэтому в правительстве не стоит вопрос, приватизировать госкомпании или не приватизировать, а идет конкуренция между разными группами влияния, которые выступают за сохранение компаний в госсобственности, но в разных юридических формах. Соответственно, появляются разные претенденты на руководящие посты в этих компаниях.

«СП»: — Одной из главных причин создания госкомпании в нефтегазовом сервисе Сечин называет то, что 40% этого рынка принадлежит иностранным компаниям. Смогут ли власти, создав на рынке монопольную госкомпанию, выдавить с него иностранцев?

— Думаю, что о каких-то запретах или препятствовании работе иностранных сервисных компаний на российском нефтегазовом рынке речи не будет, потому что российская власть сегодня не настолько сильна чтобы, на фоне своих предвыборных проблем, злить иностранное бизнес-сообщество.

А вообще, это удивительно: с одной стороны власти постоянно говорят, что нам не хватает технологий, в частности, для работы на шельфе и повышения эффективности разработки скважин. Что из-за отсутствия технологий мы не можем добывать значительную долю разведанной нефти, которая находится в труднодоступных местах. Что у нас нет технологий сжижения газа, которые позволяли бы транспортировать его не только по трубам, но и железнодорожным, и морским путем. И одновременно собираемся бороться с присутствием в нефтегазовом секторе иностранных компаний, у которых все эти технологии есть.

Фото: правительство.рф, nle.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня