18+
вторник, 23 мая
Экономика

Курс депутатского мандата рос вместе с долларом

Центризбирком подсчитал итоги 1 марта — выборы подорожали в полтора раза

  
7

Экономический кризис в стране не повлиял на партийные бюджеты: политические партии на прошедших 1 марта региональных выборах не испытывали недостатка в средствах и в среднем потратили на избирательные кампании в полтора раза больше, чем на предыдущих аналогичных выборах.

В единый день голосования 1 марта состоялись выборы депутатов региональных законодательных собраний в девяти субъектах РФ: в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Хакасии, Архангельской, Брянской, Владимирской, Волгоградской областях и Ненецком автономной округе.

«Общая сумма по девяти субъектам Федерации существенно превышает аналогичную сумму на таких же выборах в 2003—2004 годах. Особенно в расчете на один партийный список. То есть партии по этим данным объективно не испытывали недостатка в законом определенных пожертвованиях», — заявил председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров.

В целом по России по итогам предыдущих выборов (12 октября 2008 года) в избирательные фонды всех партий поступило 109,3 млн рублей, а по итогам только что прошедших выборов — около 160 млн рублей.

Самые «дорогие» выборы оказались в Волгоградской области. Там в избирательные фонды в общей сложности поступило более 45 миллионов рублей. На втором месте Владимирская область (около 38 миллионов рублей), на третьем — Архангельская (20 миллионов рублей).

Самыми «дешевыми» стали выборы в парламент Карачаево-Черкесии. В избирательные фонды, открытые в республике, было переведено всего чуть более трех миллионов рублей. Но и здесь отмечен весьма значительный рост выборных расходов.

Например, несмотря на кризис, с марта 2005 года сумма избирательных фондов во Владимирской области увеличилась с 16,7 миллиона рублей до 38,4 миллиона, в Волгоградской области в 2003 году было 13,6 миллиона рублей, а сейчас — более 45 миллионов. В Карачаево-Черкесии с 2004 года количество средств в избирательных фондах увеличилось с 670,7 тысячи рублей до 3,3 миллиона рублей.

«Гипотеза о сокращении финансирования избирательных кампаний со стороны партий в целом не подтверждается», — резюмировал председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров.

Мнения экспертов.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

— Нынешний рост расходов на выборы, на мой взгляд, связан с инфляцией. Если сравнить, в прошлом году у нас в стране инфляция составила 13 процентов, за два месяца этого года уже 4 процента. Ни разу не удавалось выйти на однозначный уровень: скачки были то 11 процентов, то 17 процентов. Вот, если посчитать с 2003—2004 года, то инфляция и сработала на повышение. Я не вижу других аргументов в пользу повышения затратности на избирательную кампанию. Скорее наоборот, все говорит о возможности сравнительно экономно вести выборы. Количество партий уменьшилось, резко уменьшилось количество партий, участвующих в выборах. На этих выборах 1 марта в большинстве регионов было представлено только четыре партии — только парламентские, других политических партий не было. Ну, где-то были «Патриоты России» — это погоды не изменило. Поэтому я бы не связывал финансовую составляющую прошедших выборов с какими-то политическими сюжетами. Да, экономический кризис, развивающийся в стране, мог внести свои коррективы. Но дело в том, что партийные бюджеты на эти выборы были согласованы не в ноябре и не в декабре. Они согласовывались и формировались гораздо раньше. Ведь каждая серьезная партия начинает кампанию как минимум за полгода, а бюджет на эту кампанию определяется еще раньше. И уже изыскиваются средства, формулируется стратегия кампании. Я думаю, что кризис как-то скажется на формировании партийных бюджетов к следующим выборам, которые должны пройти осенью. Тогда это будет ощутимо.

Заместитель генерального директора агентства «Спектр мнений» Антон Собинов:

— Ставки на мартовские выборы были сделаны как минимум в течение лета прошлого года, когда многим еще казалось, что кризис — явление сугубо американское. И до нас не дотянется. Цены на нефть стояли в зените, и предполагалось, что так будет если не вечно, то, по крайней мере, еще долго. Поэтому и партийные бюджеты верстались по такому же принципу, как государственные — «на вырост». Поэтому, если бы не «заглянувший к нам вдруг» прошлой осенью кризис, то мартовские выборы оказались бы еще дороже. Почему в лидерах по затратности на выборах оказались не самые успешные в экономическом плане регионы? На мой взгляд, здесь сказалась прямая заинтересованность глав этих регионов, которые, естественно, вынуждены были подтягивать ресурсы на выборы (для поддержки, естественно, партии власти) с некоторой подстраховкой. Сроки полномочий Волгоградского губернатора Николая Максюты, который правит регионом тринадцатый год подряд, истекает в начале 2010 года. Но мы же видим, как сейчас резко обновляют губернаторский корпус — можно и не продержаться до формального финиша. А Владимирский губернатор-коммунист Николай Виноградов всего за три дня был переназначен по представлению президента, было предварительное собеседование, и, судя по всему, были достигнуты определенные договоренности. Для архангельского губернатора Ильи Михальчука эти выборы почти совпали с его годовым юбилеем правления регионом. В общем, для каждого из них ставки были очень высоки. И я не сомневаюсь, что на следующих выборах предстоящей осенью ставки будут еще выше — не только в этих трех регионах — почти по всей стране. Протестные настроения в обществе растут — пока они имеют экономический вектор. Но однажды, не исключено, что уже осенью, партии власти придется отвечать на прямые вопросы россиян — кому на Руси жить хорошо? И почему только «им»?

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня