По данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин за неделю с 19 по 25 марта остались без изменений. Как и цены на дизтопливо. Стоимость бензина остается неизменной шестую неделю подряд. По данным ведомства, средняя цена бензина в России на 26 марта составила 26,78 рубля.
Но, похоже, скоро таким оптимистичным сообщениям придет конец. С апреля многие ожидают резкого скачка цен — приближается дачный сезон, на сельские поля потянется техника, вести с зарубежных бирж регистрируют стабильное подорожание «черного золота». Но, самое главное — заканчивается оговоренный политической властью страны с владельцами крупных нефтяных компаний многомесячный период удержания стоимости топлива на одном уровне - до «после выборов».
Когда и насколько подорожает топливо? Об этом «СП» рассказал аналитик «БрокерКредитСервис» Андрей Полищук.
«СП»: — Многие издания писали о достигнутой договоренности между правительством и крупным нефтяным бизнесом о том, что до окончания выборов президента бензин дорожать не будет. При этом однозначно указывалось, что уже с апреля скачок цен неизбежен. И вот апрель стучится в дверь — стоит ли автолюбителям уже в эти выходные готовиться к дополнительным тратам?
— Раскошелиться на топливо для личного автотранспорта придется. Но, видимо, только с мая-июня. По официальным каналам проходила информация о том, что цены будут «держать» до апреля. Однако теперь на неформальном уровне крупные нефтяники говорят об указании растянуть этот период хотя бы до мая. В самом деле, было бы очень некрасиво, если бы ценники у АЗС начали бы переписывать через три-четыре недели после окончания больших выборов. Так что еще месяц можно рассчитывать на привычную стоимость заправки автомобильного бака.
«СП»: — Насколько подскочит стоимость 1 литра бензина с майских праздников?
— В марте рентабельность розничной продажи нефтепродуктов составляла примерно 5%. В норме наши нефтяные компании считают минимально достаточным уровень рентабельности где-то 15−20%. Чтобы подтянуть маржу с 5 до 15 процентов, надо поднять стоимость 1 литра бензина примерно на 1 рубль. Кроме того, с 1 июня утверждено повышение акцизов на бензин на 40 копеек с одного литра. При этом с 1 января акцизы выросли более чем на 1 рубль 30 копеек. Таким образом, с июня в каждый литр автомобильного топлива на автозаправке будет заложено более 6 рублей акцизов. За время вынужденного удержания цен на стабильном уровне — с декабря по март — ежемесячно пересматриваемый налог на НДПИ уже вырос на 19−20%. И еще подрастет. Теперь представьте, что нефтяники, конечно, захотят вернуть рентабельность на нормальный уровень. Тут и подорожания на 2 рубля может оказаться маловато. А ведь они мечтают и отбить прошедшие низкодоходные месяцы.
«СП»: — В прогнозах некоторых экспертов я натыкался на фразу «если в июне стоимость одного литра бензина не превысит 35 рублей». Это реальный уровень? После сегодняшних 27−28 за «92» и 29−30 за «95» на московских АЗС как-то совсем некомфортно.
— Во-первых, можно определенно рассчитывать, что ни за один день, ни за одну неделю скачка цен не будет. В предыдущие годы, в том числе в 2011 году, нефтяники действительно проводили резкие повышения цен. Кончилось все это обвинениями со стороны антимонопольной службы в ценовых сговорах и наложении крупных штрафов. Этого хватило, я уверен, чтобы подобного искушения — переписать за ночь ценники — не было. Поэтому этот процесс будет плавным и растянется на весь май и часть июня.
Что касается возможного предельного размера подорожания — переговоры об этом ведутся и будут вестись поэтапно все ближайшие месяцы. Все зависит от позиции правительства — в любом случае произойдет только то, на что будет получено «добро» из Белого дома. Даже если нефтяникам позволят «отбить» акцизы и НДПИ, уже получается выше 2 рублей за литр до рентабельности в 15%. При этом среднегодовая прибыльность розничного бизнеса по продаже нефтепродуктов не дотянется до довольно среднего уровня 2011 года — 18,7 долл. за баррель до налогообложения. В этом будет не более 16,5 долл. Поэтому захотят и 20% рентабельности, и покрыть прочие потери — для этого будут просить «отпустить» цены на бензин с лета полностью. Поскольку даже в этом случае рентабельность не доберет 20 центов за баррель до прошлогодних показателей. Прогнозировать, где остановятся цены в этом случае, даже не возьмусь. Другое дело, пойдет ли правительство на этот вариант. Не хочу пугать, но предела пока никто не знает.
«СП»: — Не возникнет ли опасность, что нефтеперерабатывающие заводы перенаправят свою продукцию с внутреннего рынка за рубеж?
— Перенаправить бензин на внешние рынки без ведома государства не получится никак. А оно этого точно не позволит. Конечно, в этом случае здоровая бизнес-логика подскажет владельцу нефтяной компании уменьшить объем переработки сырой нефти на НПЗ для российского рынка, а гнать на внешние рынки саму нефть. Однако такие схемы уже апробировались и для компаний они заканчивались плохо: они влетали на такие штрафы, что даже думать об этом больше не будут. Нефтяники предпочтут без вариантов жить в условиях низкой маржи, чем перенаправить потоки нефти с внутреннего рынка на внешний.
«СП»: — Это такая убийственная дубинка в руках государства — штрафы?
— Нередко накладывались штрафные санкции в размере 5% чистой прибыли компании за последние два года ее работы. Другое дело, что компании значительно после такого наказания снижали цены, и им скашивали часть штрафа. Но твердая рука правительства чувствуется постоянно в этой дилемме цены-штрафы.
Пока правительство желает увеличить доходы госбюджета и регулярно повышает акцизы. При этом кабмин не хочет разгонять инфляцию из-за роста цен на бензин. Но сдерживать цены долго не получится. Так что подорожание неизбежно.
Фото: Александр Вайнштейн/Коммерсантъ