Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
29 марта 2012 16:25

Дешевый бензин закончится к маю

Нефтяники постараются отыграться за вынужденную стабильность в предвыборный период

66

По данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин за неделю с 19 по 25 марта остались без изменений. Как и цены на дизтопливо. Стоимость бензина остается неизменной шестую неделю подряд. По данным ведомства, средняя цена бензина в России на 26 марта составила 26,78 рубля.

Но, похоже, скоро таким оптимистичным сообщениям придет конец. С апреля многие ожидают резкого скачка цен — приближается дачный сезон, на сельские поля потянется техника, вести с зарубежных бирж регистрируют стабильное подорожание «черного золота». Но, самое главное — заканчивается оговоренный политической властью страны с владельцами крупных нефтяных компаний многомесячный период удержания стоимости топлива на одном уровне - до «после выборов».

Когда и насколько подорожает топливо? Об этом «СП» рассказал аналитик «БрокерКредитСервис» Андрей Полищук.

«СП»: — Многие издания писали о достигнутой договоренности между правительством и крупным нефтяным бизнесом о том, что до окончания выборов президента бензин дорожать не будет. При этом однозначно указывалось, что уже с апреля скачок цен неизбежен. И вот апрель стучится в дверь — стоит ли автолюбителям уже в эти выходные готовиться к дополнительным тратам?

— Раскошелиться на топливо для личного автотранспорта придется. Но, видимо, только с мая-июня. По официальным каналам проходила информация о том, что цены будут «держать» до апреля. Однако теперь на неформальном уровне крупные нефтяники говорят об указании растянуть этот период хотя бы до мая. В самом деле, было бы очень некрасиво, если бы ценники у АЗС начали бы переписывать через три-четыре недели после окончания больших выборов. Так что еще месяц можно рассчитывать на привычную стоимость заправки автомобильного бака.

«СП»: — Насколько подскочит стоимость 1 литра бензина с майских праздников?

— В марте рентабельность розничной продажи нефтепродуктов составляла примерно 5%. В норме наши нефтяные компании считают минимально достаточным уровень рентабельности где-то 15−20%. Чтобы подтянуть маржу с 5 до 15 процентов, надо поднять стоимость 1 литра бензина примерно на 1 рубль. Кроме того, с 1 июня утверждено повышение акцизов на бензин на 40 копеек с одного литра. При этом с 1 января акцизы выросли более чем на 1 рубль 30 копеек. Таким образом, с июня в каждый литр автомобильного топлива на автозаправке будет заложено более 6 рублей акцизов. За время вынужденного удержания цен на стабильном уровне — с декабря по март — ежемесячно пересматриваемый налог на НДПИ уже вырос на 19−20%. И еще подрастет. Теперь представьте, что нефтяники, конечно, захотят вернуть рентабельность на нормальный уровень. Тут и подорожания на 2 рубля может оказаться маловато. А ведь они мечтают и отбить прошедшие низкодоходные месяцы.

«СП»: — В прогнозах некоторых экспертов я натыкался на фразу «если в июне стоимость одного литра бензина не превысит 35 рублей». Это реальный уровень? После сегодняшних 27−28 за «92» и 29−30 за «95» на московских АЗС как-то совсем некомфортно.

— Во-первых, можно определенно рассчитывать, что ни за один день, ни за одну неделю скачка цен не будет. В предыдущие годы, в том числе в 2011 году, нефтяники действительно проводили резкие повышения цен. Кончилось все это обвинениями со стороны антимонопольной службы в ценовых сговорах и наложении крупных штрафов. Этого хватило, я уверен, чтобы подобного искушения — переписать за ночь ценники — не было. Поэтому этот процесс будет плавным и растянется на весь май и часть июня.

Что касается возможного предельного размера подорожания — переговоры об этом ведутся и будут вестись поэтапно все ближайшие месяцы. Все зависит от позиции правительства — в любом случае произойдет только то, на что будет получено «добро» из Белого дома. Даже если нефтяникам позволят «отбить» акцизы и НДПИ, уже получается выше 2 рублей за литр до рентабельности в 15%. При этом среднегодовая прибыльность розничного бизнеса по продаже нефтепродуктов не дотянется до довольно среднего уровня 2011 года — 18,7 долл. за баррель до налогообложения. В этом будет не более 16,5 долл. Поэтому захотят и 20% рентабельности, и покрыть прочие потери — для этого будут просить «отпустить» цены на бензин с лета полностью. Поскольку даже в этом случае рентабельность не доберет 20 центов за баррель до прошлогодних показателей. Прогнозировать, где остановятся цены в этом случае, даже не возьмусь. Другое дело, пойдет ли правительство на этот вариант. Не хочу пугать, но предела пока никто не знает.

«СП»: — Не возникнет ли опасность, что нефтеперерабатывающие заводы перенаправят свою продукцию с внутреннего рынка за рубеж?

— Перенаправить бензин на внешние рынки без ведома государства не получится никак. А оно этого точно не позволит. Конечно, в этом случае здоровая бизнес-логика подскажет владельцу нефтяной компании уменьшить объем переработки сырой нефти на НПЗ для российского рынка, а гнать на внешние рынки саму нефть. Однако такие схемы уже апробировались и для компаний они заканчивались плохо: они влетали на такие штрафы, что даже думать об этом больше не будут. Нефтяники предпочтут без вариантов жить в условиях низкой маржи, чем перенаправить потоки нефти с внутреннего рынка на внешний.

«СП»: — Это такая убийственная дубинка в руках государства — штрафы?

— Нередко накладывались штрафные санкции в размере 5% чистой прибыли компании за последние два года ее работы. Другое дело, что компании значительно после такого наказания снижали цены, и им скашивали часть штрафа. Но твердая рука правительства чувствуется постоянно в этой дилемме цены-штрафы.

Пока правительство желает увеличить доходы госбюджета и регулярно повышает акцизы. При этом кабмин не хочет разгонять инфляцию из-за роста цен на бензин. Но сдерживать цены долго не получится. Так что подорожание неизбежно.

Фото: Александр Вайнштейн/Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня