Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству снова подготовить весь антикризисный комплекс мер, которые оно использовало для защиты экономики России в 2009 году. В пакет входят поддержка крупных предприятий и банков, фондового рынка и курса рубля, то есть, в основном отечественных олигархов, как это было в прошлый кризис. А в части помощи населению упоминается лишь создание страхового фонда для пенсионеров, чтобы граждане, отчисляющие часть своих доходов в негосударственные пенсионные фонды, не остались у разбитого корыта. Страхованием вкладов будущих пенсионеров займется Пенсионный фонд России и сами негосударственные фонды.
Как сообщает агентство «Финмаркет», на совещании у премьера выступили два главных ответственных за состояние финансовой системы страны — председатель ЦБ Сергей Игнатьев и министр финансов Антон Силуанов. Судя по протоколу заседания, на который ссылается агентство, в случае наступления кризиса правительство будет использовать те же меры, какие были задействованы в 2008—2009 годах. А значит, гражданам, лишившимся работы из-за «оптимизации производства» владельцами предприятий, и месяцами не получающим зарплат, как и в прошлый кризис, никто помогать не будет.
На старые грабли
Одна из основных антикризисных мер, записанных в протоколе заседания — предоставление госгарантий компаниям под кредиты, с обслуживанием которых возникают сложности. Как писали «Ведомости», с такой просьбой в правительство уже обратился ЧТПЗ, принадлежащий бывшему сенатору Совфеда от Челябинской области Андрею Комарову. Вопрос лишь в том, кто следующий…
— Думаю, что это только цветочки, потому что кризис еще и не начался, — пояснил «СП» председатель Экспертного совета ОПОРЫ РОССИИ, профессор Никита Кричевский. — Челябинский трубопрокатный завод запросил у правительства государственных гарантий всего на 30 млрд рублей — это около 1 млрд долларов. Но не исключено, что государство уже в этом году столкнется с необходимостью многомиллиардной помощи крупнейшим отечественным компаниям, ценные бумаги которых теряют в своей стоимости и на их покрытие кредитов не хватает. Некоторые банки уже требуют от предприятий увеличить залоги по выданным кредитам.
Могу предположить, что прежде всего с подобной просьбой могут обратиться такие крупные компании, как «Русал» Олега Дерипаски и «Мечел» Игоря Зюзина. Они имеют большую задолженность перед иностранными кредиторами и вполне можно допустить, что скоро окажутся не в состоянии самостоятельно обеспечить выполнение обязательств. Например, акции «Русала» в последнее время падают в цене очень сильно, — говорит эксперт.
Во время кризиса 2008−2009 годов многие крупнейшие российские предприятия фактически стали банкротами, потому что их активы не могли покрыть зарубежные долги. Например, стоимость «Евраза» Романа Абрамовича снизилась с 45 до 3 млрд долларов, а его долги перед российским и зарубежным банкам составляли около 10 млрд долларов. Тогда правительство из Фонда национального благосостояния помогло его собственникам, выделив им 1,8 млрд долларов для оплаты долгов. И точно так же помогло «Мечелу» Игоря Зюзина, выделив 1,5 млрд долларов. Но и госпредприятия тоже нуждались в деньгах на оплату долгов, к примеру, только одной «Роснефти» пришлось дать 4,5 млрд долларов. В общей сложности, как подсчитали депутаты, государство за кризисные годы рассчиталось по долгам российских предприятий и банков на 3 трлн рублей из бюджета и резервных фондов. Но в отличие от западных предприятий и банков, которым государство тоже выделяло средства, и которые уже давно публично отчитались о возврате, до сих пор непонятно, вернули ли российские олигархи эти деньги.
Мало того, сегодня они опять все в долгах, хотя никакого кризиса еще нет. Сейчас чистый долг «Русала» составляет почти 11 млрд долларов, а его прибыль в 2011 году сократилась в 12 раз, «Мечел» задолжал 9,5 млрд долларов, «Северсталь» Алексея Мордашева должна почти 9 млрд долларов. Один из крупнейших российских производителей стали НЛМК Владимира Лисина должен более 7 млрд долларов, а «Евраз» на конец 2011 года набрал долгов на сумму более 6,4 млрд долларов. Такая же ситуация у ТМК Дмитрия Пумпянского — его чистый долг оценивается в 3,5 млрд долларов. Так стоит ли снова давать им деньги, которые уходят как в бездонную бочку?
— На мой взгляд, государство должно занять в этой ситуации жесткую позицию, — считает Никита Кричевский. — В первую очередь нужно изменить условия господдержки — выдавать предприятиям кредиты или гарантии не под будущую экспортную выручку, как это делалось в 2009 году, а под залог акции этих предприятий. Тогда, если же они не выполнят свои обязательства перед государством, их собственность перейдет в казну, — говорит эксперт.
Другая антикризисная мера правительства — финансовая поддержка крупнейших российских банков кредитами ЦБ и депозитами правительства — тоже вызывает большие сомнения. В 2008 году правительство и ЦБ предложило им, практически, неограниченный доступ к ликвидности через механизмы докапитализации и аукционы. А банки, получив эти деньги, вместо того, чтобы кредитовать предприятия стали играть против рубля на валютном рынке. И Центробанк был вынужден потратить 200 млрд долларов из своих золотовалютных резервов, чтобы не допустить резкого обвала курса. Где гарантия, что точно так же не получится и на этот раз?
— Так оно и будет, потому что кредитовать на российском рынке банкам некого — у отечественных компаний не хватает залогов на обеспечение, — говорит Кричевский. — И банки, которым нужно отдать кредиты ЦБ с процентами, будут зарабатывать деньги на валютном рынке, играя против рубля. Рубль станет падать, и чтобы удержать его Центробанк будет тратить резервы, играя против банков, как это было в 2009 году. На самом деле, ЦБ не стоило тратить резервы на «плавную девальвацию», а нужно было установить равновесный курс рубля на рынке. Но абсолютно понятно, что удерживая рубль от резкого падения, Центробанк просто помогал олигархам плавно выводить свои оборотные средства из активов, — полагает эксперт.
Беспокоит правительство и падение российского фондового рынка — у зарубежных инвесторов опять сдают нервы. Как следует из данных Emerging Portfolio Fund Research, отток средств из фондов, инвестирующих в российские акции, продолжается уже седьмую неделю и, после непродолжительного сокращения, вновь растет. За неделю с 1 по 6 июня из страны ушло 48 млн долларов — в шесть раз больше, чем на прошлой неделе, а общая сумма оттока за неполные два месяца достигла уже 441 млн долларов. И это, похоже, не предел.
В связи с чем Внешэкономбанк предложил правительству вернуться к практике покупки акций на деньги Фонда национального благосостояния для поддержки фондового рынка России, как это делалось в 2008 году. Тогда Внешэкономбанк потратил 175 млрд рублей, покупая «голубые фишки» на ММВБ: акции «Газпрома», Сбербанка, ВТБ, «Норникеля», «Сургутнефтегаза» и «Лукойла». Иностранные инвесторы смогли спокойно избавиться от рисковых бумаг, причем, по высокой цене, и вывести деньги за рубеж, после чего рынок все равно обвалился ниже плинтуса. Так стоит ли еще раз наступать на старые грабли?
Призрак ходит по Европе
Цены на нефть на мировом рынке падают уже шестую неделю подряд, в последний раз такое долгое пике наблюдалось в 1988 году. В связи с этим 14 июня ОПЕК соберется на свою очередную сессию в Вене, чтобы решить вопрос о снижении квот добычи нефти для поддержания баланса и ее цены на рынке. Сейчас, по данным аналитиков рынка, страны ОПЕК поставляют на 6,2% больше нефти, чем в прошлом году. Например, Саудовская Аравия — крупнейший экспортер нефти, добывает около 9,5 млн баррелей в сутки на протяжении последних 12 месяцев, что является самым долгим сроком с 1980 года.
Тем не менее, как считают аналитики, цены на нефть пока упали не до такой степени, чтобы ОПЕК решилась на снижение ее добычи. Такое радикальное и весьма трудное решение может быть принято лишь в случае усиления спада в Европе и мире, который приведет к обвальному снижению спроса на нефть. Так что ждать роста цен не стоит, тем более что Россия, которая является одним из ведущих игроков на рынке нефти, наращивает ее добычу.
Между тем, российский бюджет понесет большие потери из-за снижения нефтяных цен. Ведь весной — на пике роста нефти, он был переверстан, сейчас в главный финансовый документ страны заложены цифры в 115−120 долларов за баррель, как сообщил глава Минфина Антон Силуанов. При этом по его словам, объем доходов российского бюджета в 2013 году и без снижения нефти сдуется из-за вступления России в ВТО и связанной с этим отменой ряда пошлин. В результате этого поступления от импортных пошлин снизятся на 310 млрд рублей. Если добавить к этому потери от падения нефти ниже 100 долларов за баррель, и учесть, что каждый доллар в цене барреля дает российскому бюджету около 50 млрд рублей, то недополученная сумма доходов может превысить 1 трлн рублей.
Напомним, что предыдущее масштабное падение цен на нефть в 2008—2009 году заставило правительство потратить три четверти накопленных им за четыре года резервных фондов и привело к обвалу российской экономики на 8% ВВП. По мнению экспертов, трудности с исполнением бюджета в условиях падения цен на нефть могут заставить правительство уже в этом году залезать в резервные фонды. Но, не смотря на это, стоимость жизни в стране все равно вырастет, а у властей может не оказаться традиционного инструмента для успокоения населения — денег на повышение социальных выплат. Потому что в случае масштабного падения цен на нефть и кризиса в Европе, резервных фондов на дополнительные «антикризисные» социальные расходы может не хватить. И первые тревожные звоночки для правительства уже прозвучали.
Инфляция растет гораздо быстрее, чем ожидалось. Тарифы на ЖКХ и услуги естественных монополий проиндексируют еще только в июле, однако уже в мае инфляция, по данным Росстата, выросла сильнее, чем ожидали в Центробанке. Зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозировал, что она может ускориться до 0,4% с 0,3%, а она ускорились до 0,5%. Ну а после повышения тарифов, естественно, цены будут расти еще быстрее.
Недовольства населению прибавит и дорожающий, несмотря на падение цен на нефть, бензин. Рост цен на него в мае в России впервые за много месяцев был значительным — 1,4%, сообщил Росстат. Причина в том, что договоренность правительства с нефтяниками о не повышении цен в выборный период закончилось, и теперь они отыгрывают потери, которые составили миллиарды долларов.
В общем, ситуация довольно напряженная, если учесть, что в России уровень протестной активности граждан напрямую связан с изменением стоимости жизни и, прежде всего, стоимости продуктов питания. И если прежде власти боялись закрытия производств и протестов рабочих в регионах России, то теперь протестующие выходят на улицы столицы.
Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов