В пятницу федеральное правительство утвердило окончательный план приватизации крупнейших госкомпаний в 2012—2013 годах, а также на период до 2016 года.
В частности, в 2012—2013 годах кабинет министров намерен продать в частные руки следующие активы:
ОАО «Сбербанк» — 7,58% минус одна акция;
ОАО «РЖД» — 25% минус одна акция;
ВТБ — 25,5% минус одна акция;
«Совкомфлота» — 50% минус одна акция;
«Роснано» — 10%;
«ОЗК» — 100%;
«Росагролизинга» — 49,9%.
До 2016 года государство полностью выйдет из капитала ВТБ, «Совкомфлота», «Росагролизинга», «Зарубежнефти», «РусГидро», «Интер РАО ЕЭС», «Шереметьево», «Аэрофлота», Россельхозбанка, АК «АЛРОСА».
С 2013 года начнется поэтапная распродажа акций «Роснефти», находящихся в собственности ОАО «Роснефтегаз». До 2016 года государство полностью передаст «Роснефть» в частные руки.
К 2016 году доля государства «Транснефти», ФСК ЕЭС и «Уралвагонзаводе» будет сокращена до 75% плюс одна акция; в ОСК и ОАК — до 50% плюс одна акция.
Кроме того, государство намерено оставить за собой «золотую акцию» в наиболее значимых компаниях, включая «РусГидро», «Аэрофлот», «Зарубежнефть», ОЗК и АЛРОСА.
Напомним, что еще в марте 2011 года нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, потребовал резко расширить программу приватизации на ближайшие годы. При этом сообщалось, что до 2017 года правительство намерено выручить от приватизации 6 триллионов рублей. Только до конца этого года доходы от приватизации должны составить 450 миллиардов рублей.
— Но цель приватизации таких крупных активов, конечно, не в том, чтобы получить в бюджет деньги, — говорит главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.
«СП»: — Наталья Владимировна, что стоит за желанием государства быстро продать такие масштабные активы?
— Правительство выполняет свое давнее обещание провести структурную реформу, уменьшить свою долю и влияние в экономике. У этого обещания есть целая история.
«СП»: — Но есть ли смысл в таком выходе из экономики, если сохранится «режим ручного управления»?
— С точки зрения структурного оздоровления экономики, пожалуй, в этом нет большого смысла.
«СП»: — На ваш взгляд, эти доли в крупных компаниях будут продаваться по справедливой цене?
— Если государство будет продавать в соответствии с тем графиком, который представлен в распоряжении, то продавать придется дешево. Если не готовы отдать по дешевке — придется ждать, но такое подвешенное состояние, если оно растянется на три года, будет лихорадить наш фондовый рынок. Любой массовый выброс акций оказывает на рынок давление, а потому воспринимается его участниками негативно. Но это исключительно политическое решение политической верхушки — ждать или нет, пока акции подорожают до интересного уровня.
«СП»: — А сегодняшние рыночные цены на данные активы представляются справедливыми?
— По сравнению с 2008 годом, РТС так и не восстановился. И, когда перед глазами есть исторический пример цен 2007 года, то остальные уровни воспринимаются как заниженные.
«СП»: — Но остается большой вопрос, будет ли Федеральная резервная система США накачивать мировые фондовые рынки большими порциями дополнительной ликвидности? Пока она не демонстрирует такого желания. Но предсказывать на два-три года вперед невозможно, а от этого фактора радикально зависят уровни цен на акции.
— Это очень большой вопрос — политика регулятора в отношении накачки финансовых рынков ликвидностью. Так что, весьма сложно прогнозировать, что такое справедливая цена на акции через полтора года.
Впрочем, директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин имеет особое мнение в отношении предстоящей приватизации: «Цель происходящего — передать формально принадлежащие всем активы в руки правильных частных собственников».
«СП»: — Михаил Геннадьевич, есть ставшая традицией идея, что частный бизнес в крупных компаниях, в том числе в нефтянке, гораздо более эффективный собственник, чем государство. На ваш взгляд, речь идет о том, что правительство хочет повысить эффективность и рентабельность продаваемых бизнесов?
— Что в среднем, что в крупном бизнесе, независимо от отрасли, эффективность государственных и частных компаний совершенно одинакова. Смена собственника не ведет к изменению модели производства. Ради накачки деньгами госбюджета проводить приватизацию сегодня тоже бессмысленно. Во-первых, денег в казне сегодня куры не клюют. Во-вторых, в принципе продавать активы ради быстрого получения денег на текущие расходы — дело бессмысленное. Поскольку потенциальные покупатели воспринимают эту ситуацию так: вы находитесь в безвыходном положении. Поэтому вам предложат только очень низкую цену.
«СП»: — Тогда в чем цель столь скоропалительной продажи?
— Речь, безусловно, идет не о высоких мотивах, а о вполне корыстных. Как принято говорить в последние 20 лет, о вполне «конкретных». При этом силовики имеют в виду передачу ценных активов в свои руки, а либеральное крыло — в руки зарубежных крупных корпораций.
«СП»: — Можно ли надеяться на то, что активы будут продаваться по справедливым ценам?
— В принципе, возможно все, но, как сказали в одном известном фильме, это вряд ли. В Российской Федерации все крупные проекты создаются не для этого. Ну, не для того наши реформаторы делают приватизацию, чтобы сделать что-то по справедливости.