Австралия планирует создать крупнейший в мире морской заповедник. Об этих планах официально сообщило правительство страны. Фактически речь идет о полном «огораживании» огромного куска Тихого океана, по площади превышающего такую страну как Франция — более 3,1 миллиона квадратных километров! Акватория заповедника полностью покроет все Коралловое море, которое простирается от северо-восточных берегов Зеленого континента до самой Индонезии. Легендарный своими природными богатствами и уникальной морской жизнью Большой Барьерный риф лежит в самом сердце этого моря. Заповедная акватория будет включать в себя 60 отдельных национальных парков на воде.
В этих пределах будет полностью запрещена любая хозяйственную деятельность. В первую очередь — поиск и добыча нефти и газа, на извлечение которых с шельфа Кораллового моря еще до недавнего времени власти страны выдавали лицензии. Радикально ограничат вылов рыбы, полностью запретят туризм. Правительство готово к тому, что бюджет страны в кризис понесет колоссальные убытки. Только на компенсацию рыболовным компаниям, вынужденным свернуть свой бизнес, ежегодно придется выделять по 100 миллионов австралийских долларов. В запретную зону попадает примерно третья часть австралийских морских владений.
— Я аплодирую властям Австралии за это дальновидное решение, которое далось им в очень сложной внутренней политической борьбе, — говорит заместитель директора Института океанологии лабораторией им. П.П. Ширшова Российской академии наук, руководитель направления «Экология морей и океанов» Михаил Флинт. — Они пошли на огромные фискальные жертвы ради сохранения биологического разнообразия и экосистем, влияющих на всю планету и значащих для Земли, глядя с любой позиции, больше чем деньги.
«СП»: — Михаил Владимирович, с танкерами, перевозящими мазут посреди коралловых рифов, и с буровыми вышками в прозрачных водах с уникальными крабами и рыбами, все понятно. А рыбаков-то на белоснежных яхтах в шезлонгах с белым вином за что?
— Частное рыболовство — не промысловое, с больших сейнеров! — имеет для австралийцев очень большое значение. В нем занята немалая часть местных жителей. Это огромные доходы от туризма. Поток желающих поплавать на Большом Барьерном рифе с маской и ластами, забросить с борта спиннинговую снасть в погоне за незабываемыми ощущениями от ловли 60-килограммовых каранксов, в последние 30 лет резко увеличился. Я бы сказал, что произошел взрывной рост числа туристов со всего мира. Это очень большие деньги, потому что сюда едут только состоятельные люди: перелеты, аренда яхт и дорогого оборудования — и все это только ради впечатлений! На этом потоке выросла целая индустрия.
Что касается ущерба от простой рыбалки рифам, то он виден невооруженным глазом. Еще лет 40 назад, когда я бывал там с научными экспедициями, мы видели совершенно дикий мир, на который оказывали влияние только естественные причины: землетрясения, цунами. Теперь влияние человека заметно очень сильно. И влияние резко негативное. Отлов рыбок, живущих на кораллах, приводит к тому, что становится некому поедать паразитирующие на рифах водоросли. В результате быстрого распространения этих водорослей гибель рифов наступает менее чем через год.
Вылов красивых рыбок происходит ради аквариумов богатых людей в западных странах. Долго рыбы в аквариумах не живут. Поэтому надо постоянно их менять. То есть, в мире существует постоянный оборот этих красочных небольших рыбешек в декоративных целях. Вы знаете, например, что в денежном выражении годовой оборот аквариумного бизнеса сопоставим с оборотом в мировой торговле наркотиками? Так что я не просто так сказал о мужестве людей, вставших на пути этого бизнеса и таких денег.
А вы знаете, что для отлова рыбок используют специальные усыпляющие вещества — ведь повредить улов никак нельзя? В результате гибнет тончайшая цепочка существ на кораллах, и их гибель невосстановима. При этом акватория вокруг Большого Барьерного рифа в силу особенности течений и оборота веществ в океане является определящей для качества воды и самочувствия огромных объемов Мирового океана! Только рифы производят многие вещества, необходимые для нормального существования жизни в океанах. Они являются биологическими фильтрами огромных объемов воды. Не будет преувеличением сказать, что эти рифы — один из важнейших элементов для самочувствия планеты. Но они очень чувствительны к воздействию человека и климатическим переменам.
«СП»: — Но ведь ученые продолжат туда ездить?
— В этом есть большой смысл — наблюдать за естественным развитием океана и сравнивать с процессами, идущими в других, более активно используемых человечеством зонах. Определенно можно утверждать на основании наших поездок за последние 20−40 лет в этот район, что экосистема коралловых рифов — самая деградирующая в мире. А ее значение для планеты огромно!
«СП»: — Какие открытия в этой сфере сделаны в последнее время?
— Самые интересные, пожалуй, относятся к области медицины. Так, изучая кораллы, ученые смогли создать препарат, который значительно ускоряет заживление костной ткани и кожных покровов человека.
«СП»: — Например, после переломов и больших ожогов?
— Да. Это довольно закрытая передовая область исследований, на которые тратятся огромные деньги. Но там и результаты изумительные. Эти препараты позволяют восстанавливать ткани человека очень быстро и очень точечно. Даже костный мозг пересаживается на имплантат из коралла и растет на нем. Есть и другие настоящие чудеса. И не только в медицине.
«СП»: — Так что Австралия выступает в роли Прометея — жертвует своими доходами ради блага человечества?
— Финансовые потери огромны, но есть и трезвое понимание: если не делать решительных шагов по сохранению рифов, то облик всей планеты будет меняться очень быстро в худшую сторону. Это произойдет на наших с вами глазах. Примерно 20−30 процентов Большого Барьерного рифа уже погибло. Поэтому мои коллеги, в том числе за рубежом, с большим воодушевлением приняли это решение властей Австралии. Сегодня в мировой политике и экономике жадность стала преобладающим настроем. Особенно в нефтяной сфере. Но одними деньгами жизнь не выстроишь. Поэтому пример Австралии вселяет надежду, что другие государства последуют ему.
«СП»: — Какие еще области океана вы, как ученый, оградили бы от человеческого вмешательства?
— Наиболее подвержены негативному влиянию экваториальные воды и воды вблизи полюсов. Поэтому я бы в первую очередь обратил внимание на Берингово море. Остальные интересные акватории далеко от России.
«СП»: — Почему именно Берингово?
— На гербах многих иностранных обществ защиты животных есть уникальный и очень красивый зверь, которого наши предки звали сивуч. В энциклопедиях его принято именовать северный морской лев. Живет он только в Беринговом море, совершенно уникален, но его численность упала на 18% за последние 30 лет. Хотя промысел сивуча запрещен, а Конгресс США напринимал кучу актов о защите этого животного. Однако нет запрета на вылов рыбы в этом районе, которою питается сивуч. Годовой объем вылова морских биоресурсов из Мирового океана — под 80 миллионов тонн. Так вот, на одно только небольшое Берингово море приходится 4,5 миллиона тонн. Там очень богатые, уникальные морской жизнью воды, которые даже сравнить не с чем. В этом море есть острова Прибылова, названные по имени посетившего их в 18-м столетии нашего соотечественника. Так вот, на этом небольшом острове длиной 18 километров, а шириной 12 километров еще четверть века назад жило более 10 миллионов морских птиц, более 8 миллионов морских котиков. Но сегодня их численность сильно сократилась. Поскольку и те, и другие питаются молодью рыбы, а ее стало намного меньше из-за промышленного вылова.
«СП»: — Какие еще уникальные акватории с научной точки зрения есть у России?
— Я бы обязательно оградил от вмешательства человека все Курилы, включая 200-мильную морскую зону наших интересов. Охотское море — очень продуктивное, в основном там идет промышленный лов минтая, и есть большие притязания со стороны нефтегазового лобби. Поэтому неизбежны проблемы с его закрытием. Но, говоря откровенно, я не назвал бы его особенно уникальным по биологическому разнообразию и экологическому значению.
Закрыл бы от посещения человеком одно из арктических морей — Карское или море Лаптевых — с прилегающей территорией. Это очень ранимые районы и очень важные для сохранения экологии в Арктике.