Экономика

Москва подавится новой застройкой

Депутат Мосгордумы Андрей Клычков: «На присоединенных к столице территориях могут появиться тысячи обманутых дольщиков»

  
283

С присоединением Новой Москвы власти столицы оказались перед очень непростой дилеммой: либо аннулировать множество скоропалительно выданных перед самым объединением разрешений на строительство, что приведет к огромным финансовым потерям инвесторов, либо узаконить эти странные постройки. Другими словами: сознательно пойти на то, что многие граждане станут обманутыми дольщиками, или согласиться, что массовая легализация этих проектов создаст большие сложности на десятилетия вперед.

О масштабах проблемы говорят следующие цифры: всего за несколько месяцев до состоявшегося 1 июля слияния земель властями Подмосковья выданы официальные разрешения на строительство на них огромного числа объектов недвижимости общей площадью более 5 млн кв метров. Кроме того, согласованы проекты застройки примерно на 40 млн кв метров зданий. Таковы предварительные данные ревизии властями Москвы градостроительных документов, выданных на присоединенных территориях. Их публично озвучивал на заседании в мэрии глава Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко.

Ревизия вскрыла весьма скандальные подробности. В частности, до сих пор неизвестно количество этих разрешений и согласований, поскольку они до последнего дня оформлялись в спешном порядке. Бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин рассказал, как некоторые находящиеся в отпуске чиновники высылали до 200 писем каждый ради скорейшего согласования проектов. А в ночь перед окончанием отпуска — еще столько же писем. В пример он привел СП «Сосенское», где утверждено строительство 54 таунхаусов рядом с деревней Николо-Хованское, жилые дома площадью 90 тыс. кв. м у деревни Сосенки, многоэтажное жилье площадью 325 тыс. кв. м возле деревни Столбово, коттеджный поселок площадью 63,6 тыс. кв. м на окраине Летово. И все это — только за весну этого года! От начала разработки до утверждения проекта «Николо-Хованское» прошло всего полтора месяца.

По данным Мосгосстройнадзора, больше всего разрешений на застройку было выдано в Ленинском районе Подмосковья — на 1115 объектов. Нередко по одному пакету разрешительной документации проходит сразу несколько объектов. Так, у поселка Первомайское Наро-Фоминского района одним пакетом оформлено разрешение на строительство 500 домов общей площадью 100 тыс. кв. м.

Кроме того, именно в последние месяцы нередко выдавались разрешения на строительство жилых многоквартирных домов на территории садоводческих товариществ и дачных участков. Причем доли в этих строениях уже частично распроданы гражданам.

Что делать с этими скоропалительными решениями, отцы города пока не решили. На совещании у мэра столицы Сергея Собянина прозвучала идея передавать все сомнительные проекты в «Москомстройинвест», который будет указывать застройщикам на недостатки. Например, на отсутствие необходимой инфраструктуры — садиков, школ, магазинов пешей доступности. В случае невозможности компромисса — ставить вопрос об отмене разрешения на строительство. Однако эксперты считают, что на практике это будет весьма непросто сделать. Формально пустые коробки из бетона в чистом поле без садиков и магазинов имеют полное право на жизнь. Вот как только в них жить?

Глава Мосгосстройнадзора считает, что прямого запрета на строительство жилых многоквартирных домов в садоводческих товариществах нет. Поэтому такие объекты существуют, не вызывая внимание надзорных органов. Чтобы исправить ситуацию Анатолий Зайко предлагает с помощью поправок в Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ограничить строения на упомянутых территориях по этажности и площади. Однако и это намерение вызывает сомнение у экспертов.

О том, каким образом городские власти намерены решить эти проблемы, «СП» рассказывает член комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Андрей Евгеньевич Клычков.

«СП»: — После передаче столице новых территорий власти Москвы столкнулись с большим количеством скоропалительно выданных разрешений на застройку на этих землях. Намерены ли власти города признать эти документы или будут их отменять?

— Когда возник вопрос о передаче новых территорий столице, было сразу оговорено, что город не принимает безоговорочно все в том виде, как есть. Будем проводить ревизию разрешений на строительство и согласованных проектов на застройку. Изначально всем участникам переговорного процесса понятно, что возникнут очень большие проблемы. Будут конфликты с коммерческими структурами, с институтами власти. Это была одна из причин, по которой мы, КПРФ — и на федеральном, и на городском уровне в Москве и в органах власти Московской области — выступали против этого расширения. Ведь не только в российской, а вообще в мировой практике нет ни единого случая, когда территория города одномоментно расширяется в два с половиной раза! Тем более, когда речь идет о столице. Да и заявлено о предстоящем расширении всего лишь за год до события — невозможно столь сложные муниципальные хозяйства подготовить к таким переменам за этот срок.

«СП»: — На ваш взгляд, все вскрывающиеся сегодня проблемы предопределены самим форматом объединения?

— На мой взгляд, государственный подход в том, чтобы сначала все проблемы решить, связать воедино два хозяйства, понять, как и что будет после объединения работать, а уже потом производить фактическое объединение. Вот я, член профильной комиссии московского парламента, никакого плана, никакого обоснования проекта освоения новой территории до сих пор не видел. А с запросами мы обращались неоднократно.

«СП»: — Месяц назад Москомархитектура сообщила, что генплан развития Новой Москвы должен появиться к концу 2014 года.

— Это значит, что никакого четкого представления, как будут использованы новые районы и для чего их присоединять, не было. Разве это государственный подход? Ведь «накачивая» до такого размера столицу, мы фактически убиваем регионы. У Московской области отбирается земля, у соседних областей фактически «оттягиваются» рабочие руки, потому что все привлекательные заработки, комфортная среда обитания будут создаваться тут. Зачем нужен такой огромный анклав? Даже на Сибирь и Дальний Восток влияют идущие в Москве хозяйственные процессы. Там испытывают значительный отток населения, в значительной степени переселяющегося в столичный регион. Вы знаете, например, что только за прошлый год в России прекратило существование более 19 тысяч (!) населенных пунктов. А теперь появляется идея: возле Москвы есть пустая территория, давайте устроим на ней финансовый центр! У Монголии вообще много пустующих земель, чего же она финансовый центр на них не организует?

«СП»: — И все-таки что будет с многоквартирными домами, которые возводятся на дачных участках в Новой Москве?

— Такие строения действительно представляют проблему, которая носит массовый характер. При этом никто точно не знает, сколько таких проблемных участков. Дело в том, что такой статистики попросту вообще никто не вел. Мы учитывали вопрос о садоводческих и дачных товариществах при работе в Мосгордуме над законами, в том числе об организации местного самоуправления. Законодательство города предполагает, что в границах городской территории могут быть и садоводческие и дачные товарищества. Но их деятельность должна быть отрегулирована таким образом, чтобы они выполняли свое изначальное предназначение, а не были местом строительства «крутых» особняков. Однако закон обратной силы не имеет. Поэтому на основании этих нормативных актов нельзя принимать решения об аннулировании разрешений на строительство на территории Новой Москвы. По всем выданным разрешениям на строительство многоквартирных домов на садовых и дачных участках будут отдельно приниматься решения властями. Но вдасти не могут обязать прекратить строительство, если уже есть официальные разрешения. Это может быть сделано только в судебном порядке. При этом обязательно, чтобы объективно ущемлялись чьи-то права. Например, соседи покупали дачный участок, хотели жить с детьми на природе, а оказались в центре городской застройки — их права нарушены, они должны в суде добиваться об отмене разрешения на строительство.

«СП»: — Но смогут ли наши граждане массово по судам оспаривать эти скоропалительные решения?

— А без судебного решения городские власти ничего приостановить или не смогут. Поэтому вслед за волной обманутых дольщиков в многоквартирных домах мы получим обманутых дольщиков и в малоэтажном формате. Ведь застраивать Новую Москву предполагается зданиями не более, чем в 5−7 этажей. Сегодня власти должны провести ревизию, вместе с гражданами, чьи права были нарушены, проработать вопрос об обращении в суд. Нужно суметь провести непродуманное, но фактически состоявшееся объединение с минимальным вредом для населения. Все эти моменты будут учитываться при планировании дальнейшей застройки, в том числе, чтобы отстаивать права дачников. А ведь нужно еще создать на этих территориях префектуры, продумать и организовать рабочие места.

«СП»: — Глава Москомстройинвеста предлагал вызывать инвесторов и застройщиков и проводить с ними беседы, чтобы они вносили в уже утвержденные проекты застройки инфраструктурные изменения. Инвесторы должны выбирать: или они берутся за возведение школ и детских садов, или власти будут «резать» проект.

— Вы совершенно правы. Есть множество таких проектов, которые можно в целом назвать «пустыми коробками». Но, во-первых, мэрия не сможет никого вызывать, а сможет лишь пригласить на беседу. А, во-вторых, я сильно сомневаюсь, что бизнес у нас является социально ориентированным. Поэтому добровольно застройщики на дополнительные обременения не пойдут. Да и нет никаких оснований даже для приостановки строительства. Так что, все эти намерения задним числом кого-то заставить — это не государственный подход. Просто, прежде чем принимать решения о новых территориях, нужно было 20 раз подумать. А те, кто штамповал скоропалительные решения, должны были понимать, что они будут привлечены к ответственности. Другое дело, что я не могу вспомнить ни одного прецедента по всей России, чтобы привлекли чиновника к ответственности за такие решения.

«СП»: — Получается, что платить за грешки чиновников будет население, вливаясь в ряды обманутых дольщиков?

— Если где-то не нарушались права других лиц, то, может быть, будет бессмысленно рушить дома. Если же окажется, что снос неизбежен, то власти Москвы должны будут взять на себя выполнение всех социальных обязательств. Да, город уже изменил свое законодательство на перспективу, чтобы таких проблем не было. Но с теми инвестпроектами, у которых есть разрешения, разбираться надо. Ведь отмена каждого инвестпроекта означает сразу выплату компенсаций инвесторам, которые кроме своих расходов могут требовать еще и упущенную выгоду. Тут Москва упирается в то, что ее бюджет имеет дефицит более 500 млрд рублей, да еще и солидный госдолг. Кроме того, на обозримую перспективу ситуация с доходами города улучшаться не будет. По-моему, сегодня столица не может профинансировать массовую выплату компенсаций застройщикам. А так или иначе все эти проблемы придется решать за счет городского бюджета.

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня