В ближайшие недели бензин в России подорожает в среднем на 2,5 рубля за литр. Об этом объявило отраслевое объединение владельцев бензоколонок. Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко связывает предстоящее подорожание с ростом потребления. Кроме того, рост цен на мировом нефтяном рынке также разогревает розничный сектор нефтепродуктов. Ведь еще в начале июля баррель «черного золота» марки Brent стоил менее 90 долларов, а к середине августа — выше 118 долларов. Таким образом, по мнению эксперта, подорожание автомобильного топлива должно составить не менее 15%.
Прогноз затрагивает и солярку, причем даже в большей степени. Несмотря на снижение спроса на нее со стороны сельхозпроизводителей, по словам Григория Сергиенко, темпы роста оптовых цен на дизельное топливо уже заметно опережают бензиновый сектор. Это связано с меньшим уровнем экспортных налогов, что делает для производителей продажу солярки за рубеж более привлекательной. Соответственно, на внутреннем рынке остаются меньшие объемы дизтоплива, что подталкивает цены.
Впрочем, представитель РТС утверждает также, что оптовые цены на автомобильное топливо в значительной степени выросли из-за роста акцизов. В этом году государство повышало их дважды: с 1 января — примерно на 15% (в зависимости класса топлива), и второе такое же повышение состоялось 1 июля. Совокупно на разные марки топлива акцизы поднялись с начала года, по данным Российского топливного союза, на 29−32,6%.
Впрочем, на этом перечень факторов, оказывающих давление на розничный рынок, исчерпывается. В отличие от некоторых прошлых лет, дефицит бензина на АЗС в осенние месяцы не прогнозируется. Запланированное закрытие некоторых крупных нефтеперерабатывающих предприятий в октябре на ремонтно-профилактические работы не приведет к снижению предложения на рынке, поскольку руководство этих компаний заблаговременно создает резервы готовых нефтепродуктов.
Однако аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банка» Андрей Полищук утверждает, что в большей степени на ценообразование сегодня влияет политический фактор.
«СП»: — Какие факторы определяют сегодня стоимость автомобильного топлива в России?
— Основная причина грядущего подорожания в том, что во втором полугодии производители хотят «отбить» упущенную выгоду: с прошлой осени до нынешнего лета цены стояли из-за негласного административного запрета. Власти не хотели вызывать недовольство населения во время выборов в Госдуму, а затем выборов президента.
Так, в марте рентабельность розничной продажи нефтепродуктов составляла примерно 5%. В норме наши нефтяные компании считают минимально достаточным уровень рентабельности где-то 15−20%. А, желательно, процентов 25. Чтобы подтянуть маржу с 5 до 15 процентов, надо поднять стоимость 1 литра бензина примерно на 1 рубль. Кроме того, с 1 июля акцизы на бензин повышены копеек на 40 с одного литра. При этом с 1 января акцизы выросли более чем на 1 рубль 30 копеек. Таким образом, с июля в каждый литр автомобильного топлива на автозаправке уже заложено более 6 рублей акцизов. За время вынужденного удержания цен на стабильном уровне, с декабря до июня, ежемесячно пересматриваемый налог на НДПИ также вырос на 19−20%. В июне фактически рынок был освобожден государством от временного запрета, так что теперь ценообразование определяется рыночными мерами. Разумеется, нефтяники уже подсчитали все, что не смогли заработать за месяцы запрета. Конечно, они хотят вернуть рентабельность на нормальный уровень. Тут и подорожания на 2 рубля может оказаться маловато. А ведь они мечтают и «отбить» прошедшие низкодоходные месяцы.
«СП»: — Надо ли автолюбителям уже в эти выходные готовиться к дополнительным расходам? Или они будут плавно растянуты на всю осень?
— Раскошелиться на топливо для личного автотранспорта придется. Но резкие повышения нефтяники уже проходили — все это заканчивалось тем, что Федеральная антимонопольная служба тут же вставала в стойку и выписывала весьма чувствительные штрафы. Поэтому повышение будет плавным и сильно растянутым во времени. Я думаю, что к концу года бензин подорожает рубля на 2 за литр. То есть, конечно, руководство автозаправок хочет куда большего. Но все понимают, что это — примерно тот уровень, который может пройти без негативных финансовых потрясений. Потому что штрафы ФАС накладывает такие, что вся дополнительная прибыль съедается ими с избытком.
«СП»: — Это такая убийственная дубинка в руках государства — штрафы?
— Нередко накладывались штрафные санкции в размере 5% чистой прибыли компании за последние два года ее работы.
«СП»: — То есть на самом деле, рынок все равно находится под сильным давлением административного ресурса? Таким образом, фактически начавшаяся в июне либерализация цен весьма условна?
— Штрафы антимонопольного ведомства — сегодня не единственная дубинка в руках правительства. Есть и другие неформальные рычаги. Известно, например, что премьер-министр Дмитрий Медведев дал указание президенту государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорю Сечину по-прежнему держать цены. И можно было видеть, что за летние месяцы другие компании время от времени плавно переписывали ценники в большую сторону, а «Роснефть» держит их все время на одном уровне, копейка в копейку. При этом эта компания остается самой крупной на внутрироссийском рынке. Так что остальные игроки не могут игнорировать поведение «Роснефти», и я реально вижу, что этот фактор пока серьезно сдерживает аппетиты НПЗ и АЗС всех остальных компаний.
«СП»: — Не возникнет ли опасность, что нефтеперерабатывающие заводы перенаправят свою продукцию с внутреннего рынка за рубеж? Могут ли такие факторы вызвать массовый дефицит и взрывной рост цен?
— Перенаправить бензин на внешние рынки без ведома государства не получится никак. А оно этого точно не позволит.
Фото: Сергей Михеев/Коммерсантъ