После серии скандалов в начале года, связанных с финансовыми махинациями независимых пенсионных фондов (НПФ), которые манипулировали накоплениями будущих пенсионеров и в результате становились банкротами, многие ждали жестких мер со стороны властей. И дождались — Минфин опубликовал на своем сайте законопроект, в котором ведомство предлагает ужесточить требования к НПФ. Предлагается повысить требования к минимальному размеру уставного капитала — имущества НПФ для обеспечения уставной деятельности, с нынешних 50 млн всего лишь до 65 млн рублей, и то — с 1 июля 2013 года. Правда, потом минимальный уставной капитал будет повышен до 100 млн рублей, но это будет аж с января 2015 года. При этом требования по минимальному размеру имущества НПФ, занимающихся обязательным пенсионном страхованием, предлагается повысить с нынешних 100 млн до 150 млн рублей в следующем году.
Чтобы понять, насколько эти меры неадекватны ситуации, можно вспомнить, что минимальный уставной капитал для деятельности банков был экстренно повышен в январе нынешнего года с 90 сразу до 300 млн рублей. Притом, что средний банк, как правило, работает с гораздо меньшим размером денег граждан на своих депозитах.
Дело в том, что размер уставного капитала является, по сути, залогом, который вносят предприниматели в виде гарантии вкладчикам — как банка, так и НПФ. Чем такой залог больше, тем ответственнее относятся владельцы к своей деятельности. Ведь потерять при банкротстве банка 300 млн — удар серьезный и для мощной финансовой организации. Куда проще терять деньги пенсионным фондам. Шестьюдесятью пятью миллионами рублей, в крайнем случае, можно и пожертвовать ради доступа к миллиардам пенсионных денег, которые проворачиваются на счетах, зачастую уходя в неизвестном направлении.
Впрочем, судя по практике, и уставной капитал ничего не гарантирует. По замыслу чиновников Минфина, каждый НПФ должен «организовать постоянный контроль за рисками, возникающими при осуществлении деятельности», а для исполнения обязательств, в случае банкротства, обязан будет «создать резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию, который подлежит обособленному учету». Но все это лишь в теории.
Несоциальный «Социум»
В феврале нынешнего года рынок пенсионного страхования России столкнулся с весьма неприятным прецедентом, связанным с финансовым мошенничеством управляющих накоплениями граждан. Одному из крупнейших частных пенсионных фондов грозило банкротство или ликвидация. Речь идет о НПФ «Социум», который входит в состав компании «Базэл» Олега Дерипаски. Фонд обслуживает почти 400 тыс. человек, значительная часть которых является сотрудниками компаний, входящих в состав «Базэла». Размер пенсионных накоплений в НПФ «Социум» составляет более 5,4 млрд рублей, одна только годовая прибыль, полученная от инвестирования пенсионных накоплений, превышает 500 млн рублей. Что совершенно несравнимо с 65 млн минимального уставного капитала, предписываемого в качестве гарантии чиновниками Минфина.
И эти пенсионные накопления оказались под угрозой — один из крупнейших НПФ страны не мог выплатить задолженность в размере всего лишь 40 млн рублей. Этот долг образовался после того, как Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск компании «Вклад-Сибирь», которая выступала агентом по привлечению клиентов в «Социум». Компания требовала, чтобы НПФ выплатил ей в соответствии с договором агентское вознаграждение за привлечение в фонд нескольких тысяч новых клиентов, но фонд платить отказался.
Однако самое интересное началось дальше. Так как «Социум» отказался погашать долг добровольно, служба судебных приставов хотела «заморозить» требуемую сумму на счетах фонда, но оказалось, что у него вообще отсутствуют какие-нибудь реальные деньги. На обнаруженных приставами счетах НПФ находилось всего нескольких десятков тысяч рублей, а в ряде случаев — просто несколько рублей. Ни о каких 40 млн и речи не шло, хотя согласно закону собственный капитал пенсионного фонда должен был составлять не менее 50 млн рублей.
Куда девались деньги будущих пенсионеров — в «Социуме» не комментировали. Однако эксперты рынка пенсионного страхования отмечали, что в последние годы фонд практически перестал привлекать новых клиентов, и предположили, что «Социум» заранее готовился к подобному «несоциальному поступку», писала «Российская газета».
Арбитражный суд Москвы ввел процедуру наблюдения в отношении НПФ «Социум» по заявлению «Вклад-Сибирь». После этого никаких новых сведений об этом деле не появлялось. Единственная надежда на то, что миллионы найдутся и их хватит фонду, чтобы расплатиться по своим долгам.
Сбор денег с населения
По закону будущие пенсионеры могут стать заложниками НПФ без всякого согласия, и даже не подозревая об этом. Напомним, что «принудительно» инвестировать деньги тех, кто отказался сделать это добровольно, Пенсионному фонду разрешил закон, «расширяющий возможности для инвестирования пенсионных накоплений в акции и облигации на фондовой бирже», в том числе и без согласия граждан -«молчунов».
Год назад Пенсионный фонд России объявил, что расторгает соглашения с негосударственными пенсионными фондами «Норникель», «Благосостояние» и «Ренессанс Жизнь и Пенсии», сообщала руководитель департамента общественных связей ПФР Маргарита Нагога. Причина в том, что эти фонды стали абсолютными лидерами по незаконному переводу пенсионных денег граждан — «молчунов», на них приходилось 82,5% письменных жалоб, поступивших в ПФР. Впрочем, эта история длится еще с позапрошлого года, когда на счетах российских НПФ появилось более 2 млн «мертвых душ».
После этого в ПФР и его территориальные органы посыпался град жалоб от возмущенных граждан на то, что их пенсионные накопления были переведены в негосударственные пенсионные фонды без их согласия и ведома. Пострадавшим предложили написать заявление о переводе своих кровных обратно в Пенсионный фонд, но до сих пор никто из них не получил ответа на простой вопрос: почему человек, деньги которого увели на счета частного фонда, обязан писать заявление о переводе своих накоплений обратно в государственный фонд, да еще и ждать целый год, пока эти деньги снова поступят в ВЭБ?
К тому же, за это время они могут сильно потерять в цене. По итогам первого полугодия пятая часть управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления НПФ, показала по ним отрицательную доходность. Согласно данным управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления граждан, по итогам первого полугодия 10 компаний из 51 получили отрицательную доходность. Убыточные компании показали доходность до минус 8,23%. При этом, в условиях падающего рынка управляющие хотят получать вознаграждение за само управление активами, а не за его результат по итогам года.
— Частные игроки, получившие наши деньги, имеют доход от управления ими, даже если терпят убытки, — заявил «СП» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — При этом никаких гарантий не то что доходности, но даже сохранности пенсионных взносов населения никто не предполагал. Смысл пенсионной реформы не имел отношения к будущим пенсионерам и заключался в простом сборе денег с населения и создании на основе этих денег качественно нового финансового актива, которым можно управлять с большой прибылью и практически без ответственности.
Сегодня случайная ошибка брокера может лишить нас пенсии, и никто не будет виноват. И тем более никто не будет виноват, если фондовый рынок рухнет в результате тех или иных мировых катаклизмов, как это случилось в 2008 году.
Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Леонов