Закон о создании Росфинагентства поступит в Госдуму в сентябре, а само агентство должно начать действовать уже в начале 2013 года. Первоначально предполагалось, что это будет госкорпорация, но когда между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым «пробежала черная кошка», было решено сменить статус агентства на федеральное ведомство. Ведомство будет управлять деньгами суверенных фондов России (Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Резервным фондом) и госдолгом, а также распоряжаться свободными средствами бюджета. Сейчас эти функции разделены между Минфином, Центробанком и Внешэкономбанком.
Однако не это главное — Росфинагентству развяжут руки, и оно получит возможность вкладывать деньги ФНБ (до 50%) и Резервного фонда в акции российских и зарубежных компаний. Сейчас средства фондов вкладываются только в высоконадежные гособлигации с самым высоким рейтингом, поэтому они не приносят доходов, зато и риска потерять деньги практически нет. Такое правило установил бывший министр финансов Алексей Кудрин — «отец-основатель» суверенных фондов России, которого часто ругали за то, что он наотрез отказывался распечатать «заначку», храня ее на «черный день». Теперь «копилку Кудрина» чиновники решили вытряхнуть на мировой фондовый рынок. Чем это закончиться — одному брокеру известно.
При этом распоряжаться российскими денежными запасами, возможно, будет иностранный управляющий. Как сообщалось в печати, в состав руководства Росфинагентства может войти и возглавить его экс-президент Deutsche Bank Йозеф Аккерман. Как заявил замминистра финансов Сергей Сторчак, присутствие иностранцев в совете директоров госкомпаний допускается и даже приветствуется, так почему бы им не быть и в федеральном агентстве?
Прокомментировать идею создания Росфинагентства «СП» попросила старшего аналитика ИК «Риком-Траст» Владислава Жуковского.
— В подавляющем большинстве экономически развитых стран и динамично развивающихся «азиатских тиграх», функции по управлению золотовалютными резервами (ЗВР) и государственным долгом строго разграничены. Это сделано в силу принципиального отличия этих операций, а также для того, чтобы не допустить конфликта интересов, когда ошибочные действия властей при размещении валютных резервов и убытки от обесценения вложений в долговые бумаги иностранных заемщиков покрываются за счет предоставления новых займов терпящим крах должникам.
«СП»: Наверное, это делается еще и для борьбы с коррупцией?
— Независимые экономисты и финансовые эксперты прекрасно знают, что управление госдолгом (включая вопросы предоставления и списания долгов «нужным» заемщикам за неформальное вознаграждение) и валютными резервами традиционно относятся к крайне коррупционной и непрозрачной сфере госфинансов. Принятие решений по вопросам реструктуризации, пролонгации сроков погашения, а также частичного или полного списания долгов заемщика зачастую сопровождается неформальными переговорами между сторонами и существенными «откатами», достигающими в ряде случаев 25−40% от суммы. Неслучайно управление госдолгом и валютными резервами в подавляющем большинстве экономически развитых стран (США, ЕС, Япония, Канада, Южная Корея), а также в странах, претендующих на самостоятельную роль в мировой экономике (Китай, Малайзия, Индия), относится к числу наиболее жестко контролируемых областей госфинансов.
«СП»: — Но ведь и у нас в России это дело коррупционное?
— Решения о предоставлении займов тем или иным суверенным заемщикам, например Кипру, как правило, принимаются неформально. Параметры сделки и условия предоставления кредитных ресурсов в значительной степени определяются не только и не столько финансовой устойчивостью и кредитоспособностью потенциального заемщика, сколько его способностью осуществить «откат» и провести финансовую трансакцию через заранее оговоренных посредников. До сих пор свежи в памяти громкие скандалы с высокопоставленными чиновниками Минфина — в том числе и дело Сторчака — которые занимались незаконным списанием и продажей долгов слаборазвитых стран, а также проведением финансовых трансакций через аффилированные с ними коммерческие структуры.
«СП»: Какова цена вопроса — сколько стоит «откат»?
— По экспертным оценкам, при среднегодовой величине ЗВР России в 510−520 млрд долларов, неофициальный «откат» высокопоставленным чиновникам Центробанка и правительства со стороны крупных иностранных государств достигает нескольких миллиардов долларов ежегодно. Неслучайно «оккупировавшие» двадцать лет назад и до сих пор удерживающие контроль над всей валютно-финансовой и экономической политикой страны идейные последователи Гайдара, Чубайса и прочих либеральных экономистов в правительстве, в администрации президента и в Центробанке с таким завидным постоянством приглашаются для выступлений в иностранные университеты и удостаиваются самых высоких премий на Западе.
«СП»: Какой же можно сделать вывод по поводу создаваемого Росфинагентсва?
— Можно смело утверждать, что речь идет о формировании практически никому не подконтрольной государственной структуры, которая дублирует функции Банка России, Минфина и Внешэкономбанка. При этом по какой-то совершенно неведомой причине под ее контроль планируется передать не только управление валютными резервами, но также государственным долгом, что порождает открытый конфликт интересов и концентрирует в руках одного ведомства контроль сразу за двумя стратегически значимыми областями госфинансов. Судя по всему, российские чиновники, значительная часть которых воспринимает государственную службу как источник личного обогащения, решили просто снять с себя ответственность за счет создания очередной правительственной структуры, которая будет дублировать функции сразу нескольких государственных ведомств. Это очень напоминает попытку «накинуть тень на плетень» и максимально запутать структуру управления государственными финансами. А самое главное — совершенно непонятно, с какой целью нужно создавать новую госструктуру, если для повышения эффективности управления международными резервами России требовалось всего лишь на правительственном и президентском уровне внести изменения в ежегодную денежную программу и прочие документы Центробанка, определяющие вектор проводимой денежно-кредитной политики?
«СП»: — Значит, необходимость разобраться с управлением резервами все же существует?
— Россия ежегодно теряет от 50 до 100 млрд долларов в результате денежно-кредитной политики Банка России. Безусловно, уже давно назрела острая необходимость внесения серьезных изменений как в принципы денежно-кредитной политики, так и управления ЗВР. Складывается парадоксальная ситуация: российские власти сначала изымают из экономики и финансовой системы нефтедоллары и вывозят их за рубеж, кредитуя бюджетные дефициты стратегических конкурентов в США и ЕС под 1,5−2%. А затем отечественные предприятия и банки вынуждены выходить на международные рынки капитала и занимать выведенные туда российские ЗВР, прокрученные в финансовых и бюджетных системах США и ЕС под среднюю ставку в 7−10% годовых. Неудивительно, что за период с 2000 года в России наблюдается синхронный рост внешнего корпоративного долга и ЗВР с 20 до 500 млрд долларов. При этом, по итогам 2011 года, потери российской экономики по счету инвестиционных доходов превысили 50 млрд долларов, что эквивалентно 15% федерального бюджета России.
«СП»: — А как вы оцениваете тот факт, что управление Росфинагентством будет доверено иностранцу?
— Этот факт вызывает гораздо больше вопросов, чем само создание никому не нужной госструктуры. Во-первых, если общая информация о составе валютных резервов и динамике государственного долга находится в открытом доступе, то даже более-менее подробная информация относительно валютной, страновой и временной структуре резервов, а также тех инструментах, в которых размещаются эти самые резервы, уже относится к объекту государственной тайны. Потому что принятие решений о внесении изменений в структуру валютных резервов сопровождается продажей одних финансовых инструментов и приобретением других. То есть, внося изменения в валютную структуру ЗВР, правительство решает, какой стране и на каких условиях оно готово предоставить кредит и оказать финансовую поддержку.
«СП»: — Наверное, многие иностранные финансисты хотели бы иметь доступ к этой информации?
— Россия обладает крупнейшими после Китая (3,35 трлн долларов), Японии (1,3 трлн) и США (545 млрд) ЗВР в мире (свыше 510 млрд долларов). Очевидно, что представители международного финансового капитала и политические элиты экономически развитых стран — прежде всего в США и ЕС — готовы сделать многое для того, чтобы получить возможность повлиять на процесс принятия решений относительно управления российскими ЗВР. В условиях нарастания глобальной конкуренции за доступ к финансовым источникам, контроль за информацией и сохранение возможности проводить суверенную и независимую финансово-экономическую политику в интересах отечественного капитала и собственного населения становится критически значимым фактором поддержания конкурентоспособности страны на мировой арене. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях ускоряющегося скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии.
«СП»: — Никаких иностранцев к резервам нельзя и близко подпускать?
— Какими бы замечательными способностями, уровнем профессионализма, личными качествами и опытом работы не обладал господин Аккерман, он в силу объективных причин не может и не должен возглавить новое финансовое ведомство. Ни при каких обстоятельствах нельзя назначать нерезидента России - гражданина Германии, всю жизнь проработавшего в интересах крупного финансового капитала ЕС, на управление всеми валютными резервами Центробанка и Минфина, а также госдолгом России. Сложно представить себе ситуацию, чтобы в любой другой, и не только экономически развитой стране, у руля госфинансов стоял нерезидент. Более того, гражданин страны, входящей в военно-политический блок НАТО, рассматривается нами в качестве потенциального агрессора. И непонятно, почему российские чиновники искренне верят в то, что экс-глава одного из крупнейших банков в Германии, который успел стать фигурантом целого ряда громких корпоративных и коррупционных скандалов, и практически наверняка собрал на себя гору компромата, которого хватит, чтобы влиять на принимаемые им решения даже в случае его искреннего желания служить интересам России, будет управлять валютными резервами и государственным долгом в интересах российской экономики, а не финансово-политических элит Старого Света и США.