Последний бюджет правительства Владимира Путина в связи с грядущими президентскими выборами был исполнен впопыхах. Министерства и ведомства тратили деньги как попало, не ограничивая себя критериями бюджетной эффективности. Такой вывод сделала Счетная палата России по итогам проверки отчета Минфина об исполнении бюджета 2011 года. Общая сумма выявленных СП нарушений при исполнении бюджета составила 137,1 млрд рублей, и еще 26 млрд были использованы неэффективно.
Как констатируют аналитики агенства «Финмаркет», которым удалось ознакомиться с заключением СП, правительство, как и прежде, активно и не очень дисциплинированно тратило нефтяную ренту, не пыталось выбить из должников налоговые недоимки, увеличить налоговую базу и разобраться с налоговыми льготами. В общем, государственные деньги тратились не туда, куда было запланировано. Но главные претензии у аудиторов вызывает непонятное движение триллионов бюджетных средств с одной расходной статьи на другую. В связи с этим встает вопрос: а нужно ли правительству трехлетнее планирование, если оно не может определить потребности российской экономики даже на один год?
В недавно опубликованном рейтинге Всемирного экономического форума Россия заняла 133 позицию (из 144 стран) по уровню развития управления экономикой. По мнению экспертов ВЭФ, гораздо лучше экономика управляется даже в Гватемале (124 место) и Бангладеш (127 место), которые не претендуют на роль лидеров мировой экономики, как Россия. И причина этого в первую очередь кроется в неэффективном управлении бюджетом.
Об особенностях национального бюджета «СП» побеседовала с советником председателя Совета Федерации, гендиректором Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степаном Сулакшиным.
— По результатам проверок эффективности государственного управления в России, последние годы либеральной вольницы, коэффициенты исполнения указов президента правительством не превышают 30%. Причем, практически никаких организационно-кадровых выводов за все эти годы правительством не было сделано. Лишь однажды был уволен замглавы Минэкономразвития, и больше ни один руководитель министерства или ведомства не был признан по вопиющим результатам всех этих проверок СП и других контрольных ведомств неэффективным. В том числе и по результатам 2011 года: ни один высокопоставленный чиновник не пострадал, и не был уволен с госслужбы — часть из них просто сменила кресла в правительстве на столы в администрации президента. В итоге, так называемый «индекс успешности» Российского государства начиная с 1991 года находится в отрицательной области, что говорит о деградации страны. Притом, что сопоставимые государства из Восточной Европы и Азии давно выбрались по этому показателю на положительные отметки.
«СП»: — Аудиторы СП подсчитали, что нарушений при исполнении бюджета в прошлом году было на 5,5% меньше, чем в позапрошлом, это хорошо?
— Нарушений бюджета немало, они составляют сотни миллиардов рублей, и даже с учетом снижения ничего хорошего в этом нет. Причем эти нарушения являются не случайностями, а характерными особенностями национального бюджета последних лет, исполнявшегося в рамках либеральной модели госуправления. Минфин традиционно откладывает значительную часть бюджетных расходов на конец года. Один только пример: в декабре 2011 года было израсходовано 2,1 трлн рублей — такого огромного «бюджетного навеса» не наблюдалось в последние одиннадцать лет. Как подсчитали аудиторы, две трети выделенных на год средств Росграница, Минкомсвязи и Курчатовский институт потратили только в четвертом квартале, а Росимущество на три последних месяца года умудрилось отложить почти 90% выделенных ему средств.
«СП»: — На словах правительство постоянно борется с этим…
— Напомню, что это в основном расходы на госзакупки, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и инвестиционные вложения. Неискореняемые причины такого использования бюджетных средств кроются в том, что таким образом государственные деньги уводятся по карманам чиновников и связанных с ними фирм. Например, за последние пару месяцев года никакие НИОКР сделать невозможно, но вполне можно имитировать их с помощью специально созданных фирм, производящих лишь бумажные отчеты о работах. Этот несложный механизм достиг гигантских масштабов: речь идет о разворовывании миллиардов бюджетных рублей. Объемы откатов чиновникам при этом достигают от 50% до 90% - в зависимости от суммы выделяемых госсредств. Фактически мы имеем в России вполне сформировавшийся «бизнес на госрасходах», но при этом нет ни одного прецедента раскрытия и уголовного наказания его участников, а значит, он будет продолжаться.
«СП»: — Существуют откаты при исполнении других расходных статей бюджета?
— Конечно, система откатов работает и в других направлениях госрасходов, в частности, при оплате госзаказов. Механизм таков: заканчивается год, оплата задерживается, а исполнителю кровь из носу нужны эти госсредства, чтобы завершить работы по контракту, и он готов на все. Тогда ему предлагают «откатить» часть средств, в обмен на их срочную выплату. Такая несложная технология чиновников родилась еще в 90-е годы, но в годы путинского правления она достигла невероятных масштабов и уже стала характерной особенностью российского государственного устройства. Политологи характеризуют такое госустройство России как «криминальное государство». Поэтому беру на себя смелость утверждать, что и после этого отчета СП никаких выводов в отношении конкретных персон, ответственных за «неэффективное управление», сделано не будет.
«СП»: — Однако, как выяснили аудиторы СП, проблема бюджета связаны не только с расходами, но и с поступлением доходов. Чиновники не умеют или не хотят требовать то, что причитается бюджету?
— Как подсчитали аудиторы, общая сумма задолженности по налогам и страховым платежам на 1 января 2012 года достигла 1,1 трлн рублей или 10,4% доходной части бюджета. Только по НДС на импортные товары недобор составил 18,6 млрд рублей. Такие беспрецедентные задолженности говорят о том, что Минфин, надеясь на поступления нефтедолларов, совершенно не заботился о пополнении доходной базы бюджета за счет сбора налогов и платежей.
«СП»: — Теперь о планировании бюджета. Насколько оно качественное, если в течение года статьи расходов меняют свое назначение?
— Это говорит о том, что правительство имеет слабое представление о том, на что реально потребуются деньги. Сумма всех изменений на цели финансирования по сравнению с записанной в бюджете, как подсчитали аудиторы, составила 1,8 трлн рублей или 16,5% всех кассовых расходов бюджета. Больше всех «промахнулось» Росимущество: перебросы на другие статьи составили почти 90% выделенного ему финансирования. Кстати, что касается переадресации расходов на другие бюджетные статьи, как в случае с Росимуществом, то раньше это квалифицировалось как финансовое преступление. Сейчас же стало обычным делом, за которым, я уверен, не последует никаких санкций.
«СП»: — Но ведь еще и бюджетополучатели не расходуют средства, а увеличивают их остатки на своих счетах к концу года, это с чем связано?
— В связи с этим хочется вспомнить замечательное изобретение главы госкорпорации «Роснанотехнологии» Анатолия Чубайса, когда он перекачивал бюджетные средства в «Роснано», с последующей их «приватизацией». Изобретение называется «временно свободные средства на счетах бюджетополучателей», которые прокручиваются в рыночном финансовом режиме, принося доходы распорядителям, и в конце года возвращаются государству, не решая задачи, на которые они выделялись. В прошлом году, как подсчитали аудиторы, остатки средств на счетах федеральных бюджетополучателей резко подскочили — почти в четыре раза, и к концу года они достигли 2 трлн рублей. Причем 160 млрд рублей из них так и не были перечислены обратно в бюджет в определенные законодательством сроки. Что ж, можно констатировать, что «дело Чубайса» живет и прогрессирует, и никаких мер против этого государство не применяет.
«СП»: — Какой из всего этого можно сделать вывод?
— Государственное управление в России не просто разлаживается, а заменяется криминализацией на фоне реализации либерального тезиса, который гласит, что государство должно уходить из экономики. И это касается не только работы правительства в области экономики, но и Центрального банка — в области финансов. Привязывая свои процентные ставки к уровню инфляции, что называется «инфляционным таргетированием», Центробанк фактически превращается в коммерческий банк. В результате его экономически необоснованные, поднятые в угоду либеральной финансовой теории процентные ставки, душат промышленное производство и лишают население возможности пользоваться кредитованием для решения жилищных проблем, как это происходит во всем мире. Приведу простой пример: молодой семье чтобы купить квартиру, стоимостью в 2,5 млн рублей, будет нужно заплатить банку по ипотеке 7,5 млн рублей. И за это наши молодые семьи должны сказать спасибо именно Центробанку с его процентной политикой, потому что худшую ростовщическую модель «ипотеки для народа» придумать трудно.
Поэтому мой вывод будет гораздо шире, чем по результатам отчета Минфина или проверки СП. В связи с неэффективным управлением страной в области экономики и финансов, Россия двигается по тупиковому пути, который не только мешает ей развиваться, но и создает серьезную опасность существованию самой государственности как таковой. Но это тема уже для другого комментария…
Фото: Fog Stock, Yay