18+
пятница, 22 сентября
Экономика

Восемь пунктов Медведева, которые спасут мир

Президент России подготовил апрельские тезисы для саммита G-20 в Лондоне

  
17

На официальном сайте Кремля опубликованы предложения РФ «Группе двадцати» по выходу из мирового кризиса. Прежде всего, президент Дмитрий Медведев определяет истоки всемирного катаклизма: текущий глобальный экономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовой системы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учета.

И подвергает критике действия мировых финансовых институтов регулирования, которые не отреагировали на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации последствий кризисных явлений и рычагов влияния на стратегии участников рынка, мир столкнулся с серьезными экономическими потрясениями и — как результат — с ростом глобальной социальной нестабильности.

Россия исходит из того, что в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками.

Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации.

Президент Медведев предлагает «действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках».

Для этого на предстоящем Лондонском саммите необходимо достичь согласия по основным параметрам новой мировой финансовой системы: принять основные параметры мировой финансовой архитектуры и международные конвенционные соглашения в отношении нового мирового финансового порядка.


Конкретные предложения России уложились в восемь пунктов (приводим с незначительным сокращением).

1. Регулирование макроэкономической и бюджетной политики

Предлагается разработать и принять международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для ведущих мировых экономик, в т. ч. и стран-эмитентов резервных валют.

2. Стимулирование внутреннего спроса в период кризиса

Российская сторона считает необходимым предусмотреть согласованные действия регуляторов по сдерживанию спекулятивных сделок и операций на финансовом рынке на различных этапах экономического цикла. Особого внимания требуют так называемые короткие продажи, иные необеспеченные и маржинальные сделки. При этом следует, учитывая специфику различных финансовых рынков, искать наиболее оптимальные соотношения собственных и привлеченных средств при совершении операций с финансовыми инструментами.

3. Регулирование и надзор

В качестве основной задачи в сфере регулирования предлагается необходимость сглаживания противоречий между наднациональным характером инструментов и институтов финансового рынка и национальным характером деятельности регуляторов. Международные усилия должны быть направлены на установление глобальных стандартов раскрытия информации о характере финансовых инструментов и деятельности рыночных институтов. Финансовая отчетность, данные о крупных сделках, слияниях и поглощениях, сведения о руководстве компаний, его профессионализме, опыте работы и характере вознаграждений, о крупных собственниках и других лицах, влияющих на принятие решений, должны быть доступны не только для государственных регуляторов, но и для всех потенциальных инвесторов и потребителей услуг. Данные о недобросовестных менеджерах и о хозяевах компаний, действия которых привели к банкротству или невыполнению контрактов (не только финансовых корпораций, но и компаний реального сектора экономики) должны быть публичными. Регулирующие органы, осуществляющие контроль в отдельных странах или на отдельных сегментах рынка должны наладить систему оперативного обмена информацией о деятельности связанных финансово-промышленных групп и о возникающих системных рисках.

4. Реформирование международной валютно-финансовой системы

Россия призывает к реформированию международной валютно-финансовой системы с целью укрепления ее стабильности и урегулирования (снижения подверженности к образованию) глобальных дисбалансов в мировой экономике. Для этого предлагается поручить МВФ (или специальной уполномоченной рабочей группе «двадцатки») подготовить исследования следующих сценариев:

— Расширение (диверсификация) перечня валют, используемых в качестве резервных.

— Создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами.

5. Реформирование международных финансовых институтов

Значительно увеличить ресурсы МВФ (сумма доступных Фонду средств должна быть достаточна для обеспечения выполнения им функции кредитора) и разработать новые кредитные механизмы, использование которых позволило бы оказывать содействие странам, сталкивающимся с финансовыми проблемами.

Кроме того, предлагается создание региональных фондов и механизмов финансирования экономического развития и преодоления кризисов, капитал которых формировался бы за счет средств стран того или иного региона. За счет этих фондов осуществлялось бы предоставление средств на заемной основе с возможным привлечением софинансирования МВФ, Всемирного банка, региональных банков развития. Примером такого регионального механизма может являться Антикризисный фонд ЕврАзЭС, учреждение которого осуществляется в настоящее время.

Президент Медведев считает важным решить вопрос о расширении состава участников Форума финансовой стабильности (ФФС) и включить в него Россию.

Для контроля мониторинга и формирования системы раннего предупреждения кризисов на основе постоянно обновляемой оценки системных рисков привлечь различные наднациональные структуры, не связанные с МВФ. Для наилучшего экспертного сопровождения этого процесса — вернуться к обсуждению создания международной комиссии авторитетных независимых экспертов («финансовых гуру»).

6. Финансирование развития

Россия считает принципиально важным даже в условиях кризиса сохранить поддержку развивающихся стран. При этом сконцентрироваться на поддержке наиболее бедных и уязвимых слоев населения в развивающихся странах, а также финансировании инфраструктурных проектов, создающих основу для экономического роста и одновременно обеспечивающих решение проблемы занятости.

7. Финансовая грамотность населения

Среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе, а также повысить уровень защиты прав потребителей предлагается разработать и запустить не только на национальной, но и на международной основе специальные программы повышения финансовой грамотности населения.

8. Концепция энергоэффективного роста

Президент Медведев считает, что решения, которые будут приняты на Лондонском саммите, должны быть не только адекватны текущей ситуации, но и учитывать потребности нового, посткризисного мира. На этапе выхода из кризиса глобальная экономика может, в частности, столкнуться с нехваткой энергетических ресурсов, оказаться под угрозой «обесточивания» будущего роста. С одной стороны, сократятся инвестиции в энергосбережение и альтернативные источники энергии, а с другой — уменьшатся вложения в нефтедобычу, и последует ее неизбежный спад, что, в конечном счете, обернется очередным неуправляемым ростом цен на этапе подъема экономики. Вместе с тем, текущий кризис может сделать обеспечение глобальной энергетической безопасности источником будущего роста.

Поэтому в посткризисный период акцент должен быть поставлен на концепции энергоэффективного роста, составными частями которой должны стать: энергосбережение, снижение ценовой волатильности на основе обеспечения доверия и взаимозависимости между производителями, потребителями и транзитерами энергоресурсов, повышение роли ядерной и современной возобновляемой энергетики, разработка новых энергетических технологий.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня