
Заняв лишь 105 место, наша страна оказалась в одной десятке с Либерией, Лесото, Сенегалом, Малави, Танзанией, Мали, Пакистаном и Вьетнамом. Составители рейтинга учитывали 11 разных критериев, в том числе личную свободу, защиту инвесторов, низкий уровень бюрократии и коррупции. Возглавила почетный список, составленный журналом Forbes, далекая Новая Зеландия, на втором месте — Дания. Третьим оказался Гонконг, чья экономика остается одной из самых динамично развивающихся в мире. Также в десятку лучших вошли Сингапур, Канада, Ирландия, Швеция, Норвегия, Финляндия и Великобритания.
Наиболее комфортные условия для работы предпринимателей в бывших республиках СССР оказались в странах Балтии: Эстония занимает 22 строчку, Литва — 35, Латвия — 40. Далее по списку идут Грузия (50), Казахстан (70), Азербайджан (73), Армения (77), Молдавия (92) и Украина (104). Все они опередили Россию.
А вот в рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия за год поднялась со 120-го на 112-е место — в основном за счет изменения системы налогообложения. Правда, отметим, что российские предприниматели оценивают это достижение куда скромнее.
Сразу после инаугурации в мае этого года президент Владимир Путин поставил цель: в рейтинге Всемирного банка к 2018 году подняться на 20-е место (сегодня его занимает Германия), т.е. за оставшиеся годы позиция Россия должна будет подниматься в рейтинге на 15 строк ежегодно. Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрия Песков ссылается на большой элемент субъективизма в западных рейтингах, оставляя тем самым свободу для трактовки степени успешности официальной политики в улучшении инвестиционного климата. А посильна ли нам вообще эта задача — попасть на 20-е место этого списка? Есть ли хоть какие-то предпосылки того, что ситуация изменится к лучшему? Какие реальные шаги правительство и президент сделали за последний год для облегчения ведения бизнеса в нашей стране? На эти вопросы «СП» ответила председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева.
«СП»: — Какие из критериев в упомянутых рейтингах представляют сегодня наибольшую проблему для малого и среднего бизнеса в России?
— Когда заходит речь о любых рейтингах, в которых оценивается инвестиционная привлекательность, то ключевыми моментами для нас являются возможность защитить свою собственность от захвата, а также возможность эффективно и оперативно решать корпоративные споры в арбитражном суде. В России дело очень плохо обстоит с обоими компонентами. Наше корпоративное законодательство надо еще развивать и развивать, чтобы оно могло обеспечивать качественное разрешение современных корпоративных споров. Что касается работы судебной системы в целом, то здесь все обстоит не просто плохо, а очень плохо. Потому что все захваты собственности сегодня осуществляются не с помощью отряда бандитов с огнестрельным оружием, а именно через предъявление незаконных решений судов. И захватов чужого бизнеса и собственности в стране за год происходит огромное количество.
«СП»: — Вам кажется справедливым и объективным то, что Россию ставят на такое низкое место в рейтинге комфортности для ведения бизнеса?
— Да, в общем-то, наше место и, правда, где-то рядом с Папуа-Новой Гвинеей. Если вы обратили внимание на список стран-соседей по списку журнала Forbes, то именно эти самые страны традиционно являются нашими соседями в рейтинге коррупции, составляемом Всемирным банком. Это весьма симптоматично — не правда ли? Остается лишь к нам завезти их тропический теплый климат и море, чтобы полностью сравняться по комфортности жизни…
Если говорить серьезно, то эти рейтинги полезны тем, что наглядно показывают, что нам, рассматривая свою незавидную позицию, не стоит ссылаться на советское прошлое. Вот Эстония стоит практически рядом с Германией в рейтинге журнала. А в списке Всемирного банка Грузия и вовсе занимает 9-ю строчку, опережая многие развитые западноевропейские страны.
«СП»: — На ваш взгляд, нам посильно подняться на 20-ю строчку в 2018-м году? Можете ли вы вспомнить положительные сдвиги за последний год в отношении власти к предпринимателям?
— С теми темпами изменений, которые происходят в этой сфере, куда более реалистичный срок — 3018-й год… Если и можно вспомнить какие-либо изменения за последние двенадцать месяцев в лучшую сторону, то они настолько незначительны, что и говорить не стоит. Единственное реальное нововведение, которые было воплощено в жизнь — это изменение налогообложения юридических лиц, за который Всемирный банк сразу поднял нас на несколько строк до 112-го места. А вы знаете, в чем оно состоит? Да только в том, что форма подачи налоговой отчетности обрела электронный вид. То есть теперь бухгалтерия может его выслать в налоговую инспекцию по электронной почте. Вот это эксперты во Всемирном банке нам учли в хорошую сторону. А вот то, что после высылки по интернету надо все равно распечатать всю отчетность на бумаге в нескольких экземплярах и лично приехать это все вручить налоговому эксперту, отстояв все немыслимые очереди, — все то же самое, что он уже получил по почте, — вот это зарубежные составители рейтингов уже не замечают и не учитывают.
«СП»: — В апреле этого года вы на встрече с президентом страны Дмитрием Медведевым докладывали на ряде примеров о недопустимо низком уровне защищенности предпринимателей от давления правоохранительной системы, о невозможности во многих случаях отстоять свои имущественные интересы, а также о давлении на личность в судах. Тогда господин Медведев пообещал разобраться в этом вопросе и изменить существующую практику. Были какие-то реальные шаги?
— С тех пор появилась поправка к статье 159 Уголовного Кодекса, которая формально в некоторых случаях может быть полезна. Сегодня соответствующий законопроект готовится в Госдуме ко второму чтению. Однако эта поправка не носит системного характера, изменить существующую правоприменительную практику она вообще не в силах. Главная задача — изменить всю систему, чтобы хозяйственные споры не рассматривались в уголовном суде, — соответственно, не решается. А именно такую задачу формулировал в своих предвыборных статьях нынешний президент России Владимир Путин. Но, к сожалению, эту грань, которая должна жестко отделить хозяйственные споры от решения в уголовных судах, так и не удается провести.
Ничего не изменилось к лучшему и в плане защиты бизнесменов от коррумпированных представителей государственных структур. Ведь были уже доказанные случаи, когда правоохранители легко шли на исполнение заказов в отношении давления на конкурентов. К бизнесу по-прежнему остается такое своеобразное отношение, когда считается нормальным, что контролирующие органы могут бесконечно назначать проверки и перепроверки. Так что слова и предвыборные обещания представителей высшей власти сильно расходятся с действительностью.
«СП»: — Получается, что шаги центральной власти по оздоровлению ситуации пока слишком мелкие?
— Ключевые процессы зависят не от каких-то уточнений формулировок в законах, а от правоприменительной практики, которую полностью определяют суды. И мелкими шажками тут ничего не решить, надо ломать, менять всю существующую систему.
А по факту мы видим даже не мелкие улучшательства, а ухудшение ситуации. Потому что Верховный суд сейчас подготовил законопроекты, которые законодательно уменьшают права граждан. Во-первых, сужается количество дел, подлежащих рассмотрению в судах присяжных. Что касается статьи 159 «Мошенничество» УК, то ее состав значительно расширяется. Так что подводить под эту статью конкурента или просто бизнесмена, нежелающего делиться своей прибылью с очередным «контролером», будет намного проще. А вот доступ к более независимому суду присяжных при этом существенно ограничивается. Это все существенные шаги по движению в обратном направлении, нежели требуется. Так что по ключевым для создания привлекательного инвестиционного климата вещам мы движемся в обратном направлении.