Решение Александра Лукашенко переориентировать перевалку белорусских грузов, озвученное в Минске на встрече с губернатором Ленинградской области Александру Дрозденко, сильно огорчило трех балтийских сестриц, но больше всего Литву. Самым невозмутимым оказался глава эстонского МИД Урмас Паэт, заявивший, что не следует придавать большого значения этому заявлению.
Впрочем, Эстонии терять особо нечего. С Белоруссией Таллин по-крупному сотрудничал в транспортировке через порт Мууга венесуэльской нефти для Мозырского НПЗ, но в июне Минск прекратил ее покупки.
Латвия от переориентации теряет больше. Белорусские грузы шли через порты Риги и Вентспилса, местный государственный железнодорожный концерн перевез в 2011 году 12,65 млн тонн грузов из Белоруссии — больше 20% всего грузопотока латвийской ж/д.
В самом худшем положении оказалась Литва, где Лукашенко обычно называют «последним диктатором Европы». Через Клайпедский порт (Литва) осуществлялась перевалка почти 60% всего белорусского экспорта. Так что теперь литовский сектор транспортного транзита может лишиться около 1,7 миллиарда литов в год (1 лит = 11,6 рублей). Это серьезные деньги для небольшой литовской экономики.
Экономическая конкуренция на Балтике, в которой активно участвует Россия, построив порт в Усть-Луге, вполне естественно определяет ее желание привлечь политического партнера на взаимовыгодных условиях. Так что если это и политика, то опирающаяся и на экономические аргументы. А давление Запада на Минск лишь сыграло на руку России и Белоруссии.
Еще в апреле Александр Лукашенко ясно дал понять, что санкции Евросоюза бесперспективны. «Я не говорю о тех крупных экономических потерях, которые понесут порты Балтии. Не скрываю, мы ведем переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, чтобы мы загрузили их порты на Балтике. Они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов. Если мы не нужны в странах ЕС, то мы будем искать свое счастье дальше», — сказал Александр Григорьевич. Так что Брюссель тут крепко «удружил» Литве.
Местные хозяйственники бросились убеждать Минск в экономической ошибочности намерения. Директор филиала по перевалке грузов Клайпедского порта Мечисловас Виткаускас, к примеру, уверяет, что литовский маршрут — самый выгодный. Но как-то уверяющие забыли, что Батька не раз показывал: он умеет считать лучше всех, и то, что невыгодно Белоруссии, не сделает. Значит, дело в экономических договоренностях с Россией, возможно, связанных и с нефтью, а также, естественно, с тарифами. Пообещал же Александр Дрозденко решить этот вопрос в позитивном ключе.
Министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис подозревает: «Россия выдвинула определенные условия в обмен на помощь Беларуси, и Беларуси некуда деваться». Но так можно интерпретировать любую экономическую договоренность, учитывающую взаимные интересы. Значит, условия выгодные. Евросоюз ведь вообще нагнуть пытается — и тут нет возмущения Масюлиса.
«Нужен комплексный подход, и мы готовы рассматривать предложения российских коллег, поскольку выступаем за диверсификацию потоков и экономическую выгоду», — подтвердил такую суть отношений Владимир Семашко.
Учитывая прагматичность президента Белоруссии, вряд ли решение переориентировать грузы — прямой политический ответ. Да и обвиняя Батьку в этом, Вильнюсу следовало бы посмотреть на себя. Литва осуществляет активнейшее вмешательство во внутреннюю политику Белоруссии, открыла здесь даже нечто вроде посольства белорусской оппозиции — Дом единой Беларуси. Это считается демократическим и правильным. Лишь президент Даля Грибаускайте воздерживается от грубых выпадов в адрес Александра Лукашенко. Литовская элита буквально клянет Батьку, называет Чингисханом.
После визита в Вильнюс американского сенатора Джона Маккейна министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис «дипломатично» заявил: «Вместе с нашими друзьями в Америке нам нужно подумать о переходном совете». Имел в виду смену власти в соседней стране. А в июле этого года именно через территорию Литвы пролетел в Белоруссию самолет шведских «пиарщиков», устроивший известную акцию против Минска — разбросал там плюшевых мишек с листовками. Акция акцией, но было нарушение границы. Вильнюс так и «не может» разобраться и дать ответ, кто же виноват в том, что чужой самолет пересек границу без ведома властей и спокойно вернулся. Без ведома ли?
У этой акции оказались долгосрочные последствия. На днях в Минске хулиганы бросили две бутылки с зажигательной смесью на территорию посольства Литвы. Ущерба не было, но из Вильнюса тут же раздались обвинения в адрес Лукашенко. Президент Белоруссии отреагировал. Он напомнил об аналогичном инциденте с посольством России в Минске и сказал: «Нашли этих людей, сегодня они в местах не столь отдаленных. Они сегодня политические узники — Литва кричала гвалтом, что они политические узники. А когда им эти бутылки бросили — это терроризм. Вот их политика. Это не двойные стандарты, это просто „жлобская“ политика».
На снимке: Клайпедский порт
Фото: ИТАР-ТАСС/ Б. Алекнавичюс