По данным информагентств, в российской авиакомпании «Аэрофлот», разразился скандал, связанный с антикоррупционным расследованием деятельности первого заместителя генерального директора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова. По информации из осведомленных источников ФСБ инициировало расследование деятельности Калмыкова в «Аэрофлоте» и туристической компании «Санрайз», которую он возглавлял до прихода в госкомпанию. А в настоящее время Калмыков отстранен от руководства коммерческим блоком авиакомпании.
Происходящее вполне укладывается в логику проводимой президентом Владимиром Путиным компании по борьбе с коррупцией, уже приведшей к появлению нескольких громких дел, уверенны эксперты.
«Мы с вами видим, что идет достаточно системная работа по борьбе с коррупцией, которая касается большого количества сфер нашей жизни. Работа тяжелая, потому что коррупция документируется очень сложно, так как мало заинтересованных в том, чтобы коррупция выходила наружу. Но борьба будет продолжаться», — подтверждает политолог, президент Фонда «Политика» Вячеслав Никонов.
В последнее время в стране было заведено несколько громких уголовных дел, связанных с коррупцией. «За минувший год мы стали свидетелями сразу нескольких скандалов — Минобороны, Минрегион, Глонасс, а теперь вот „Аэрофлот“. И громкие коррупционные процессы будут продолжаться, — рассуждает политолог, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Но антикоррупционная война перешла на другой уровень. Скандал в „Аэрофлоте“ выбивается из списка предыдущих коррупционных скандалов».
По предварительным данным, хищения при разработке ГЛОНАСС могут достичь порядка 6,5 млрд рублей, причем коррупционеры выводили деньги из России при помощи целой системы фирм-«однодневок». Другие расследования антикоррупционного характера касаются петербургского ЖКХ, на ремонте водопроводов укравшего порядка 3 млрд рублей, и махинаций на поставке продуктов в систему ФСИН, где потери государства могут достигать 6 млрд рублей ежегодно.
«Появлению еще одного громкого дела не стоит удивляться. С коррупцией всегда боролись. Но после того как Владимир Путин объявил о начале войны с ней, стали бороться еще активней. И вслед за этим скандалом будут новые. Речь идет о комплексной, системной, борьбе с коррупционерами, — заявил член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат от фракции „Единая Россия“ Николай Макаров. — Самое главное сейчас — создать в обществе антикоррупционное поведение. Чтобы не совали должностным лицам и чиновникам деньги. А если вымогают — заявляли».
Напомним, что с момента назначения Андрея Калмыкова заместителем генерального директора «Аэрофлота» по коммерции, ранее созданная им и затем переписанная на близких родственников компания «Санрайз тур» стала получать самые сладкие кусочки аэрофлотовского пирога, да еще по особым ценам. На некоторых направлениях эта турфирма распоряжалась почти монопольно. Эта «деятельность» г-на Калмыкова неоднократно обсуждалась в прессе, с требованием расследовать подобные факты выступали депутаты Госдумы, а в феврале нынешнего года было распространено открытое письмо бывших сотрудников компании «Ланты-тур вояж», которые обвинили в своих бедах топ-менеджера «Аэрофлота», — пишет газета Rata news.
«По итогам электронных торгов на летние блоки мест, проводимых «Аэрофлотом», все лучшие лоты, например, на «жирном» для туроператоров направлении Москва-Анталия в высокий сезон по выигрышной цене оказались только у «Санрайз тур», — сообщали в открытом письме бывшие сотрудники обанкротившейся компании «Ланта-тур». «Ланта» обвиняла Калмыкова в банкротстве «Капитал-тура», который отключили от системы бронирования «Аэрофлота» по его инициативе. Однако большого эффекта письмо не получило, и сама «Ланта» также обанкротилась. «У Калмыкова позиция была агрессивной, если не сказать предельно жесткой. Он стоял на позиции активного взаимодействия с туротраслью и агрессивного выхода на рынки», — отмечает главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Стоит отметить, что имя смещенного топ-менеджера уже фигурировало недавно в скандале, связанном с базовым для «Аэрофлота» аэропортом «Шереметьево». Причем наблюдатели отмечают некую странность в действиях Калмыкова в тот период. Как говорят эксперты, происходящее было не случайностью или следствием излишней эмоциональности участников конфликта. На самом деле Калмыков отвлекал внимание руководства «Аэрофлота» и общественности от другого скандала, вероятно, имевшего к нему самое непосредственное отношение. Как раз в то время «Аэрофлот» объявил сезон скидок и предложил своим клиентам билеты по очень низким ценам. Например, в Вашингтон можно было долететь за 199 евро, а в Берлин — за 89 евро.
Однако воспользоваться этим интересным предложением рядовые туристы так и не смогли — сайт авиакомпании оказался недоступен и забронировать на нем билеты по специальным ценам не представлялось возможным. А вскоре выяснилось, что эти билеты все же были проданы, причем по заявленным ценам, но только не в розницу людям, а оптом и турфирмам. Вот эту историю, очевидно, и призван был затушевать искусственно раздутый спор «Аэрофлота» и «Шереметьево».
"Когда аффилированные туристические компании имеют определенные преимущества перед другими операторами, страдают все. Это влияет и на распределение мест, и на цены. Но мы видим, что наступает расплата за такие вещи. Причем наступает всегда. Мы заинтересованы в том, чтобы все имели равные условия. А если и есть преференции, то они уж должны быть заслужены — за качество, за опыт работы, за финансовые возможности, а не потому что тот или иной оператор имеет знакомых в авиакомпании", — подчеркнула исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Пока Калмыков сохранил за собой должность заместителя гендиректора «Аэрофлота», но теперь курирует производство, а не коммерческую деятельность. Его место во главе коммерческого сектора уже занял заместитель генерального директора по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов, известный в отрасли принципиальностью и независимостью. Что же касается будущего, то вполне вероятен сценарий, при котором объяснять вышеперечисленные факты Калмыкову предстоит не только собственному руководству, но и компетентным органам.
«Аэрофлот» — акционерное общество, которое подчиняется всем законам корпоративного управления. Государство здесь стратегический инвестор, но не единственный: есть и достаточно крупные миноритарные частные акционеры. Разумеется, прозрачность для «Аэрофлота» крайне важна, особенно в свете того, что компания собирается продавать бумаги и на мировых площадках, выпустив GDR", — резюмирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.