Весь прошедший год мир находился в режиме ожидания очередного глобального финансового кризиса, а то чего долго ждут, как правило, рано или поздно случается. И только российские власти не унывают. Как говорится в правительственном проекте «Концепции внешней политики РФ», разработанном в декабре Министерством иностранных дел по указанию президента Владимира Путина, Россия останется «островом стабильности во все более трудно предсказуемом и турбулентном мире». Но это мы уже проходили — в 2008-м году, накануне обвала мировой, а следом и российской экономики.
Между тем, как показала практика, мировая экономика довольно легко поддается панике. Для того чтобы спровоцировать серьезный кризис, достаточно одних слухов о нем в печати и интернете. Однако экономисты и политики продолжают изо дня в день рассуждать о близости очередного краха, тем самым его приближая. И их виртуальные заявления на тему кризиса, в духе американского экономиста Нуриэля Рубини, вполне могут привести к реальным действиям участников экономической деятельности, которые спровоцируют затяжную рецессию.
Чтобы понять, насколько это реально, достаточно вспомнить 2008-й год, когда экономисты и политики так ждали финансовый кризис, что он просто не мог не случиться. Тогда мировая экономика действительно сошла с ума - 27 крупных международных финансовых компаний оказались на грани гибели. И хотя в результате лишь одна из них — банк Lehman Brothers — действительно исчезла, паника моментально распространилась на все мировые рынки. Добавил жару и президент США Джордж Буш, который сказал о мировой экономике: «Эта дура собирается взорваться». Чего оказалось достаточно, чтобы она действительно взорвалась.
Две Европы вместо Евросоюза
Греция, Ирландия, Португалия, Испания, Италия и другие проблемные страны Евросоюза в новом году продолжат страдать от проблем с бюджетом, жесткой ситуации на финансовом рынке, слабого экономического роста и даже рецессии, причиной которой станут слабая конкурентоспособность, а также усталость от мер жесткой экономии.
Согласно прогнозу аналитиков CitiGroup, реструктуризации госдолга Греции избежать не удастся, но страна все-таки покинет еврозону с вероятностью 60% в ближайшие 12−18 месяцев. Правда, в последние месяцы прошедшего года вероятность выхода Греции из еврозоны снижалась, но это было связано лишь с изменением отношения официальных кредиторов, и в первую очередь — Германии. Которые считали, что экономические и политические издержки от выхода Греции из еврозоны пока были выше, чем затраты на финансовую помощь стране. Но нет никаких признаков того, что кредиторы готовы в дальнейшем списать достаточное количество госдолга Греции или снизить требования к сокращению бюджетных расходов настолько, чтобы страна передохнула и начала выздоравливать. Поэтому дефолт Греции и выход из зоны евро практически неминуем.
Как утверждают лидеры еврозоны, ситуация Греция особенная, поэтому реструктуризация долгов других проблемных стран Евросоюза необязательна и даже нежелательна. Однако дурной пример заразителен, и очень скоро как минимум еще четыре страны еврозоны — Италия, Испания, Ирландия и Португалия — потребуют реструктуризации госдолга. По прогнозу аналитиков HSBC, в 2013 году станет очевидно, что Португалия практически не сможет обслуживать свой госдолг, и будет нуждаться в помощи. Также в нынешнем году программу помощи получат Италия и Испания, но это не сможет восстановить их бюджетную стабильность.
От ожидания кризиса страдает не только промышленность проблемных стран, но и локомотивов Евросоюза. Так, экономика Германии уже вошла в период слабого роста, а в середине 2013 года вполне может скатиться в рецессию. Однако внутренний спрос в немецкой экономике поддерживают низкие ставки по кредитам и невысокий уровень задолженности домохозяйств, и это может стать причиной разворота немецкой экономики.
Тем более что Германия продолжает «наживаться» на кризисе — пользуясь моментом, она собирает лучших специалистов из соседних стран, как пишет The Washington Post. Тысячи профессионалов из охваченных рецессией Греции и Италии уезжают в Германию, причем многие из них собираются остаться в «дойчланде» навсегда. Дело в том, что по законам Евросоюза жители стран в него входящих имеют право работать там, где захотят, поэтому властям периферийных стран Европы остается только наблюдать, как они теряют кадры. В результате поток иммигрантов даже остановил длившийся десятилетие процесс сокращения населения Германии.
Но главная проблема Евросоюза в 2013-м году — это фактический распад Европы на две части. Слабые экономики становятся все слабее, а сильные, и прежде всего Германия, все мощнее. Беда в том, что у этих стран разные, а зачастую и прямо противоположные приоритеты в области экономики и финансов, которые никак нельзя нивелировать под «единую Европу». И в новом году это противостояние будет лишь обостряться.
Америка на краю обрыва
В первый день нового года Сенат США утвердил поправки, отодвигающие так называемый «бюджетный обрыв» (снижение госрасходов и повышение налогов, которые вместе способны обвалить американскую промышленность), на следующий день документ поддержал Конгресс. И президент США Барак Обама 3 января подписал закон, позволяющий национальной экономике избежать «фискального обрыва», после чего вернулся в отпуск на Гавайи.
Однако этот документ всего лишь откладывает на два месяца автоматический секвестр бюджета — сокращение расходов казны на 1,2 трлн долларов, которое означает не продление сроков действий пособий по безработице, а также снижение расходов на медицинскую помощь пожилым людям.
Тем не менее, США вовсе не собирается существенно сокращать национальные расходы на оборону: перед отъездом в отпуск Барак Обама подписал законопроект о выделении 633 млрд долларов Пентагону. Как говорится в документе, эти средства пойдут, в том числе, и на обеспечение безопасности дипломатических представительств США во всех проблемных странах.
Но даже если Обаме удастся договориться с Конгрессом и экономика США не свалится с «бюджетного обрыва», в 2013 году ее рост останется слабым, прогнозируют аналитики CitiGroup. Хотя в конце года были видны признаки экономического восстановления, но неизбежное сокращение бюджетных расходов, даже без повышения налогов, снизят его эффект. До сих пор восстановление экономики США было медленным и неустойчивым, сохранялось множество рисков, которые мешали бизнесу, и в новом году ничего нового ожидать не стоит, считают эксперты.
Впрочем, по их мнению, перемены все-таки есть: улучшилась ситуация на рынке недвижимости и в потребительских финансах, а корпоративный сектор выглядит здоровым. Это означает, что рост американской экономики может ускориться, но только в перспективе двух лет, и то — если решатся ключевые проблемы бюджетной и налоговой политики.
Сделка по «бюджетному обрыву» замедлит рост экономики США — примерно на 1,25%. Причиной будут истечение льгот по подоходному налогу и отмена чрезвычайных пособий по безработице, что снизит доход американских домохозяйств на 150 млрд долларов. Но если экономика США все же свалится с «бюджетного обрыва», то ее ждет рецессия — уже в первом полугодии 2013 года ВВП сократится на 2,5%.
Китай не станет локомотивом
Говорят, что мировая экономика сейчас переживает революционные структурные изменения, старый мир, который держался на США, Японии и Европе, теряет влияние, уступая место новым экономикам во главе с Китаем. Дескать, в ближайшие годы Китай станет локомотивом мировой экономики, и поведет ее, как прежде США, а замедление темпов экономического роста не помешает китайской экономике уже в 2014 году внести рекордный для истории страны вклад в глобальный ВВП, считают экономисты HSBC Стивен Кинг и Мадхур Джа.
По их словам, мировая экономика, раньше во многом зависевшая от темпов роста американского ВВП, постепенно избавляется от этой привычки. В 2013 году рост китайской экономики ускорится с нынешних 7,8% до 8,3%. И хотя прежних двухзначных темпов китайского роста ожидать не стоит, но к 2014 году ВВП Китая будет в 3,5 раза больше, чем в начале XXI века, и его вклад в мировую экономику станет максимальным за всю историю.
Но британские экономисты, видимо, не понимают или не хотят понять, что Китай никогда не сможет стать «локомотивом» мировой экономики, потому что он был и останется лишь «поездом», которому нужен «паровоз». Китайская экономика в основном работает на экспорт, то есть, в случае рецессии в странах мира, и потери мирового спроса, она просто остановится.
И то, что во время последнего кризиса Китай сумел переключиться на внутренний спрос — вовсе не показатель. Во-первых, это было всего на год, а во-вторых, китайская экономика проделала этот маневр только благодаря обильным кредитным вливаниям со стороны государства. Но регионы Поднебесной до сих пор не могут рассчитаться с долгами по кредитам, а значит, второй раз сделать это у Китая не получится, тем более что рецессия в мировой экономике обещает быть затяжной.
Кроме того, чтобы стать «локомотивом», нужно, чтобы Китай был не только экспортером для развитых стран, но и наоборот, чтобы развитые страны мира, и в первую очередь Европа и США, массово экспортировали товары в Китай. Сейчас же, среди развитых стран самые прочные торговые связи с китайской экономикой лишь у Японии и Германии, где на экспорт в Китай приходится 2,8% и 2% ВВП соответственно. А в таких странах, как США, Великобритания, Франция и Италия этот показатель составляет менее 1%.
Китай никогда не сможет потреблять свыше 40% мирового ВВП, как это делает сейчас США, и потому не способен поддержать мировой спрос и повести глобальную экономику за собой, ему суждено оставаться лишь ведомым.