Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
18 января 2013 13:01

Созидатели дефолта

Михаил Делягин: либеральная бюрократия загоняет Россию в долги

93

Недооцененным феноменом минувшего года стал резкий рост внешнего долга Российской Федерации. Докризисный максимум в 540,8 млрд.долл. (достигнутый 1 октября 2008 года) был почти достигнут уже 1 января 2012 года (по уточненным данным Банка России, долг составил на эту дату 540,6 млрд.) и превышен, соответственно, 1 апреля (559,7 млрд.).

Однако это был привычный, инерционный рост, возобновившийся еще в третьем квартале 2010 года. Власти, похоже, вздрогнули лишь прошедшей осенью, когда сумма долга на 1 октября 2012 года (594,7 млрд.), вплотную подобравшись к психологически значимой отметке в 600 млрд., некоторое время была труднодоступной на официальных сайтах. Однако в начале этого года открытость, судя по всему, победила, и новый долговой рекорд — 624,0 млрд. долларов — был публично объявлен без каких бы то ни было проволочек.

Несмотря на рекордную величину и пугающее ускорение (за 2012 год внешний долг увеличился на 15,4% по сравнению с 10,6% в 2011 и 4,6% в 2010), его величина по сравнению с масштабами российской экономики остается небольшой. Она выросла с 27,9% ВВП в 2011 до лишь 29,8% ВВП в минувшем году, что примерно соответствует уровню предгрозового 2007 года и пока еще соответствует самым жестким параметрам безопасности для самых неустойчивых стран (30% ВВП).

Тревожит не величина долга, а сам факт и характер его увеличения.

С одной стороны, впервые после досрочного погашения в 2006 году произошел резкий рост внешнего государственного долга: долг правительства увеличился за 2012 год на 10,8 млрд. долларов, или более чем на треть — на 34.8%, до 41,9 млрд.долларов.

Целесообразность такого увеличения более чем сомнительна: федеральный бюджет буквально пухнет от денег. Неиспользуемые средства на его счетах по состоянию на 1 декабря превышали 7,3 трлн.руб., увеличившись с начала года более чем на 1,7 трлн., и внешние займы просто бессмысленно раздували эти остатки. А возможно, и вовсе немедленно возвращались в западные финансовые системы через механизмы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Официальные объяснения сводятся к крайней необходимости внешних займов для поддержания инфраструктуры этого процесса То есть, для того, чтобы в недалеком будущем, когда бюджет, как в дефолт 1998 года, будет украден весь или рассосется по каким-либо иным причинам, можно было осуществить новые займы. Несмотря на старание официальных пропагандистов, правдоподобно объяснить это явление без учета фактора возможной коррупционной заинтересованности высокопоставленных чиновников правительства не представляется возможным.

В то же время доступность внешнего финансирования для региональных бюджетов падает: их внешний долг сократился за год с 1,1 до 0,7 млрд. долларов. В ситуации, когда агрессивная межбюджетная политика, бесправие губернаторов и перенос на региональные бюджеты все новых функций загоняют российские регионы в жестокий долговой кризис, недоступность внешнего финансирования означает не только бюджетные и юридические, но и социально-политические проблемы уже в недалеком будущем.

Другим серьезным изменением структуры внешнего долга стало практическое прекращение роста кредитов, выданных независимым от кредиторов предприятиям: за 2012 год они увеличились лишь на 1,8% (на 4,1 млрд.долл., до 232,0 млрд., причем среди них есть и ипотечные кредиты российским физлицам на покупку зарубежной недвижимости) — по сравнению с 4,3% в 2011 году. Основную часть прироста внешнего долга нефинансового сектора — 23,4 из 24,5 млрд.долл. — составили обязательства предприятий перед их прямыми инвесторами (за 2012 год они выросли более чем на четверть, на 27.6%, — до 108,1 млрд.долл.).

Это означает фактическое восстановление кризисной и посткризисной ситуации, при которой внешнее кредитование независимых заемщиков в России практически прекращено, а средства идет лишь на поддержание ранее сделанных иностранцами вложений. Поскольку внешнее финансирование является в силу финансовой политики российского государства единственным для нашей экономики источником относительно дешевых и «длинных» денег, сложившаяся ситуация не только свидетельствует о серьезном ухудшении конъюнктуры, но и грозит нам дальнейшим ухудшением ситуации.

Естественная в ходе кризиса и при выходе из него, вне явного социально-экономического кризиса ситуация представляется его грозным предвестником. Разумеется, активная реакция государства способна полностью устранить связанные с этим угрозы: достаточно, ограничив коррупцию и произвол монополий, начать на деле, а не на словах модернизацию российской инфраструктуры, направив на эти цели часть резервов бюджета и Банка России. Однако, трагически длящийся опыт четверти века национального предательства уже приучил граждан нашей страны с глубоким недоверием относиться к любому предположению об адекватности и разумности государственной политики. По крайней мере, в созидательной, а не в коррупционной сфере.

Фото: Дмитрий Лекай/ Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня