На днях закончился Гайдаровский форум, на котором глава ВТО Паскаль Лами выразился предельно четко: «Вы выбрали модель, которая существует по определенным правилам. Пока страна не вступила в ВТО, она может вести себя как угодно». Иначе говоря, игры, кончились. Вообще все это напоминало выездное совещание высокого начальника, перед которым отчитывались доморощенные политики.
Отчитывались, мягко говоря, слабо, а то и вовсе безграмотно. Но что интересно, Герман Греф, всего лишь банкир, неожиданно подверг унизительной критике министров. «Что регулируется правилами ВТО? — спрашивал он главу Минпромторга Дениса Мантурова и министра по связям с „открытым правительством“ Михаила Абызова и, обращаясь в зал, сам же отвечал, — Я знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО». В конце концов банкир сравнил наше правительство с хоккейной командой, которой «хочется спрятать эту шайбу куда-нибудь подальше и доползти до ворот противника, чтобы ее туда засунуть». С чего такая смелость? Не с того ли, что Греф, по словам Чубайса, — тот человек, «без которого Россия не вступила бы в ВТО».
«Очевидно, что России начинают навязывать определенную экономическую роль, — поясняет председатель Комитета государственной думы по энергетике, депутат из фракции „Справедливая Россия“ Иван Грачев, — пока робко, понимая, что в нынешних условиях без российской нефти и газа не обойтись, но целенаправленно. Понятно и то, что в России есть политики и экономисты, которые лоббируют зарубежные интересы».
«СП»: — Чьи интересы?
— Я полагаю, есть некое международное сообщество политиков и олигархических групп, очень квалифицированных и одновременно эгоистичных. Их задача — глобализация мира, переподчинение власти национальных центров, то есть правительств конкретных стран, общемировому центру. Они утверждают, что конкуренция между странами уходит в прошлое, и на первый план выходит конкуренция транснациональных компаний, заводы и научные институты которых разбросаны по разным странам. Но национальные интересы не всегда совпадают с интересами ведущих финансистов, отсюда желание иметь рычаги давления на строптивые национальные элиты. Параллельно идет конкуренция между странами, которые используют законодательство ВТО в своих целях. Иначе говоря, наше слабенькое правительство, в смысле экономических знаний и поведенческой политики, совершенно не готово к конкуренции ни с транснациональными корпорациями, ни с правительствами других стран. В этом плане Гайдаровский форум очень показателен. С экспертами у нас туговато, а с эффективными министрами — еще хуже.
«СП»: — Как надо жить, учат только Россию, или это общемировая практика?
— Мир в экономическом плане стал очень жестким. Страны южной Европы буквально раздавлены катком долгового кризиса. В них безработица, особенно среди молодежи, зашкаливает все границы. Греция, Испания, Италия буквально скатываются в нищету. Там бедственное положение. Зато усиливается Германия, которая уже сейчас диктует условия в Старом Свете. В нешуточную борьбу за мировое лидерство включились США и Китай. Вот где кипят закулисные страсти.
«СП»: — Называя этот форум именем Гайдара, участники тем самым признают заслуги рыночника-ортодокса, сторонника шоковых реформ. Между тем сами американцы, да и европейцы, принимают все меры для спасения своих экономик, всячески их субсидируют, в том числе за счет нулевых кредитов. Получается, наша экономика должна была пройти шок, тогда как западные страны — щадящую терапию. Нет ли в этом двойных стандартов?
— Двойные стандарты налицо, и их даже не прячут. Мол, что можно Юпитеру, того нельзя быку. Это вполне объяснимо, поскольку они защищают свои интересы. Проблема опять-таки в том, что все наши рыночники-ортодоксы совершенно не ориентируются в практической экономической науке. Мало того, что тогда натворили дел с «шоковой терапией», они и сейчас заглядывают в рот иностранным экспертам, которые, конечно, проводят свою политику. Все, что советуют иностранные эксперты, имеет двойное дно, выгодно в первую очередь им.
«СП»: — Например?
— Базовые экономические принципы любой более-менее разумной страны имеют механизмы, ориентированные на конкретную ситуацию и на рост экономики в материальной и технологической сфере. Взять США. Перед Федеральной Резервной Службой (ФРС) ставится две задачи — это монетарная политика и борьба с безработицей. Сейчас на первый план вышла борьба с безработицей, и они с ней борются. А в положении нашего Центрального Банка главной задачей считается укрепление рубля. Так посоветовали западные эксперты, поскольку по их утверждению только так можно справиться с инфляцией. Но одновременно запускают механизм формирования инфляции за счет роста стоимости услуг естественных монополий и роста разного рода акцизов.
Но китайцы развивались и развиваются за счет дешевого юаня, и никакие уговоры и «умные» советы западных экспертов не изменили их подхода к формированию курса валюты и внутренней инфляции. Вслед за ними японцы принимают все меры по удешевлению иены. А рубль, напротив, укрепился за последние годы в два с половиной раза, разорив нашу экономику. Нефтедоллары разумно потратить на приобретение технологий и производств, на приглашение специалистов, с тем, чтобы развивать нашу экономику, а также на скупку зарубежных активов в пользу государства. Конечно, это сложно, поскольку никто не хочет продавать свои ноу-хау, но у китайцев это получается.
Дешевый рубль будет способствовать интенсивному развитию именно нашей промышленности, которая, имея современные технологи, будет производить товары не хуже западных концернов. Вот только тем, кто выводит капитал за рубеж, дешевый рубль не выгоден. Если грамотно провести девальвацию, то люди бы это не почувствовали, поскольку потребительская корзина не уменьшилась, а была бы наполнена товарами с лейблом «сделано в России».
«СП»: — Что будет с нашей экономикой, если все останется как есть?
— За несколько лет наша промышленность, кроме добывающихся отраслей, будет окончательна уничтожена. Такая же участь ждет сельское хозяйство. Все, что мы будем покупать, будет импортное. Безработица будет не меньше, чем в Греции.
«СП»: — Разве в правительстве не понимают этого?
— Поверьте, понимают и даже стали говорить умные слова. У них появилась тревога от того, что дела идут плохо и перспектив никаких. Они явно нервничают. Но их затягивает пролоббированный извне либерализм и данные обязательства. Они мечутся между государственным капитализмом, олигархическими группами, которые, собственно, многих из них купили, и диким гайдаровским рынком. У нашего руководства нет четкого понимания национальных приоритетов и, как следствие, внятной программы развития. Выход один, — это признать банкротство идей Гайдара, со всеми вытекающими последствиями. Независимые эксперты, в том числе западные, говорят, что в России все еще есть необходимый человеческий и материальный потенциал, который поможет остаться на плаву.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов