Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
25 января 2013 15:58

Печатный станок уравняет Тюмень с Ингушетией

Минрегион предлагает потратить более триллиона рублей на развитие слабых регионов

71

Министерство регионального развития намерено сократить разницу в экономическом развитии субъектов федерации. В правительство на обсуждение внесен проект государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения». Документ предполагает выделение дополнительных средств из федерального бюджета в течение ближайших восьми лет.

Как сказано в программе, разница валового регионального продукта (ВРП) в бедных и богатых субъектах в расчете на одного человека может отличаться в 67 раз. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе на одного жителя приходится до 3,5 млн. рублей в год, а в Ингушетии — всего 52 тыс. В разы отличается и средняя зарплата.

Чиновники из Минрегиона с удивительной точностью уже рассчитали, сколько до 2020 года потребуется денег на ликвидацию этой чудовищной диспропорции. Как сообщает сайт ведомства, дополнительных средств федерального бюджета необходимо 1 трлн. 42 млрд. 419 млн. 885 тыс. 150 рублей. Финансы должны быть распределены на семь подпрограмм. Судя по их названиям, Минрегион разработал план по коренному переустройству жизни страны. В программу одновременно включены «совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием», развитие транспортной инфраструктуры, формирование системы стратегического планирования, укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, создание условий для приграничного сотрудничества, развитие Арктической зоны и содействие добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

В настоящее время в федеральном бюджете на развитие регионов до 2020 года заложено 117,3 млрд. рублей. Подобные траты были и раньше, но разрыв между субъектами только постоянно увеличивался. Минрегион, видимо, решил сдвинуть дело с мертвой точки и форсировать процесс выравнивания, предложив потратить почти в 10 раз больше ранее запланированного.

Однако, как говорит директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, ожидать эффекта и в случае масштабных финансовых вливаний вряд ли стоит:

— Деньги на проекты найдутся: печатный станок и краска у нас есть. Выравнивание регионов — вещь хорошая, но не совсем ясно, как это будет делаться с помощью различных программ. К примеру, не понятно, как может помочь выравниванию регионов вложения в этнокультурные вопросы. Вообще мало себе представляю решение серьезной проблемы сохранения национальной идентичности через деньги. Национальные языки и так изучаются, а вкладывание в национальное искусство — это создание этнических заповедников. Или что значит развитие инфраструктуры? Создается ощущение, что главная проблема — это отсутствие денег, которые надо только выделить. Однако только деньгами дороги и связь не построить. Уже есть примеры, которые у всех на слуху, в виде дороги на Сколково и дорог на Дальнем Востоке в районе саммита АТЭС. Разве можно выравнивать регионы искусственно? Необходимо загрузить экономику, создать рабочие места. А просто дать денег местному этнографическому ансамблю, дать работу отделению Академии наук и построить дорогу — это не выравнивание. Нужен системный подход, а не программный. У нас привыкли последние 20 лет концентрировать ресурсы для рывка в одном направлении. Нужны же менее радикальные, но более охватывающие мероприятия.

«СП»: — Среди задач в программе есть формирование системы стратегического планирования.

— Сейчас готовится закон о создании тотальной системы стратегического планирования от федерального до регионального уровня. Всё это звучит хорошо, но не понятно, как будут согласовываться эти уровни. Экономика у нас частная, а планировать иначе, чем это было в СССР, мы не умеем. Это наглядно проявляется на программе добровольного переселения соотечественников. Механизмы переселения у нас были государственные, а рабочие места должен был предоставить бизнес. Мы переселяли людей по полгода, а работодатель-частник не мог ждать. Так что идея о необходимости стратегического планирования верна, но как она будет реализовываться в системе смешения частного и государственного, не ясно. Причем не только на опасном Северном Кавказе, но и во Владимирской области.

«СП»: — В программе есть пункт о совершенствовании отношений между федеральными органами и органами местного самоуправления.

— Еще в свою бытность премьерства Сергей Кириенко приехал в один из регионов и увидел поле с травой в человеческий рост. А по документам, там должен был стоять новый завод. Рядовые граждане готовы работать, но логика большинства представителей местных элит сводится к ожиданию траншей из Москвы. К сожалению, мы приучили чиновников, что можно ни за что не отвечать, так как деньги из центра придут в любом случае.

«СП»: — Могут ли регионы развиваться, если основная масса собираемых там налогов уходит в Москву?

— Разные люди готовили разные части системы управления, и они не нашли понимания. Одни рассчитывали на максимальный приток средств в Москву, чтобы держать регионы на контроле, а другие, из Минэкономразвития, понимали, что эти деньги необходимо будет возвращать. Для выравнивания регионов можно просто изменить налоговую систему, а не давать субъектам триллион рублей. У нас пока нет точного соответствия между полномочиями и функциями региональных властей. Во всём мире самые легко собираемые налоги местные, у нас — федеральные. Потому что на региональный уровень отдан сбор таких налогов, что легче за это дело и не браться. К примеру, налогообложение малого бизнеса, который не поймаешь. Это как налог с тараканов. Какая налоговая база не «бегает" — она вся федеральная. Но все школы полностью на региональном бюджете. Как с этим противоречием местные власти справляются, для меня большая загадка. Чтобы эти задачи решить, не нужна большая госпрограмма, а достаточно внести два-три изменения в Налоговый кодекс. Нужен именно системный подход, а не программный.

«СП»: — В чём может быть выражен системный подход?

— Как минимум, необходимо изменение налогового законодательства. Нужно в целом менять условия. То есть, не надо пытаться залить ямы золотом, а необходимо у людей, которые прыгают через эти ямы, сформировать мотивацию самим их закопать. Сегодня в помощи регионам очень много патернализма. А людей надо поставить в условия, чтобы они осознавали цену этой помощи. Должна быть зависимость между размером помощи и отдачей от неё. Чтобы целью региональных властей было совершение конкретных действий, а не выдача Москве очередных программ. Кстати, во многих местах созидательная работа идет. Но пока как-то параллельно отношениям с федеральным центром. Вот этим Минрегион и должен заниматься, который больше пишет программы. Мы 20 лет вкачиваем деньги, но положительной динамики я пока не видел.

В проекте программы Минрегиона одними из самых бедных субъектов называются республики Северного Кавказа. В частности, в документе отмечается, что в Дагестане средняя зарплата составляет всего 11 тыс. рублей. Но, как говорит секретарь экономического совета при главе Дагестана, доктор экономических наук Сергей Дохолян, даже регионам-аутсайдерам дополнительные вливания из центра могут только навредить:

— На мой взгляд, сегодняшнее вливание денег в регионы похоже на подлив бензина в костер. В регионах Северного Кавказа в первую очередь надо навести порядок, чтобы они были интегрированы в российскую экономику и российскую государственность. Сегодня эти регионы выделяются как внутреннее зарубежье России. Люди живут на деньги из центра, но по своим законам и правилам. Все финансовые вливания пока очень мало влияют на состояние субъектов. За последние 10 лет в регионы Северного Кавказа было закачано порядка 800 млрд. рублей, но бюджеты как были, так и остались дотационными, порядка на 70−80%. Простое закачивание средств никакого эффекта не дает. Это уже очевидно. Государство должно создавать условия для развития экономики, а не просто вливать деньги. А у нас сегодня идет террористическая война, политическая обстановка нестабильная. В этой ситуации не понятно, что подразумевает Минрегион под программой развития. Мы за последние годы видели много программ, но эффект от них минимальный.

«СП»: — Отдельная программа развития Северного Кавказа до 2025 года была сокращена с 5,5 трлн. рублей до 316 млрд. Некоторые эксперты связывают это с отсутствием системного подхода. Минрегион предлагает внедрить систему стратегического планирования.

— Вот эти отклонения в цифрах просто убивают. Как же так планировали, что в 15 раз идет расхождение? Во многих программы закладывается два источника финансирования: государственные вложения и частные инвестиции. Но частные инвесторы часто не поддерживают эти программы, и они в итоге оказываются пустяковыми. К идее Минрегиона ввести стратегическое планирование отношусь скептически. Весь вопрос не в разработке планов, а в ответственности за их реализацию. У нас же все силы уходят на разработку очередной стратегии, очередной программы. Но намного важнее знать, кто виноват в неудачах. Вот этой обратной связи у нас и нет.

Как считает директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов, проблема безответственности чиновников за полученные из центра средства характерна и для не самых отстающих регионов:

— Диспропорция в развитии регионов у нас большая, но этой проблемы только деньгами не решить. У нас пока не используется потенциал многих регионов. Самый яркий пример — это регионы Центральной России. Области вокруг Подмосковья буквально прозябают. Хотя там у жителей высокий уровень образования, есть промышленные предприятия. Во многом это связано с уровнем управления. К сожалению, сегодня чиновников мало кто оценивает по критерию эффективности, нет компетентной системы планирования.

Последние новости
Цитаты
Юрий Светов

Политолог

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня