Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
30 марта 2009 14:19

Путин поддержал «АвтоВАЗ» из своего кармана

Премьер купил себе «Ниву», но эксперимент по спасению автопрома проведет за казенный счет

42

Правительство РФ окажет существенные меры поддержки «АвтоВАЗу», заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. По его словам эти меры «будут существеннее, масштабнее», чем прежде. Как намекнул премьер, правительство РФ может выделить «АвтоВАЗу» свыше 20 миллиардов рублей.

«Если сейчас предприятие справляется без тех мер (поддержки), о которых мы будем говорить сегодня, то после принятия этих решений работать будет еще более стабильно, — обосновал свое решение премьер в ходе посещения в понедельник завода „АвтоВАЗ“ и беседы с рабочими этого предприятия. — Для того мы и приехали сюда, чтобы решить этот вопрос, речь идет о том, чтобы выделить напрямую деньги и выйти из ситуации, сложившейся у компании с долгами», — сказал Владимир Путин. По его словам, финансовая помощь АвтоВАЗу «даст возможность позднее привлечь 90 миллиардов кредитных средств».

«Но здесь мы найдем возможность поддержать», — сказал премьер, добавив, что в данном случае речь идет о госгарантиях.

На совещании в Тольятти обсуждалась возможность спасения не только «АвтоВАЗа», но и других предприятий, представляющих российский автопром. Всем им в той или иной степени была обещана государственная поддержка. Но это уже запоздалые меры и они не спасут отрасль, считает главный редактор русской версии журнала «Auto Motor und Sport» Сергей Асланян.

«СП»: — Сергей, глава российского правительства Владимир Путин прилагает массу усилий для спасения отечественного автопрома. На ваш взгляд, в этом есть смысл?

— Это совершенно бессмысленно. Вот тот же «АвтоВАЗ» просит государство — дайте нам 26 миллиардов рублей, заплатите за нас по счетам. А как только им в начале года создали льготные условия — перекрыли кислород для импортных автомобилей на таможне — «автовазовцы» тут же подняли цены. И сегодня, 30 марта опять подняли цены. Даже наша беззубая Федеральная антимонопольная служба робко поинтересовалась: а с какой стати вы поднимаете цены, когда все вокруг дешевеет? То есть, менеджеры «АвтоВАа» берут деньги у государства, якобы для спасения «народного автомобиля», и тут же делают все, чтобы этот автомобиль стал для народа еще недоступнее. Поскольку цена по-прежнему не сходится с качеством. Для чего такой автопром? Чтобы «просто был»?

«СП»: — Ну, как-то было бы странно, если бы в такой огромной стране не было бы своего автопрома. Тем более, что он уже давно у нас есть…

— У нас очень много в стране чего нет. Например, нет производства мобильных телефонов. И почему-то никто по этому поводу не переживает. Россияне покупают импортные «трубки» — миллиарды долларов уходят за границу. Правительство это не беспокоит. А вот автопром у нас есть. Причем автопром никогда не был приоритетной задачей в экономике. У нас было танкостроение, самолетостроение. В принципе, мы могли бы и автомобили делать нормальные, не важно — «Жигули», «Москвич» или «Волгу», но это всегда был ширпотребовский сегмент экономики, которому не уделяли должного внимания.

«СП»: — Теперь явно уделяют внимание. Разве нельзя исправить ситуацию?

—  В силу разных причин, прежде всего, из-за того, что не стояла такая задача, в автомобилестроении мы отстали навсегда. В нашей стране практически невозможно изобрести приличный автомобиль. У нас нет конструкторской школы автомобилестроения. Есть школа заимствования, школа подражания, школа «обойти патент». Нет культуры производства, нет приличных комплектующих. Мы не в состоянии наштамповать даже резинотехнические изделия, пригодные для автопрома. Для танка хороший подшипник мы можем сделать. А для «Жигулей» — нет.

«СП»: — Это гораздо сложнее?

— Нет, просто задача такая не стоит. Мы же ракеты строили — на это работала чуть ли не вся страна. Я не говорю о том, была ли в этом необходимость или нет. Это другая тема. Просто констатирую факт — строительство автопрома у нас не получилось.

«СП»: — Ну, вот теперь премьер Владимир Путин, явно ставит такую задачу. Сейчас он на АвтоВАЗе «строит» руководство завода, вдохновляет обещанием очередной господдержки. Может, дело пойдет?

— Еще при советской власти было понятно, что отрасль запушена, и серьезно исправить ситуацию не получится, если не придать этому направление государственной задачи. Вот придали такое направление боевой авиации — лучше наших истребителей в мире нет. С автомобилями этого не произошло. Время упущено. Тем более, сейчас кризис, внутренние проблемы, упадок отрасли — все пересеклось в единой точке пространства. И вот на сегодняшний день у нас есть убыточное, отсталое бесперспективное производство автомобилей позавчерашнего дня. Бороться за них — так же глупо как бороться за производство лаптей или кирзовых сапог. Лапти уже не носят, кирза тоже свое отжила.

«СП»: — Лапти, согласен, не носят. А вот на кирзовые сапоги спрос не падает — сам недавно для дачи покупал. Кроме того, кирзачи на производстве — элемент спецодежды. А на «ВАЗах» разве народ не ездит по разным причинам — цена, дорожные условия, сервис, точнее, его отсутствие в российской глубинке? Их что же, заставляют покупать?

— Производство «АвтоВАЗа» — убыточно. Пытаться удержать его на плаву — бессмысленно. Заставить людей пользоваться этим продуктом невозможно. «ВАЗы» берут не от хорошей жизни. Но как только у человека появляется возможность взять реальный автомобиль, то есть, иномарку, он покупает именно ее, а не «Жигули». Это объективные факторы, против которых играть рублем или административными мерами — бессмысленно.

«СП»: — Ну, и что же, опустить руки?

— Сейчас сложилась ситуация, которая позволяет честно выйти из игры. Кризис поставил российский автопром на грань выживания. Как потопали — так и полопали. Не выжили — сами виноваты. Закрываемся.

«СП»: — Но наш автопром и до кризиса не блистал успехами. Отчего же раньше его не закрывали?

— В период благоденствия (при дорогой нефти) было как-то политически не обоснованно. А сейчас есть полное основание сказать: ребята, вот, банки сдохли, вот часть металлургических скончалась, цементное производство при смерти. И автопром — туда же. Это объективное положение на рынке.

«СП»: — И уже не помогут никакие вливания из госказны?

— Эти миллиардные вливания уходят на поддержание нормальной температуры в теле покойника. Наши правители как всегда экономику смешивают с политикой. Вот эта странная забота о, мягко говоря, не самых профессиональных людях, идет только во вред стране.

«СП»: — Речь идет не только об автопромовских менеджерах, но о людях, которые работают на этих предприятиях. Не бросать же их на произвол судьбы людей, живущих там, где неудачное автомобилестроение — градообразующие предприятия?

— Ну, наше государство совершенно спокойно позакрывало танковые и патронные заводы, являвшиеся градообразующими предприятиями. И тем самым обрекло людей на изготовление консервных банок из танкового листа. И ничего. Кто-то уехал, кто-то как-то выжил. Это бесчеловечно, но это было. И сейчас изображать человеческое участие на лице — спасем «АвтоВАЗ» любой ценой — значить лукавить. Они же это делают нашей ценой, за наш, а не за свой счет. Деньги-то не из швейцарского банка переводят, а из бюджета РФ.

«СП»: — Такое категоричное мнение только по «АвтоВАЗу»? Или это касается всего российского автопрома?

— Вот уже больше года прошло, как умерло производство «Оки». И никто этого не заметил. Когда «ГАЗ» объявил, что прекращает выпуск автомобилей марки «Волга» никто не вышел на митинги протеста с транспарантами в защиту «обкомовского» автомобиля. Все понимают, что их время ушло.

«СП»: — А как же наши грузовые автомобили? Например, «КамАЗ», который привозит призы с таких престижных автогонок, как, например, «Париж — Дакар»?

— Знаете, водители грузовиков народ не очень разговорчивый, иначе вы бы такое услышали про тот же «КамАЗ». Эти автомобили в реальной жизни не имеют ничего общего с теми моделями, которые готовят для участия в автопробегах международного уровня. Вся начинка — импортная, даже амортизаторы. И эта машина сделана по законам большого спорта, а не по законам экономики. «КамАЗ», что «ВАЗ», что «ГАЗ» — десятилетиями существовали под крылом государства. Как в инкубаторе. Вот что «АвтоВАЗ» сделал за сорок лет своего существования — в тепличных условиях, в отсутствие конкуренции и при мощнейшей поддержке государства? Ничего приличного, ничего конкурентоспособного. Не зачесались даже, оказавшись в рыночных условиях. То же самое произошло и на других российских автозаводах. Вывод очевиден, и оргмеры должны быть соответствующими. Но премьер Путин не желает расставаться с «АвтоВАЗом» и вообще с мечтой возродить в России автопром. На казенные деньги можно себе позволить такой эксперимент.

«СП»: — Но Путин и свои деньги вложил: сегодня он заявил, что купил себе «Ниву», сейчас оформляет.

— Вот «Нива» — это, пожалуй, единственное удачное произведение «АвтоВАЗа» — она стала прообразом всех нынешних модных «паркетных внедорожников». Но, как всегда, зарубежные производители, уловив вазовскую идею, с успехом развили и продвинули ее, в то время как наш завод так и не сделал ни шага вперед.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня