Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
14 мая 2013 08:35

Гибридное решение

Медведев собирается перевести половину российского транспорта на газ

4151

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, касающееся альтернативных видов топлива, по которому не менее 50% общественного транспорта планируется перевести на газ. По его мнению, использование газомоторного топлива позволит уменьшить транспортные расходы городской казны.

Дескать, другие страны много внимания уделяют альтернативным видам топлива. «Мы же почти ничего не делаем, если по-честному говорить. В то время как значительная часть производителей этим занимается. Есть мировые тренды, и мы их не можем игнорировать. Автомобили на природном газе ─ один из самых перспективных видов транспорта. Затраты топлива в два раза ниже, чем у дизельных двигателей и в два раза ниже, чем у бензиновых», ─ заявил Медведев на совещании со своими заместителями. По его мнению, переход на газомоторное топливо позволит повысить «общую конкурентоспособность экономики страны».

Следом вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что нормативно-правовая база для перехода на газ будет подготовлена и принята уже в нынешнем году. «Газпром» и другие производители газа готовы финансировать создание соответствующей инфраструктуры в городах, что само собой потянет перевод на газомоторное топливо и других видов транспорта, в том числе частного и коммерческого", — добавил Дворкович.

По словам вице-премьера, речь идет о трех видах газомоторного топлива: сжиженном углеводородном газе, сжатом, или компримированном природном и сжиженном природном газе.

Сейчас крупнейшим производителем газомоторного топлива в России является «Газпром». По его данным, сегодня на газе ездят уже около 86 тыс. автомобилей. По информации ГИБДД, автомобильный парк страны составляет 50,5 млн единиц, так что цифры несопоставимые. К тому же, сейчас во всей России работают всего лишь 255 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, из которых «Газпрому» принадлежат 206 заправок.

Пока крупнейшими потребителями газомоторного топлива в России являются Ставропольский и Краснодарский край, Свердловская, Челябинская и Ростовская области, а также Кабардино-Балкария и Северная Осетия, где «гибриды» наиболее распространены.

— Расширение использования природного газа на транспорте может быть полезно, ведь газ — экологичное и дешевое топливо, — пояснил «СП» руководитель лаборатории ТЭК ИНП РАН Валерий Семикашев. — Относительно широко у нас в стране распространен сжиженный углеводородный газ (СУГ) или пропан-бутан/баллонный газ — продукт переработки попутного нефтяного газа, который уже представлен на АГЗС. Такое топливо примерно в два-три раза дешевле бензина и дизельного топлива. Часть общественного транспорта уже переходит на этот вид топлива в целях экономии. Однако в его использовании есть и неудобства, что ограничивает масштаб применения в частных автомобилях.

«СП»: — А что вы скажете насчет двух других вариантов газового топлива, о которых говорил Дворкович?

— Два других варианта использования — сжижение и сжатие (компримирование) метана, обычного природного газа, потребуют больших вложений в инфраструктуру, а для сжиженного природного газа это намного дороже. У меня вопрос, как такой переход к использованию газа сочетается с текущей и планируемой политикой экономии в сфере транспорта и топливоснабжения? На мой взгляд, пока не видно, чтобы выгоды могли перекрыть затраты. Проще снизить акцизы на дизтопливо.

«СП»: — Но ведь речь идет в основном о снижении расходов на общественный транспорт?

— Если стоит задача снижать расходы на общественный транспорт, то здесь нужны системные решения. Перевод автобусов на газ может быть, или должен быть одной из составляющих таких системных решений. Однако в рамках инерционного развития (наиболее ожидаемого), думаю, такое решение приведет к лишним неэффективным тратам, которые не снизят затрат на транспорт, и не создадут значимого рынка соответствующих технологий. А через несколько лет об этом решении забудут.

«СП»: — Хватит ли одного из трех видов — сжиженного углеводородного газа в России, чтобы обеспечить половину общественного транспорта?

— Ресурсов СУГа в стране достаточно чтобы в разы увеличить его потребление. Расширение использования пропан-бутана на транспорте, мне видится, должно происходить на уровне регионов и муниципалитетов с учетом особенностей местной экономики и транспортных потребностей. Но для этого нужны кроме желания, еще и экономически приемлемые схемы, финансовые ресурсы. Если пробовать сжиженный и сжатый метан для широкого внедрения в России, я бы предложил сначала выбрать «пилотные» города или трассы, где заинтересованные компании могли бы построить инфраструктуру, а региональные администрации или заинтересованные потребители инвестировать в новый транспорт. И уже после оценки результатов ставить задачи расширения на весь общественный транспорт.

«СП»: — То есть, нам можно смело менять автозаправки на газовые колонки?

— Здесь тоже есть вопросы. Надо ли газом заменять дизельное топливо, которое сейчас и без того производится в избытке? Будут ли рабочие места в газоснабжении транспорта эффективнее рабочих мест на НПЗ? Каковы будут объемы новых рынков, связанных с газомоторным топливом? Будет ли оборудование импортироваться, или что-то может производиться в России? В общем, пока вопросов больше чем ответов…

О том, насколько рационально нефтяной державе переводить транспорт на газ, «СП» рассказал известный экономист Сергей Жаворонков.

— Подобные программы в некоторых нефтяных странах существуют, например, в США. Но насколько это обосновано в России, сказать сложно. Проблема в том, что для этого в стране должна существовать сеть для заправки газотранспорта, сопоставимая с нынешней сетью автозаправок. В принципе, население готово покупать автомашины на газу и гибридные, но пока заправок для них немного.

«СП»: — А если говорить об общественном транспорте?

— И в отношении общественного транспорта то же самое. Помнится, в девяностые годы при Лужкове была даже попытка перевести московское такси на газ, но ничем хорошим это не закончилось. К тому же, в Москве не так много автомобильного транспорта — с ним конкурируют метро, троллейбус, трамвай, которые ездят на электричестве. Думаю, что и в других крупных городах России электрические виды городского общественного транспорта, исключая метро, занимают значительную его часть.

«СП»: — Сейчас основным производителем газового топлива является «Газпром», которые испытывает трудности, не в его ли интересах это делается?

— Думаю, что для «Газпрома» это совсем небольшие деньги. Скорее всего, это делается в интересах спецподрядчиков, которые будут заниматься закупками гирбридного или газового общественного городского транспорта. Вот где надо искать коммерческий интерес, ведь перевести половину городских автобусов в России на газ — это довольно крупные государственные расходы.

«СП»: — Насколько это эффективно, на ваш взгляд?

— Я не большой бухгалтер, но мне кажется, что это только будет плодить лишнюю кампанейщину при заключении госзаказов, и этот сюжет вызывает инстинктивные подозрения. В большей части развитых стран, причем совсем не нефтяных, общественный транспорт ездит не на газе, а на бензине, и не думаю, что они не умеют считать. Россия же добывает и газ, и нефть. Конечно, газ намного дешевле, но переоборудование автомобилей или покупка новых обойдется гораздо дороже, чем разница в цене между нефтью и газом. Так что это экономическое уравнение, не имеющее ответа…

Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Асмолов

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня