Возможно, уже 28 мая премьер Дмитрий Медведев объявит о сокращении расходов бюджета на социалку, либо о переносе исполнения части обязательств на более поздний срок — после 2015 года. Это будет сделано в ходе совещания по социальному блоку вопросов, которое пройдет в Белом доме.
Это будет сделано в ходе совещания по исполнению социальных обязательств государства, которое пройдет в Белом доме.
Дело в том, что в 2014 году в российский бюджет поступит значительно меньше денег, чем планировалось. Об этом заявил в минувший четверг министр экономического развития Андрей Белоусов на заседании правительства. Белоусов указал на ряд позиций, которые делают ситуацию драматической. Вот некоторые из них: хроническое — пять кварталов подряд — замедление темпов роста экономики РФ; падение цен на нефть; сокращение в 2014 году экспорта российского газа на 10% из-за конкуренции со сланцевым газом США; снижение в 2014 году объема госинвестиций. Поскольку денег станет меньше, весомую часть федерального бюджета придется тратить на замещение расходов регионов.
Все это — очень неприятный прогноз. По-хорошему, правительству в такой ситуации следует переориентироваться на экстренные поиски антикризисных мер, подготовку секвестра бюджета или подготовку к девальвации рубля. Но для начала, вероятно, дело ограничится обрезанием социальных расходов.
Белоусов дал правительству несколько бюджетных рекомендаций — привлекать новые ресурсы для финансирования инвестпроектов из средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений граждан. Но и этих средств хватит ненадолго. Значит, зона политической турбулентности, и роста социальной напряженности неуклонно приближается. Чем она аукнется для России?
— Прогноз Белоусова вполне соответствует действительности, но не описывает всех проблем экономики, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — В прошлом году небольшой рост ВВП — на 3% - стал возможен только на фоне скачка кредитования — как предприятий, так и населения. Но в будущем такой скачок неизбежно приводит к стагнации и рецессии в экономике.
Поэтому в ближайшей перспективе правительству, возможно, придется пойти на девальвацию рубля. Правда, на этом пути есть ограничения. Рубль сегодня зависит, прежде всего, от движения потоков капитала. Раз так — резкие колебания курса возможны только с оглядкой на эти потоки. В случае паники, обвала рубля, отток капитала из России станет просто катастрофическим.
Дело вряд ли дойдет до одномоментной девальвации, как это было сделано в Белоруссии. Для Лукашенко Россия выступала в качестве кредитора последней инстанции, да и политический фактор был совершенно другой — не было, как в России, широкого протестного движения. У нас подобный шаг чреват огромными рисками для стабильности политической системы.
На мой взгляд, наше правительство будет до последнего избегать резких действий и непопулярных решений. Боюсь, при таком раскладе будут приняты половинчатые меры, которые лишь усугубят ситуацию. Например, банкам позволят рефинансировать кредиты, а в реальности лишь разгонят инфляцию.
Впрочем, инфляционная проблема может возникнуть уже в ближайшее время. С учетом, что наша экономика подсажена на импорт, даже при минимальных девальвационных ожиданиях инфляция будет расти — прежде всего, потребительская инфляции. Это сразу ощутит на себе население.
Параллельно правительство будет проводить скрытое секвестрование бюджета. Под секвестр могут попасть и социальные расходы. По сути, мы стоим на пороге политики экономии, как в странах Южной Европы. Когда сокращаются расходы, какие только можно, обрезаются всевозможные программы. Только у нас, в отличие от Европы, экономия будет происходить на фоне инфляции и роста потребительских цен.
«СП»: — Это сильно ударит по простым гражданам?
— Жизненный уровень людей, бесспорно, будет только ухудшаться. Думаю, сегодня главный вопрос для правительства — насколько допустимо понизить эту планку.
Проблема в том, что сегодня никто толком не знает, как живет средний гражданин в России. Долгие годы пропагандистская машина работала на лозунг, что все у нас прекрасно, и денег у всех много. Но реального исследования, есть ли у населения подушка безопасности, просто не существует.
За 10−12 лет доходы граждан увеличивались за счет изменения структуры экономики и за счет изменения паритета покупательной способности. Другими словами, цены постоянно росли, и вслед вроде бы росли и доходы. Но если посмотреть на уровень потребления в натуральном выражении, получится, что оно практически не изменилось. Зато существенно выросла закредитованность населения.
Путин пришел к власти под лозунгом стабильности, с заявлением, что при нем жизнь хуже не будет. Поэтому у него ограниченное пространство для маневра. С точки зрения проведения экономических преобразований, перспектив выхода из кризиса — это плохая позиция.
Основное противоречие политической системы России — то, что эффективно в политическом смысле, что обеспечивает контроль над обществом, одновременно подрывает тенденции для долгосрочного роста экономики, ведет ее к потенциальному краху. Боюсь, нынешняя власть не в силах это противоречие разрешить.
У нас огромные затраты на госаппарат, у нас целый класс населения — чиновники — привык получать непомерные деньги. У нас госкорпорации вполне официально — им даже воровать не надо — высасывают колоссальные суммы из бюджета. Возможно ли тронуть эти расходы, уменьшить их каким-то образом? Эти ненужные, бесконечные издержки, которые за десятилетия выросли в десятки раз?! Я в этом не уверен…
В этой ситуации Путин и правительство Медведева вынуждены действовать в узких ограничительных рамках. Это, с одной стороны, социальные обязательства, с другой — международные обязательства по ВТО. Плюс ограничения в финансовой системе страны. Словом, куда ни кинь — всюду клин. Я считаю, попытка удержаться в этих рамках чревата риском сползания в неконтролируемую ситуацию. С другой стороны, традиционным путем, на основе обычной макроэкономической теории, вывести из тупика российскую экономику уже невозможно. Для этого нужны неординарные меры, которые нынешним государственным деятелям даже в голову не придут…
— Белоусов предлагает слишком простые решения проблем, — уверен научный руководитель ГУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин. — Взять деньги из Фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда — все равно, что запустить печатный станок. Эти деньги очень плохо возвращаются в бюджет. Значит, создаются условия для инфляции, а это недопустимо.
Нужно срочно решать базовые проблемы экономики, заложенные еще в 2003 году, когда власть разгромила ЮКОС. Бизнесу тогда дали понять, что ему ничего не обломится, и он должен подчиняться бюрократии. Бюрократия то сражение выиграла, но проиграла войну. Потому что движущей силой рыночной экономики является деловая активность бизнеса. Если бизнес не чувствует себя свободным, если не готов сражаться с конкурентами — он будет помалкивать, но не работать.
Подобная картина наблюдалась в 1980-е в Бразилии, где после череды военных переворотов власть все же перешла в руки гражданского правительства. Его политика была нацелена на минимум инвестиций, вложения на короткие сроки и готовность в любой момент удрать — все ждали, что грянет новый переворот. Это, согласитесь, разумная политика в такой ситуации.
В России сегодня — примерно такая же ситуация. В нашей экономике во времена ее подъема в «нулевые» годы тоже хозяйничали силовые структуры. У предпринимателей, не связанных с кругами силовиков, просто отбирали средства. В то же время усиливались структуры, тесно связанные с государством. Все это не позволило вырасти в России нормальной рыночной экономике, которая так сегодня нужна стране теперь, когда падают доходы от энергоносителей, и нет дешевых денег на Западе.
И ситуация не меняется. Прошел год, как президентом вновь стал Владимир Путин, но я не вижу никаких подвижек в экономической политике. Для страны это просто губительно…
Фото: Иван Гранкин/Коммерсантъ