Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, правительство в директивном порядке может решить вопрос о «переезде» офисов госкомпаний из Москвы в регионы России, где они работают. Соответственно, и налоги будут платить «по месту жительства». По словам премьера, частным структурам «по понятным причинам» правительство приказывать не сможет, а вот на компании с государственным участием оно влияние имеет.
Эта идея была озвученная недавно спикером Совфеда Валентиной Матвиенко, и Медведев полностью ее поддерживает. «В бытность Валентины Ивановны губернатором Петербурга, часть крупных компаний переехала именно туда. То есть децентрализация хотя бы между двумя столицами уже произошла», — заявил Медведев.
Речь идет о крупнейших российских государственных холдингах, которые «расквартированы» в столице, и платят налоги столичному региону, в котором зарегистрирован их головной офис. «Газ в Москве только на кухне, поэтому головной офис „Газпрома“ надо перевести в Тюмень, „Роснефть“ — в Сибирь, „Ростехнологии“ и РЖД — на Урал, РусГидро — в Красноярск, „Росэнергоатом“ — в Поволжье, „Роснано“ — в Калининград и так далее, то есть сделать реальную дифференциацию экономической жизни», — заявила Матвиенко. По ее мнению, в Москве нужно оставить лишь небольшие представительства компаний с незначительным количеством сотрудников.
Действительно, если перевести головные офисы крупных компаний в те регионы, где они осуществляют основную деятельность, то это наверняка даст толчок для развития не только региональной экономики, но и образования, здравоохранения, социальной инфраструктуры. Кроме того, это поможет создать «социальные лифты» для талантливых людей из регионов — они смогут пробиться наверх, не уезжая в столицу. Еще один плюс — Москва «разгрузиться» от наплыва приезжих. Действительно, зачем человеку куда-то ехать, мыкаться по съемным (и очень недешевым) углам, когда приличные деньги можно заработать у себя дома?
Впрочем, Матвиенко вовсе не первоисточник — первым такую идею предложил еще накануне выборов президент Владимир Путин. Он заявил, что считает несправедливой ситуацию, когда работающие в регионах компании платят налоги в Москве. При этом Путин даже употребил выражение «надо прекращать кормить Москву».
Медведев эту мысль конкретизировал. По его мнению, офисы крупных компаний желательно распределить по всем регионам, как это делается на Западе. К примеру, в Германии и США «в любом городе есть штаб-квартиры крупнейших компаний». Однако для этого, по мнению премьера, руководители регионов должны создавать нормальные условия, включая школы, университеты, театры и музеи, а также «определенный уровень инвестиционной привлекательности». Переезд должен сопровождаться «разумным перераспределением доходных источников». «Когда все налоги платятся по столицам, это, конечно, не очень хорошо», заключил глава правительства.
Идея, без всякого сомнения, здравая. Во-первых, такое перераспределение устранило бы неравенство в уровне жизни страны. Во-вторых, соответствовало бы социальной справедливости. Ведь именно люди, которые трудятся на предприятии в регионах, должны в первую очередь пользоваться плодами его работы через местный бюджет, а не «нахлебники» в Москве. Но как отреагируют на это московские чиновники? Им вряд ли захочется лишиться львиной доли налоговых поступлений в столичный бюджет.
— Речь идет о налоге на прибыль — рассказал «СП» главный экономист НИУ-ВШЭ Валерий Миронов. — Действительно, крупнейшие налогоплательщики зарегистрированы в финансовых центрах страны. Такая ситуация часто наблюдается у вертикально интегрированных холдингов, к примеру, у того же «Газпрома». Между тем, именно Валентина Матвиенко, будучи губернатором Санкт-Петербурга, сама в 2006 году переманила «Газпром нефть» из Омской области в северную столицу, пообещав налоговые преференции в виде участия бюджета в строительстве центра «Охта» со штаб-квартирой компании. В результате бюджет Омской области, где у компании работают нефтеперерабатыващий завод и сбытовое подразделение «Газпромнефть-Омск», потерял 35% доходов.
«СП»: — Значит, можно будет отправить «Газпром нефть» обратно в Омск?
— Не уверен. Дело в том, что головные офисы компании регистрируются в столицах не просто так, а потому, что их руководство вынуждено постоянно общаться с правительством, которое абсолютно все решает в области энергетики. Они должны встречаться с чиновниками в кафе и на семинарах, которые проводятся чуть ли не каждый день, выступать на конференциях и форумах, чтобы не вылететь из «обоймы» — из Сибири не налетаешься. Поэтому сначала надо, чтобы правительство переехало в Омск, тогда и «Газпром нефть» вернется на свою «родину». К тому же, многие транснациональные компании хотят быть поближе к Европе, к европейским инвесторам.
«СП»: — Выходит, Москва и Петербург для российских компаний выполняют роль, своего рода, «внутреннего офшора» — не по налогам, а по удобству работы с иностранцами?
— С налоговой нагрузкой эта ситуация точно не связана, потому что в Москве и Петербурге налоги не ниже, а порой даже выше, чем в некоторых регионах России. К тому же, крупные компании, которые не платят налоги в регионах, где они работают, как правило, стараются компенсировать это финансированием социальных программ в регионе. А вот с точки зрения близости к центру, к Европе, к инвесторам, в том числе и иностранным, иметь такой «офшор» для компаний, действительно, удобно.
Проект или прожект?
Теперь посчитаем денежки. В прошлом году бюджет Москвы составлял около 1,45 трлн рублей. При этом только перечисления «Газпрома» дали казне почти 160 млрд рублей, еще 46 млрд в московский бюджет перечислили нефтяные компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и другие, электроэнергетические компании добавили к этому еще 11,9 млрд рублей. Таким образом, крупные компании только из трех отраслей принесли москвичам почти 218 млрд рублей, или примерно 18% столичного бюджета. Для сравнения: весь столичный малый и средний бизнес перечисляет в бюджет меньше 40 млрд рублей. Но ведь кроме налога на прибыль предприятий, их сотрудники платят в столичный бюджет налог на доходы физлиц, а компании перечисляют в городскую казну еще и налог на имущество.
Если московский бюджет потеряет эти статьи доходов, то негативные последствия могут быть катастрофическими. К примеру, проект Новой Москвы строить будет уже не на что, да и не нужно, ведь в центре столицы освободится масса офисных зданий. Цены на офисную недвижимость упадут в разы, а следом пойдут вниз и элитные квартиры, а за ними жилье эконом-класса. Да и диспропорция в зарплатах между столицей и регионами станет меньше, поскольку ряды офисного планктона поредеют, а множество дочерних фирм, присосавшимся к своим богатеньким «мамочкам», будут вынуждены последовать вслед за головным офисом. Сейчас, напомним, средняя зарплата в Москве превышает 50 тыс. рублей, тогда как в стране она вдвое меньше.
Для сравнения с Москвой, население которой составляет около 11,5 млн человек, возьмем несколько центральных регионов России: Нижегородскую область, Псковскую, Новгородскую, Костромскую, Вологодскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую и Рязанскую области, население которых в сумме будет почти равно Москве — 11,4 млн человек. Данные о доходах регионов официальные, их можно найти на сайте Росстата. Если теперь сложить доходы бюджетов этих регионов в 2012 году, то получится 324 млрд рублей, а бюджет Москвы в прошлом году, напомним, имел 1,45 трлн рублей. В пересчете на каждого человека, бюджет столицы тратит в 4,5 раза больше, чем девять регионов России вместе взятые. Это нормально?
А если в регионах зарегистрируются крупнейшие налогоплательщики России, то туда пойдут значительные суммы налогов, что позволит улучшать качество жизни населения: повышать зарплаты бюджетникам, ремонтировать дороги, финансировать здравоохранение и так далее.
Кроме того, компании будут заинтересованы в переезде своих руководящих сотрудников из Москвы на новую местность, поскольку они уже имеют нужный опыт, их не надо учить заново. Но уедут из столицы не все, а только те, кто действительно намерен работать в компании — произойдет естественный отбор кадров. А рядовых сотрудников и кадры среднего звена можно набрать из местного населения, повысив тем самым занятость в регионах. Заодно у местной молодежи появится хороший стимул к учебе, к повышению профмастерства.
Все это хорошо, но насколько реально?
— У меня большие сомнения, что переезд госкомпаний дойдет до практической реализации, — отвечает известный экономист Сергей Жаворонков и приводит контраргументы. — Нельзя сказать, что правительство ничего не делает для того, чтобы перевести часть их налогов региональным бюджетам. Например, в последние годы были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ввели понятие «консолидированной группы налогоплательщиков». В соответствии с этими поправкам, региональная часть налога на прибыль компании, входящей в эту группу, должна зачисляться в бюджет того субъекта Федерации, на территории которого она ведет деятельность. В частности, ряд предприятий «Газпрома» год назад заявил о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Создание таких групп приведет к отвлечению части доходов от Москвы (По предварительным оценкам более 100 млрд рублей в год — ред.)
«СП»: — И эти миллиарды налоговых отчислений поступят в региональные бюджеты?
— Не совсем, для предприятий, которые имеют налоговые льготы в регионах, налог на прибыль может быть снижен на 4%. Кроме того, предприятия могут уходить от значительной части налогов в региональные бюджеты в рамках инвестиционных соглашений с местными властями. Именно поэтому многие предприятия ТНК-ВР, например, были зарегистрированы в Калмыкии, Мордовии и на Чукотке — в этих регионах существуют большие налоговые льготы. В любом случае, честно распределить налоги госкомпаний между регионами все равно не получится. К тому же, госкомпании несопоставимы по политическому влиянию в субъектах Федерации, поэтому одним выгодно регистрироваться и платить налоги в самых богатых регионах, таких как Москва или Петербург, а другим в таких бедных, как Чукотка и Мордовия.
«СП»: — Но если мечта-идея Медведева все-таки осуществится, это выровняет экономическое положение между регионами России?
— Нет, не выровняет потому, что разница в размерах валовых региональных продуктов (ВРП) между богатыми регионами, такими как, например, Ханты-Мансийский округ, и бедными, как республика Алтай, составляет примерно 40 раз, и компенсировать такой разрыв будет невозможно…
У противников передислокации наверняка найдутся и другие аргументы. Но главный вряд ли произнесут вслух. Снижение финансовых поступлений в московский бюджет неминуемо приведет к падению уровня жизни москвичей. Это чревато не просто повторением Болотной, которую поддержал относительно немногочисленный «креативный класс», а массовыми выступлениями учителей, врачей и других бюджетников. Кремлю, едва переведшему дух от многотысячных митингов, новая головная боль не нужна. Скорее всего, идею тихо замнут. Тем более, что при нынешней власти «депортация» госкомпаний в регионы вполне может обернуться не ростом благосостояния краев, республик и областей, а банальным появлением новых Рублевок. Была одна, станет десять.
Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Дмитрий Карелин