Месяц назад министр труда и социальной защиты России Максим Топилин пообещал к началу июня создать в Интернете пенсионный калькулятор, доступный для пользования любым человеком. «Как мы планируем, люди смогут, проставив параметры своей зарплаты и стажа, подсчитать размер своей пенсии», — заявил тогда чиновник. Однако теперь вице-премьер Ольга Голодец обещает «вывесить пенсионный калькулятор в общественном доступе, чтобы человек мог планировать свою пенсионную стратегию» до конца июня.
Между тем, новая пенсионная формула еще не утверждена, а очередной проект пенсионной реформы еще только проходит общественные слушания, которые продлятся до 1 августа. Ранее этого срока правительство рассматривать формулу не будет. Так что заявления министров пока стоит рассматривать лишь как пиар предложения о переходе с действующей системы отчисления 6% фонда заработной платы на формирование накопительной части пенсии на систему с отчислением только 2% при одновременном увеличении тарифа на формирование страховой части пенсии с 10 до 14%.
Как уверяет Голодец, население в целом выиграет от перехода на новую систему. При этом наибольший выигрыш получат люди с большим трудовым стажем. Вице-премьер даже пообещала, что при правильном выборе стратегии накопления средств можно будет получать пенсию в 70 тысяч рублей.
Однако для самих россиян эти выгоды не очень-то очевидны: как сообщил 20 июня премьер-министру Дмитрию Медведеву глава Пенсионного фонда Антон Дроздов, правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии пока воспользовались «порядка 1−2 миллионов человек».
Пока действует следующий порядок, пояснил Дроздов: «Если гражданин написал заявление и выбрал негосударственный пенсионный фонд, и, если он ничего не будет к этому писать, то у него останется 6% в НПФ. А если он молчун и так останется молчуном, у него останется 2%». За последний год, по его словам, свои накопления вывели из государственной пенсионной системы в частные фонды 4 миллиона человек, так что в НПФ уже обслуживается 20 миллионов россиян.
Между тем, интрига вокруг новой пенсионной формулы искусственно нагнетается, потому что даже многие эксперты до сих пор так и не смогли с ней детально ознакомиться. Так, директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова в беседе с корреспондентом «СП» отметила, что получить для ознакомления поданные Минтрудом в правительство предложения ей так и не удалось, а потому «корректно оценить последствия от их внедрения пока не возможно». В то же время официальные источники уверяют в том, что среди россиян идет широкая общественная дискуссия этой формулы!
— Совершенно очевидно, что игра вокруг 6% или 2% - это решение текущих финансовых проблем Пенсионного фонда, — говорит председатель Экспертного совета «Опоры России», доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Точнее, речь идет о перераспределении средств из пенсионных накоплений на другие инвестиционные проекты.
Ведь в результате внедрения предлагаемой формулы в ближайшее время потребуется меньше денег из федерального бюджета направлять на покрытие дефицита ПФР, таким образом, часть денег с этого направления освободится. Что позволит направить эти суммы на более эффективные, с точки зрения правящей бюрократии, на милые ее сердцу проекты.
«СП»: — Владимир Якунин в четверг как раз объявил о том, что получено принципиальное «добро» о направлении на строительство скоростной железной дороги Москва-Казань средств Фонда национального благосостояния, и в его комментарии телевизионщикам упоминались и пенсионные накопления, как источник инвестиций в инфраструктуру. То есть, вопрос решен…
— Речь идет о тех программах, которые закладываются в российский госбюджет при его формировании в Минфине. Это различные федеральные целевые программы, адресные инвестиционные программы, а также различные проекты, финансируемые отдельной строкой бюджета. Что характерно, именно в этих проектах наиболее ясно прослеживается коррупционная составляющая. По разным причинам, но эти программы ни одну независимую антикоррупционную экспертизу не пройдут.
«СП»: — Между тем, в докладе о пенсионной системе России руководство ОЭСР критикует предлагаемую пенсионную формулу за то, что она лишает граждан возможности диверсифицировать риски…
— Действительно, предлагаемая схема представляет собой механизм делегирования рисков от государства населению. И, на мой взгляд, действовать так — в корне неправильно со стороны государства. Потому что, стратегически рассматривая вопрос, надо было бы сказать: давайте принципиально решим проблему накопительной системы. Либо государство должно нам полностью гарантировать выплату этих взимаемых 6% при выходе на пенсию, либо надо накопительную часть полностью отменить. По крайней мере, так было бы честно.
Но правительство сегодня не ставит вопрос о стратегическом подходе к финансированию пенсий. Вся дискуссия о переходе с 6% на 2% тариф — не более чем изыскивание денег на частичное покрытие дефицита Пенсионного фонда в ближайшее время. Для правительства — это всего лишь технический вопрос перераспределения средств в госбюджете, но никак не выработка долгосрочной стратегии развития социальной системы страны, это не забота о благополучии сегодняшних работников после их ухода на покой.
«СП»: — Пока пенсионный калькулятор не появился для публичного обозрения на сайте Минтруда для меня остается загадкой, каким образом разумные наши соотечественники могут начать получать обещанные Голодец пенсии в 70 тысяч рублей?
— Очевидно, что вице-премьер в этом вопросе лицемерит. Я вам могу точно сказать, что в обозримой перспективе никто получать ежемесячно государственно пенсионное пособие в 70 тысяч рублей в массовом порядке в России не будет. Речь может идти о таких суммах лишь для отдельных весьма высокооплачиваемых специалистов, которые будут формировать свои пенсионные сбережения в индивидуальном порядке.
Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ