Новый министр экономики Алексей Улюкаев, назначенный на этот пост неделю назад, встретился с чиновниками своего министерства. И заявил: «Сегодня для меня лично — очень хороший день, я бы сказал — состояние близкое к счастью. Когда руководство страны поставило передо мной этот вопрос, я и 30 секунд не думал, а сразу сказал: «Да, я согласен».
Потому что, как выразился Улюкаев, Минэкономразвития является «скрепкой, которая определяет развитие России и общества». А бывший глава ведомства, отправленный в «почетную отставку» на виртуальный пост — помощник президента Андрей Белоусов добавил к этому, что «Минфин — это центр тяжести в правительстве, который всю конфигурацию очень часто переворачивает, а Минэкономразвития — это гвоздь, на котором вся эта конструкция висит и не дает упасть».
Первым делом Улюкаев пообещал чиновникам своего министерства повысить зарплату. Кстати, то же самое им обещал еще в апреле бывший министр Белоусов, и даже обратился с этим к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Но результат был нулевой. Однако у Улюкаева «покровитель» покруче: по его словам, когда он беседовал с президентом Владимиром Путиным после своего назначения, то попросил его повысить зарплату сотрудникам министерства до уровня Минфина. «Я в свое время приложил к этому руку, поэтому должен эту несправедливость устранить», — пояснил Улюкаев.
Но больше всего высоких чиновников министерства интересовал «шкурный вопрос»: будут ли их снимать с должностей? Что было особенно актуально после «перезагрузки» Центробанка. В нем после прихода «новой метлы» — главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной уже два зампреда (Улюкаев и Мельников) лишились своих постов. И появилась на должности зампреда еще одна женщина (Иванова). А другая (Юдаева) ожидается. Чего в Центробанке отродясь не бывало — там в руководстве всегда была чисто мужская компания.
Однако опасения чиновников Минэкономразвития, к счастью для них, не оправдались — министр Улюкаев заявил, что он доволен командой, оставшейся после его предшественника, и не намерен проводить существенных кадровых перестановок. «Изменения будут минимальные, в принципе коллектив хороший, профессиональный. Кто-то может уйти, кто-то может прийти, но это будет немного. Несколько человек приглашу — кого-то из ЦБ, кого-то из бизнеса», — приводит слова Улюкаева агентство РИА «Новости».
И все-таки, придет ли российская экономика в «состояние близкое к счастью» от появления Улюкаева на посту главы Минэконмразвития, и почему «отставили» Белоусова? Свое мнение на этот счет «СП» высказал экономист Владислав Жуковский.
— Назначив главой Минэкономразвития Алексея Улюкаева — одного из учеников «отца шоковой терапии» 90-х годов Егора Гайдара, президент Путин тем самым совершил стратегическую и, возможно, роковую ошибку, которая может очень дорого обойтись не только отечественной экономике, но и его политической карьере. Убрав, по сути дела, единственного профессионального макроэкономиста Белоусова из правительства, Путин тем самым развязал руки сторонникам либерального, губительного для России экономического курса.
На это можно было бы закрыть глаза и не обращать внимания — клановые разборки чиновников касаются рядовых россиян весьма опосредованно. Но речь идет о неспособности либеральных чиновников обеспечить рост экономики, качественные изменения структуры народного хозяйства, создание рабочих мест, увеличение реальных доходов населения, рост уровня жизни и так далее.
Назначив Улюкаева министром экономики, Путин также создал риск мощного системного кризиса. Российская экономика на протяжении последних полутора лет демонстрирует усиливающийся спад производственной и инвестиционной активности, и может свалится в кризисное состояние даже при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. В последние полтора года она находится в стагнации даже при стабильно высоких ценах на нефть. За период с января-мая 2012 года по январь-май 2013 года темпы экономического роста сжались с 4,8 до 1,6%, промышленного производства — с 3,4% до 1,2%, а объем грузоперевозок (важный показатель экономического здоровья страны) вообще обвалился на 4,1%.
«СП»: — Почему так мешал Путину министр Белоусов, и чем лучше Улюкаев?
— Белоусов осмеливался публично критиковать Центральный Банк и Минфин за удушающую денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, требуя проводить стимулирующую меры, ослабить рубль и направить накопленные нефтегазовые валютные резервы на модернизацию экономики и инфраструктуры. А Улюкаев является сторонником так называемой «кудриномики» (по имени бывшего министра финансов Алексея Кудрина), которая за последние 12 лет спровоцировала превращение России в сырьевую колонию и обеспечила масштабную деиндустриализацию экономики.
Хуже всего то, что назначением Улюкаева на пост главы Минэкономразвития Путин собственноручно поставил крест на своих предвыборных обещаниях, которые в условиях «кудриномики» становятся в принципе невыполнимыми. Очевидно, что Улюкаев просто не сможет обеспечить исполнение тех социально-экономических задач, которые были обозначены Путиным.
Совершенно непонятно, какими соображениями руководствовался президент, назначая ответственным за экономический рост, структурно-технологическую модернизацию промышленности руководителя, который на протяжении долгих лет в руководстве Центрального Банка проводил прямо противоположную, противоречащую национальным интересам и государственному суверенитету финансовую политику.
«СП»: — Должность помощника президента для Белоусова — это отставка или повышение?
— Некоторые весьма ложно расценивают переход Белоусова из Минэкономики в администрацию президента как повышение по служебной лестнице и усиление президентского административного ресурса. Но это всего лишь «почетная отставка».
Чтобы понять это, достаточно вспомнить видного отечественного экономиста и академика РАН Сергея Глазьева, который, являясь советником президента Путина и формально имея «доступ к телу», реально никак не может повлиять на курс проводимой в стране либеральной социально-экономической политики. Да, он крайне жестко, последовательно и аргументировано критикует оккупировавших правительство Медведева либералов, которые продолжают втягивать Россию в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена. Глазьев выступает на телевидении, радио и в прочих СМИ с пропагандой альтернативных либеральному мейнстриму взглядов. Он пишет прекрасные по своей форме и содержанию доклады, аналитические записки и материалы, но никаких реальных рычагов по воздействию на правительство и Центральный банк не имеет. Должность помощника или советника президента не предполагает никаких полномочий и действенных механизмов влияния на разработку и реализацию социально-экономической политики.
И Белоусов наверняка повторит судьбу Глазьева — просто станет удобным для Кремля критиком, который получит возможность давать нелицеприятные оценки финансово-экономическому блоку правительства и будет разрабатывать очередные альтернативные стратегии развития российской экономики, которые даже без прочтения со стороны заказчика будут ложиться на полку.
«СП»: — А что, Минэкономразвития, действительно «скрепка» и «гвоздь», на котором все держится, или просто «прокладка» между экономикой и Кремлем?
— Было бы ошибочно преувеличивать те полномочия и административный ресурс, которыми вплоть до недавнего времени обладал Белоусов на посту министра экономического развития — они были скорее формальными, нежели реальными. По сути дела, из всего состава финансово-экономического блока правительства, Минэкономразвития является самым слабым звеном — как с точки зрения располагаемого административного ресурса, так и с точки зрения реальных рычагов макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика страны находится в руках Центрального банка России, а налогово-бюджетная политика полностью контролируется Министерством финансов. При этом ни одно из указанных ведомств, даже с формальной точки зрения — согласно действующему законодательству, не несет ответственности за экономический рост, стимулирование производственной и инвестиционной активности, модернизацию экономики, техническое перевооружение производств и развитие научно-технического потенциала. Зато Минэкономразвития, не обладая никакими реальными полномочиями и инструментами, является единственным министерством в правительстве, которое отвечает за этот самый экономический рост. Именно по этой причине — от безысходности и бессилия, Андрей Белоусов открыто критиковал деятельность Минфина и Банка России, которые своими действиями на протяжении последних двух десятилетий душат отечественную экономику, разрушают остатки производственного и научно-технического потенциала и усиливают деградацию народного хозяйства.
«СП»: — Как вы оцениваете в целом все последние перестановки в финансово-экономическом блоке государственной власти?
— Совершенно очевидно, что назначение Набиуллиной главой Центрального банка, уход Андрея Белоусова на должность помощника президента, и приход Алексея Улюкаева в Минэкономразвития, являются звеньями одной цепи. Это говорит о том, что не смотря на свои патриотические заявления, президент продолжает держаться за команду «младореформаторов», расставляя учеников Гайдара и Анатолия Чубайса на все возможные высокие государственные посты.
Сначала вместо Сергея Игнатьева на пост главы Центробанка была назначена Эльвира Набиуллина — аспирантка Евгения Ясина, помощница Германа Грефа и супруга ректора цитадели либералов — ВШЭ — Ярослава Кузьминова. Затем вместо Белоусова на пост министра экономики назначили Улюкаева, докторская диссертация которого похожа на компиляцию десятка плохо сведенных воедино псевдонаучных статей и беллетристики разных авторов. Всеми этими назначениями президент усиливает влияние либералов во власти, которые жаждут реванша за утрату в 2000-е годы политического влияния и контроля над наиболее лакомыми секторами экономики.
В этой ситуации не позавидуешь замминистра экономики Андрею Клепачу. Потому что, будучи противником и критиком проводимой Банком России и Минфином денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, он практически не имеет шансов остаться на своем посту после прихода «гайдаровца» Улюкаева.
Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости