Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
9 апреля 2009 10:45

«Лада» — в лидерах, автопром — в реанимации

У автогиганта появился шанс первым выйти из комы

4

Французский банк «Сосьете Женераль Восток» предоставит «АвтоВАЗу» кредит на приобретение лицензий компании Renault. Об этом было заявлено в ходе визита на российское автопредприятие официальной делегации Французской республики во главе с государственным секретарем по делам внешней торговли Франции Анн-Мари Идрак.

«АвтоВАЗ» и «Сосьете Женераль Восток» подписали Меморандум, в соответствии с которым стороны договорились о совместной работе по привлечению финансирования для оплаты лицензий Renault на новый автомобиль и производство двигателей.

По лицензии Renault будет выпускаться автомобиль RF-90 — машина В класса на платформе Logan. Срок выхода новой модели запланирован на конец 2011 года. Размер кредита пока не определен, поскольку еще предстоит заключение кредитного соглашения. Однако известно, что стоимость лицензий на автомобиль и производство двигателей составит 220 миллионов евро. Кредит будет выдан на 7 лет, кредитная ставка составит менее 7 процентов.

«Посещение «АвтоВАЗа» произвело на меня сильное впечатление, — сказала после подписания документов Анн-Мари-Идрак. — Это убедило меня в том, что Renault правильно сделало, что инвестировало в «АвтоВАЗ», — резюмировала она.

Рассчитывает на успех этого совместного предприятия и президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин: «Для нас партнерство с Renault является магистральной задачей. Запросы общества состоят в обновлении модельного ряда, и тот курс, который мы взяли с Renault для решения этой задачи, на наш взгляд, должен привести к успеху.

С одной стороны, эти перемены затеяны не в самое лучшее время, которое переживает вся автомобильная промышленность: Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ отметил почти двукратное падение уровня продаж новых легковых автомобилей в России. С другой — важно и то, кто и как сможет подготовиться к моменту выхода из всеобщего кризиса.

Сейчас спад просто катастрофический. По данным Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в марте 2009 года снизились на 47%, или на 119,778 тысяч штук по сравнению с тем же периодом 2008 года. Снижение продаж за первый квартал 2009 года составило 40%, или 260,079 тысяч штук, по сравнению с тем же периодом 2008 года.

Этот результат был вполне предсказуем: еще в феврале, судя по результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян, не имеющих автомобиля, не собирались его покупать в обозримом будущем.

Большинство россиян по-прежнему относятся к пешеходам: автомобиль имеется в 39% российских семей (в т.ч. 2% имеют два или более машин). Из этого огромного числа бесколесных граждан только 8% заявили о намерении приобрести машину в ближайшие 2−3 года, 2% - в течение года, 1% - в течение полугода. И практически никто не собирается приобретать автомобиль в течение ближайшего месяца.

Главная причина, по которой россияне не собираются приобретать автомобиль — отсутствие средств на покупку (47%), чаще это мужчины (50%) и 25−34 летние (60%) Почти каждый третий (31%) заявляет, что не имеет такой потребности — наиболее склонны к такому ответу женщины (33%) и респонденты в возрасте от 60 лет и старше (48%). В качестве других, менее популярных причин, выступают мнение о том, что это опасный вид транспорта (5%), невозможность водить автомобиль по состоянию здоровья (2%), а также ожидание снижения цен (1%).

Но даже те россияне, которые намереваются приобрести автомобиль, чаще всего даже не знают, на какие средства они совершат эту покупку (37%, в 2006 году — только 10%). Почти каждый третий (30%) планирует купить его в кредит (в 2006 г. — в полтора раза больше, 46%). Чаще всего это россияне с доходом от 3 до 5 тыс. рублей на члена семьи (40%). 27% собираются оформить покупку за полный наличный расчет (в 2006 году — 44%). Наиболее склонны к такому ответу респонденты с доходом от 1501 до 3000 на одного члена семьи — 41%). Еще 6% намерены взять деньги в долг у родственников или друзей (в 2006 году такой вариант ответа не предусматривался).

И поэтому Дэвиду Томасу, председателю КА АЕБ, в начале апреля оставалось только констатировать факт: «Первый квартал этого года продемонстрировал нарастающее снижение продаж автомобилей. Причинами серьезного падения рынка стали ограничение доступности кредитных ресурсов, высокие процентные ставки по кредитам, девальвация рубля и повышение таможенных пошлин, в совокупности повлекшие за собой повышение цен, объявленное недавно многими марками».

Как бы ни критиковали кабинет министров, возглавляемый Владимиром Путиным, за неуемное желание спасти российский автопром, и за неумелые действия в этом направлении, но приходится тоже констатировать: меры принятые правительством дали положительный результат: в десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, восемь производятся в России.

Это признал и Комитет автопроизводителей АЕБ, предлагающий расширить объявленные правительством меры, направленные на поддержание покупательского спроса, с тем, чтобы у российского покупателя было больше возможностей по выбору моделей, включая и «чисто импортные», и «чисто местные» автомобили, а также «отверточные» иномарки.

Иными словами, европейцы предлагают все-таки снизить ввозные пошлины на автомобили, произведенные за пределами России.

По данным Комитета, в десятке наиболее продаваемых автомобилей в России в первом квартале 2009 года оказались: LADA Priora — 23,977 тысяч машин (0% роста продаж), LADA Samara — 23449 тысяч машин (-40%), LADA 2105/2107 — 19,162 тысяч машин (-54%), FORD Focus — 17,742 тысяч (-4%), LADA Kalina — 15,208 тысяч (-27%), Renault Logan — 9,668 тысяч (-47%), Chevrolet Lacetti — 8,792 тысяч (-56%), Chevrolet Lanos — 8,199 тысяч (-29%), Mazda3 — 7,933 тысяч (-19%), Toyota Camry — 6,468 тысяч (-11%).

В тот же период в России упали продажи у LADA — на 39%, у Chevrolet — на 48%, у Ford — на 28%, у Nissan — на 40%, у Hyundai — на 51%, у Toyota — на 46%, у Renault — на 38%, у ГАЗа — на 63%, продажи BMW остались на прежнем уровне, продажи CADILLAC выросли на 53%.

Пока же по прогнозу КА АЕБ на 2009 год рынок новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России может упасть до 1,7 миллионов автомобилей.

В целом же, по мнению председателя Комитет автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, «ситуация в России не отличается от общего положения дел на мировом автомобильном рынке». А его заместитель, Мартин Ян считает: «Как следствие повышения таможенных пошлин, высоких процентных ставок по кредитам и девальвации рубля вполне закономерно ожидать дальнейшего роста цен и снижения показателей автомобильного рынка в России в ближайшие месяцы. Однако, мы выражаем надежду на то, что запланированные российским правительством меры, направленные на поддержание автомобильной промышленности в стране, помогут улучшить складывающуюся ситуацию». То есть тоже прозрачно намекает на необходимость отмены ввозных пошлин.

Хотя вряд ли стоит рассчитывать, что до окончания кризиса российское правительство сделает такой шаг. Минпромторг РФ не более оптимистичен, чем выводы КА АЕБ: в 2009 году падение автомобильного рынка ожидается до 60% от показателей прошлого года. Глава этого ведомства, Виктор Христенко заявил: «От дальнейшего падения этот рынок может удержать и удержит только государственная закупка».

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня