Российская инфляция бьет все мировые рекорды, что особенно заметно на фоне замедления роста, и даже снижения цен в странах Европы. Как подсчитал Росстат, в сравнении с декабрем 2012 года, отечественная инфляция по состоянию на конец июля в 14,7 раза превысила среднеевропейскую. При этом с начала года показатель инфляции в России вырос на 4,4%, по сравнению с 0,3% в среднем по странам Евросоюза.
Впрочем, это и не удивительно, ведь в последние месяцы в экономике стран Евросоюза наблюдалась устойчивая рецессия — замедление экономического роста, местами переходящая в стагнацию — его снижение. Поэтому европейские экономисты, в отличие от наших, наоборот ждали инфляции как манны небесной, так как она поможет «остывающему» производству хоть немного вырасти. В июле же, согласно статистическим данным, в большинстве европейских стран наблюдалась дефляция — снижение потребительских цен, тогда как в России, напротив, был зафиксирован резкий рост.
В годовом выражении показатель российской инфляции по итогам полугодия уже достиг 7,1%, и намного превысил 5%-ный рубеж, определенный ему финансовыми властями страны. Правда в середине лета Минэкономразвития выступило с новым прогнозом, по которому инфляция за весь 2013 год должна составить уже около 6%. Но самым оригинальным на фоне скачка инфляции стало выступление новоиспеченного главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, который заявил, что по его прогнозам, уже во втором полугодии текущего года темпы роста потребительских цен заметно снизятся, и это позволит инфляции вернуться в первоначально намеченный диапазон 5%-6%. А в 2014 году, министр экономики и вовсе обещает нам темпы роста потребительских цен всего лишь на 4%-4,5%.
Прокомментировать такие фантастические заявления теоретика Улюкаева «СП» попросила практика — старшего экономиста ИК «Риком-траст» Владислава Жуковского.
— Относиться всерьез к подобного рода заявлениям чиновников в принципе невозможно. Тем более когда подобного рода мысли озвучивает не какой-то чиновник, а министр экономического развития. Совершенно не понятно, за счет чего, и каким образом темпы роста потребительских цен в России должны вдруг снизиться с 7,1% в первом полугодии, до 5%-6% к концу года, а затем даже до 4−4,5% в 2014 году. Нет ни одной более-менее реальной причины для подобного сценария развития событий — маховик инфляции в России раскручивается в силу высокой степени монополизированности экономики и безнаказанного произвола инфраструктурных монополий. Сложно вообразить, по какой причине инфляция должна замедлиться практически в 1,5−2 раза в ближайшие полтора года в условиях, когда тарифы монополий, которые регулируются правительством, а вместе с ними цены на газ, воду, электроэнергию, отопление, ЖКХ, а также пассажирские и грузовые перевозки в среднем растут в 1,5−2 раза быстрее, чем официальные оценки инфляции со стороны Росстата.
«СП»: — Выходит, само правительство, которое на словах борется с инфляцией, на деле разгоняет цены в экономике?
— Именно так и происходит. В результате этого, на протяжении последних лет товары и услуги первой необходимости, на долю которых приходится от 50% до 80% семейных расходов двух третей россиян, ежегодно растут в цене в среднем на 12−15%. Аналогичными темпами дорожают и продукты питания, а следом активно приватизируемая и коммерциализируемая бюджетная сфера провоцирует рост платности базовых социальных услуг — дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, здравоохранения, мероприятий культуры и отдыха. Конечно, в такой ситуации инфляцию действительно можно снизить до 4−4,5% и даже умудриться сделать это весьма оперативно, то есть — к концу 2014 года. Только сделать это можно лишь на бумаге, при помощи статистических манипуляций и изменения состава (в том числе удельных весов) потребительской корзины товаров и услуг. Однако никакого отношения к жизни подавляющей части россиян эти «статистические инновации» иметь не будут. Реальные темпы роста цен для 70% россиян с доходами менее 24 тыс. рублей как находились в диапазоне 12−15%, так там и останутся.
«СП»: — И Минэкономразвития, озвучивая свои чисто теоретические прогнозы, ничего с этим делать на практике не собирается?
— Мало того, оно решило снять с себя ответственность за это. Недавно произошло знаковое событие, которое является большой редкостью для системы государственного управления в России. Впервые за долгие годы, если не за все двадцатилетие «рыночных реформ» в стране, высокопоставленный чиновник в ранге руководителя федерального министерства, по собственной инициативе и без настоятельных рекомендаций «сверху», решил сократить сферу компетенции вверенного ему ведомства и лишить себя части полномочий. Именно это и сделал Алексей Улюкаев, возглавив Министерство экономического развития России. Он предложил избавить министерство, а заодно и себя самого от главной головной боли, которая мешала жить всем его приемникам и вызывала особенно сильное беспокойство у бывшего министра Андрея Белоусова — от тарифной политики и регулирования естественных монополий.
«СП»: — То есть, Улюкаев, как Понтий Пилат, заявил, что умывает руки в борьбе с монополиями?
— И это не удивительно, ведь именно система естественных и инфраструктурных монополий является одной из самых коррупциогенных и криминализированных секторов российской экономики, в которой как ни в одной другой отрасли, срослись коммерческие интересы чиновников, крупного капитала и криминальных структур. Даже Андрей Белоусов — который был первым профессиональным макроэкономистом на посту министра экономического развития за последние 12 лет — не смог протащить через кабинет министров идею обуздания аппетитов российских монополий, и наступить на карман нашим «национальным достояниям». И сегодня «Газпром», РЖД, «Транснефть», а также энергетики и коммунальные службы по-прежнему остаются «кастой неприкасаемых», которые, обладая колоссальной поддержкой в самых высоких кабинетах власти и административным ресурсом, на протяжении последних лет под надуманные рассуждения о необходимости расширения капитальных затрат повышают тарифы на свои услуги на 15−20% ежегодно. Судя по всему, Улюкаев решил пойти по пути наименьшего сопротивления, и просто-напросто захотел снять с себя обузу по наведению порядка в системе естественных монополий.
«СП»: — Каковы будут результаты подобного отказа от регулирования монополий?
— Здесь возникает два основных вопроса к Улюкаеву. Во-первых, о каком развитии российской экономики и исполнении «майских указов» президента Путина, о какой индустриализации экономики и модернизации ее инфраструктуры может идти речь в ситуации, когда профильное министерство отказывается наводить порядок в системе инфраструктурных монополий. А во-вторых, эта инициатива совершенно не вяжется с обещаниями Улюкаева снизить инфляцию с 7,1% в январе-июле 2013 года, до 6% к концу текущего года, и 4−4,5% в 2014 году. Абсолютно непонятно, каким образом вообще можно обуздать стремительный рост стоимости жизни, который больнее всего бьет по малоимущим категориям российских граждан, в ситуации, когда Министерство экономического развития намерено отказаться даже от самой попытки обуздать аппетиты естественных монополий, и если не снизить тарифы в регулируемых отраслях, то хотя бы «заморозить» их.
«СП»: — Видимо, Улюкаев опасается агрессивной реакции монополистов на попытку умерить их аппетиты?
— Естественно, он не хочет портить с ними отношения. Ведь еще свежа в памяти реакция российских монополистов на недавнюю инициативу правительства заморозить на 3−5 лет тарифы на их услуги для населения и промышленных предприятий. Тогда «Газпром», захлебывающийся от притока нефтедолларов, и занявший первое место в мире по размеру чистой прибыли, в ответ на попытку снизить темпы роста цен на газ для промышленных предприятий с 15 до 5%, а для энергетиков с 10 до 6%, занялся откровенным шантажом правительства, пообещав заморозить разработку крупнейших месторождений углеводородного топлива на Арктическом шельфе и остановить газификацию регионов. А госмонополия РЖД, в ответ на попытку притормозить темпы роста цен на грузовые перевозки, потребовала увеличить размеры прямой адресной поддержки из федерального бюджета до 55 млрд рублей. В противном случае РЖД пообещала повысить тарифы на пассажирские перевозки или свернуть большинство инвестиционных программ.
«СП»: — Значит, ожидать снижения темпов роста инфляции в России в ближайшее время не стоит?
— Как бы там ни было, в прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года четко сказано, что за 17 лет цены на газ для населения вырастут в 5 раз, а на электроэнергию — в 4,5 раза. Вместо того, чтобы поддержать Счетную Палату России в ее инициативе, и потребовать от монополистов раскрытия структуры себестоимости оказываемых услуг и инвестиционных тарифов (ростом которых в большинстве случаев обосновывается повышение цен на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ, транспортные перевозки и так далее), обеспечить полную финансово-экономическую прозрачность, без которой в принципе не мыслимы ни модернизация, ни инновации, ни развитие научно-технического потенциала, Улюкаев поспешил избавить себя от лишней обузы. И с точки зрения психологии государственного чиновника это вполне объяснимо — никто не хочет заниматься решением действительно сложных задач. Гораздо проще и приятней абстрактно рассуждать о «необходимости улучшения инвестиционного климата», о «привлечении иностранного капитала», да писать пространные программы социально-экономического развития России в духе первой половины 1990-х годов.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Астафьев