Татьяна Голикова имеет все шансы в октябре этого года стать новым главой Счетной палаты. В этот четверг президент страны внес представление в нижнюю палату парламента на назначение помощника президента Татьяны Голиковой на должность председателя палаты.
В июле этого года Совет Госдумы утвердил три кандидатуры на пост главы Счетной палаты: помощника президента Татьяну Голикову, действующего председателя контрольного ведомства Сергея Степашина и главу думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова. Теперь Кремль сделал свой выбор.
По информации руководителя аппарата Счетной палаты Сергея Шахрая, одновременно с нынешним руководителем Сергеем Степашиным уходят четыре аудитора вместе со своими командами инспекторов. В статье 7 закона «О Счетной палате» говорится, что «Председатель Счетной палаты назначается Государственной думой на должность сроком на 6 лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд». Сергей Степашин занимает пост главы ведомства с 2000 года, поэтому максимально допустимый по новому закону 12-летний срок пребывания на должности у него вышел. Уходящие с ним аудиторы также выработали 12-летний срок.
В прежнем составе Счетная палата доработает до 1 октября этого года. К этому сроку будет сделано заключение по исполнению федерального бюджета, которое Сергей Степашин представит Государственной думе перед уходом с поста.
Счетной палате уже приписывают новый функции при новом руководстве, впредь она будет заниматься не только проверка расходования государственных денег, но также будет делать экспертные заключения в отношении перспективности и рентабельности экономических проектов федерального правительства.
«СП» обратилась к ряду экспертов с просьбой прокомментировать предстоящее назначение Татьяны Голиковой главой Счетной палаты.
Директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
— Я думаю, что Голикова займет этот пост — все выдвигаемые Кремлем кандидатуры в последнее время получают одобрение в Госдуме и благополучно получают свои кресла. При новом руководителе Счетная палата вряд ли будет играть ту же роль, что и при Сергее Степашине. Четко контролируя неэффективность государственных расходов, проверяя их целевое использование, отсекая сомнительные проекты, этот орган хорошо противостоял неолиберальной политике нашего правительства. Таких независимых от правительства действий Счетной палаты при Голиковой уже не будет.
В лучшем случае, все сведется к механическому подсчету результатов стандартных проверок. В худшем случае, и этот подсчет не всегда будет осуществляться. В результате этой кадровой операции правительство значительно усиливает свой контроль над Счетной палатой, которая по смыслу своей деятельности должна быть отдельным независимым органом. Это неизбежно выльется в то, что кабинет министров станет еще более бесконтролен перед обществом. Других инструментов контролировать и корректировать политику правительства у общества нет.
Первый зампред комитета по образованию Госдумы (фракция КПРФ) Олег Смолин:
— Профессиональные качества Татьяны Алексеевны не вызывают ни малейших сомнений, однако на месте президента из трех утвержденных Советом Госдумы кандидатур я бы однозначно выбрал и оставил на должности Сергея Степашина. Почему он был в этом списке, несмотря на истекшие два срока нахождения на должности? Дело в том, что закон, ограничивающий работу главы Счетной палаты максимум двумя 6-летними сроками, был принят уже после того, как Степашин занял этот пост. Поэтому юридически можно было бы при желании начать отсчет со времени после вступления этого закона в силу. И у президента страны реально был этот выбор, но он решил иначе.
При Сергее Степашине Счетная палат была реально независимым органом, и она неоднократно это доказывала. Я, например, прекрасно помню, как он с думской трибуны заявил, что пора перестать использовать силовиков для решения экономических конфликтов, поскольку в правовом государстве это в принципе недопустимо. Казалось бы это простая понятная вещь, но для нашей страны это очень актуальный вопрос, болезненный. Я подошел после этих слов пожал ему руку, он сказал: «Ну что ты!». Однако для того, чтобы отстоять такие простые вещи, в политике иногда нужно очень большое настоящее мужество. Вот я не уверен, что у нового руководителя будет такое же желание отстаивать независимость Счетной палаты. Но дай Бог, чтобы я ошибся!
Реально в нынешней ситуации фракция КПРФ в Госдуме не сможет как-то предлагать или отстаивать свою кандидатуру на пост главы Счетной палаты, но, чтобы поддержать высокий профессиональный уровень и принципиальную позицию этого органа мы предлагаем на должность аудитора члена нашей фракции, первого заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Сергея Штогрина. Это наиболее профессиональный в экономических вопросах, в области финансовых схем эксперт во всей Государственной Думе, и он не раз доказал свою принципиальность и порядочность.
Юрий Болдырев, заместитель председателя Счётной палаты Российской Федерации с 1995 по 2001:
— На практике Счетная палата кастрирована уже давно: и кадрово, и институционально — ведь назначение ее председателя на должность зависит от тех должностных лиц, которых этот орган призван контролировать.
Если последовательно сравнить назначение на должность трех председателей палаты: Кармонова, Степашина и Голикову, то, на мой взгляд, замена Кармонова на Степашина была трагедией. А вот замена Степашина на Голикову — не велика разница.
Но тут очень важно другое. С учетом двусмысленной и однозначной воспринимаемой репутацией Голиковой, ее назначение на руководство главным контролирующим органом страны — это очень циничный сигнал правительства народу: «Я над вами издевался, издеваюсь, и буду издеваться, как хочу!»
«СП»: — Вы имеете в виду под репутацией многочисленные слухи о коррупции в медучреждениях при госзакупках медицинского оборудования или чрезмерно активное продвижение противогриппозного препарата «Арбидол» (чья эффективность вызывает сомнение) во времена, когда Голикова была министром здравоохранения?
— Я не хочу сейчас углубляться в разные мелочи. Принципиально важно одно: вся совокупность информации, которая мне известна о Татьяне Голиковой, позволяет воспринимать ее пребывание в кресле главного контролера только как форменное издевательство.
Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости