Скандальная ситуация в Челябинске получила широкую огласку в российской печати после совещания на Дальнем Востоке, куда президент Владимир Путин прибыл, чтобы обсудить последствия наводнения в регионе. На совещание был вызван и губернатор Челябинской области Михаил Юревич, как глава региона, который тоже пострадал от наводнения. Однако в ходе встречи Путин обратился к Юревичу с неожиданным вопросом «не в тему»: «Кстати, что у вас там с Электрометаллургическим комбинатом, что там происходит?»
«В принципе комбинат работает нормально. Вопросов переноса этого завода не стояло, хотя аналогичные заводы, конечно, во всем мире вынесены из центра крупных городов, но запах очень неприятный, население возмущено», — охотно доложил Юревич.
После чего президент уточнил: «Технадзор проводил, по-моему, там работу и пришел к выводу, что у них в норме все, в том числе и с выбросами».
Глава Челябинской области начал было отвечать: «Мы считаем, что эта работа…»
Но Путин не дал губернатору закончить речь: «Нет, вы считайте как угодно, но нужно руководствоваться соответствующими правилами и общепризнанными нормами. Хорошо? Потом отдельно мне расскажете. Ну ладно, это к сегодняшней теме отношения не имеет». На этом разговор о ЧЭМК на совещании был окончен, но тема получила продолжение в печати по всей стране. В связи с этим, давайте разберемся, о чем идет речь…
«Экологическая метла» власти
Нынешним летом министерство радиационной и экологической безопасности области назвало Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) «самой главной экологической проблемой Челябинска». «Жалобы на выбросы этого предприятия идут постоянно, но особенно с наступлением лета и жарких дней. В этом году происходит то же самое», — заявил областной министр экологии Александр Галичин.
Здесь стоит пояснить, что ЧЭМК — самый крупный производитель ферросплавов в России, и один из крупнейших в мире. В прошедшем году на комбинате было произведено свыше 700 тыс. тонн ферросплавов различных марок, и около 45 тыс. тонн электродной продукции. Потребители ЧЭМК — все металлургические производства России, от крупнейших областных комбинатов в Магнитогорске и Нижнем Тагиле, до небольших литейных цехов в различных российских городах. При этом только 20% ферросплавов ЧЭМК поставляется на внутренний рынок, а остальное идет на экспорт — в страны дальнего и ближнего зарубежья. То есть, комбинат вносит существенный вклад в бюджет не только Челябинской области, но и всей страны. Конечно, это вовсе не значит, что ЧЭМК позволено загрязнять воздух в городе.
«Мы не говорим, что у нас все хорошо, но утверждаем, что не нужно вешать на ЧЭМК ярлык «главного загрязнителя» Челябинска, — комментирует ситуацию гендиректор ЧЭМК Павел Ходоровский. — По показателю объема промышленных выбросов ЧЭМК значительно уступает нашим коллегам-металлургам из группы предприятий «Мечела», автомобильному транспорту и электростанциям «Фортума». А во-вторых, мы просим президента страны, федеральные надзорные ведомства и губернатора обратить внимание на ту экологическую программу, которая реализуется на ЧЭМК в последние годы. Сегодня все наши печи оснащены современными
газоочистками, что позволило снизить вредные выбросы в атмосферу в 2,5 раза".
И действительно, проверка Росприроднадзора, о которой упоминал Путин, выявила, что выбросы комбината в атмосферу не превышают норм предельно допустимой концентрации, установленных российским законодательством. Однако, данным экспертов Росприроднадзора, в последние три года в Челябинске действительно происходит увеличение выбросов вредных веществ, но это произошло вовсе не по вине ЧЭМК, а за счет двух других городских предприятий — «Мечел» и ЧМК. В 2012 году два этих завода выбросили в атмосферу более 92 тыс. тонн вредных веществ, и еще около 22 тыс. тонн пришлось на долю электростанций «Фортума». И на фоне этого, выбросы в 9 тыс. тонн от ЧЭМК вовсе кажутся «главной экологической проблемой Челябинска». К тому же, комбинат инвестировал в природоохранные меры более 8,5 млрд рублей, и вложит еще 5 млрд до 2015 года.
При этом, по итогам проверки городских предприятий Росприроднадзор отметил, что ЧЭМК уже добился значительных успехов в борьбе за экологию, снизив за последние десять лет количество вредных выбросов более чем вдвое. На всех печах ЧЭМК были построены и запущены в эксплуатацию газоочистные сооружения, улавливающие вредные частицы с помощью инновационных иностранных технологий. А все нарушения, которые заметили специалисты надзорного ведомства, касались не выбросов, а проблем со складированием промышленных отходов комбината. Однако после замечаний Росприроднадзора, все промышленные отходы больше не вывозятся на свалку шлакоотвалов, а идут в промышленное производство, сообщили на ЧЭМК. Поэтому свалка шлаков, которые копились с 1931 года, постепенно исчезнет.
Впрочем, скандалы с выбросами ЧЭМК возникают регулярно, уже не первый год. Однако накануне совещания с Путиным, областные власти выступили с инициативой вынести промышленное предприятие за пределы Челябинска. Руководство завода увидело в этом попытку чиновников областного правительства заполучить городскую территорию ЧЭМК, которая составляет около 400 га. А челябинские правозащитники неожиданно встали на сторону комбината, и предположили, что вся шумиха вокруг ЧЭМК вызвана вовсе не экологическими, а политическими причинами.
«К борьбе за экологию эта возня не имеет никакого отношения, — заявил правозащитник Алексей Табалов в своем блоге — Никто из администрации области даже и не думает об экологических вопросах, иначе бы не допустили, например, строительство Томинского и Михеевского ГОКов, и варварскую вырубку деревьев в самом Челябинске, о котором вдруг чиновники и общественники от власти так сильно стали переживать. На самом деле все это лишь попытки побольнее и посильнее вставить иголки под ногти владельцу ЧЭМК Александру Аристову, которого с чего-то очень сильно боится Михаил Юревич».
К тому же, по мнению Табалова, никаких практических результатов от этого не будет — ЧЭМК останется стоять на своем месте, поскольку реальных намерений по его переносу областные власти не имеют. «Надеюсь, многие понимают, что только одним лишь механическим переносом одного промышленного объекта экологию не улучшишь, — продолжает правозащитник. — Ну, будет ЧЭМК дымить не в самом Челябинске, а в Копейске. Что изменится? В Челябинске станет дышать, возможно, чуть-чуть легче, но ведь остаются еще и цинковый завод, и ЧМК, и трубопрокатный. Зато в Копейске жить станет невозможно — уже сейчас его жители встревожились от подобных перспектив».
По его мнению, вопрос должен стоять не просто в физическом переносе одного «грязного завода» с места на место, а в одновременной модернизации всех городских предприятий, с применением самых современных систем очистки. Но это стоит дорого, и будет ли платить за это город или область? Скорее всего нет, потому что в условиях, когда дефицит областного бюджета превышает 17 млрд рублей, у Юревича просто не будет на это денег. А собственники челябинских предприятий — «Мечела», ЧМК и ЧЭМК — в одиночку этим заниматься не смогут потому, что в условиях мировой экономической стагнации несут большие убытки от падения спроса на свою продукцию. Стало быть, нужна целая комплексная государственная программа по стимулированию и софинансированию модернизации производств, и не только в Челябинске, а по всей России. Именно так, нужно ставить эту проблему, а не мести «экологической метлой» из города ведущее предприятие.
Выброс мусора из избы
Тему изгнания из Челябинска «грязного» производства ЧЭМК поднял назначенный губернатором омбудсмен Алексей Севастьянов. «Предприятия черной металлургии можно и нужно выносить за черту города. А удобное место близко к центру города могут занять офисные центры или другие промышленные предприятия, не такие вредные, как металлургические заводы», — заявил он в интервью на радио «Эхо Москвы». Следом за ним высказался и еще один губернаторский назначенец — начальник главного управления по труду и занятости Челябинской области Владислав Смирнов. «Переезд столь крупного актива за пределы Челябинска скорее поспособствует стабилизации рынка труда в челябинской агломерации. Нужно поднять земельный налог и прочие платежи для вредных предприятий, после чего им станет просто невыгодно оставаться в городе», — заявил чиновник.
Тем временем, по версии политолога, директора консалтинговой компании «Экспертный совет» Александра Подопригора, которую озвучил челябинский бизнес-портал «Деловой квартал», именно поднятая местной властью тема переноса ЧЭМК вызвала такую резкую реакцию Путина. И губернатора Юревича специально вызвали в Хабаровск, чтобы президент мог сделать ему «публичную выволочку, впервые продемонстрировав свое резко отрицательное отношение к политической деятельности Юревича», считает эксперт.
Ведь процесс переноса ЧЭМК означает фактическую остановку предприятия, в результате чего без работы останутся 10 тыс. электрометаллургов, а их семьи лишатся источника существования. Кроме того, будет практически парализована работа тысяч смежных организаций — транспортников, энергетиков, железнодорожников, строителей, которые тесно завязаны в партнерских отношениях с ЧЭМК. А металлургические предприятия страны будут вынуждены закупать ферросплавы за рубежом, что станет сильным ударом по независимости российской экономики и обороноспособности страны.
И если ЧЭМК остановится, то кто тогда восполнит потерю доходов государства от налогов предприятия? В 2012 году ЧЭМК перечислил в бюджеты всех уровней более 1,7 млрд рублей налогов, только в областной бюджет пошло 560 млн рублей, а сумма выплат в государственные внебюджетные фонды составила 1,06 млрд рублей. К тому же, сейчас ЧЭМК в полном объеме выполняет социальные обязательства перед горожанами: содержит на свои деньги один из лучших на Южном Урале детский оздоровительный лагерь на озере Акакуль, Дворец культуры, Дворец спорта, плавательный бассейн, профилакторий и другие городские объекты. Потянет ли все это дефицитный городской бюджет?
За последнее десятилетие, даже во время мирового кризиса 2008−2009 годов, на ЧЭМК не было зафиксировано ни одного факта сокращения штатов или массовых увольнений сотрудников. Трудящимся предоставляются льготные ипотечные кредиты, молодым специалистам за счет комбината покупаются квартиры, работает целый комплекс образовательных программ для сотрудников. Средняя зарплата электрометаллургов довольно высокая для Южного Урала — 28 тыс. рублей, она выплачивается без задержек и в полном объеме.
Но даже если все разговоры о переносе и остановке ЧЭМК окажутся блефом областных властей, то стоило ли «выносить мусор избы»? Ведь поднятый в российской печати шум уже нанес непоправимый ущерб по инвестиционному имиджу Челябинской области. Деньги инвесторов любят тишину, и если местные власти так относятся к бизнесу, то кто теперь рискнет открыть там какое-то новое производство?
Сейчас дефицит бюджета Челябинской области пугающе растет, по последним данным он уже достиг 17 миллиардов 117,2 миллиона рублей. «Дефицит на самом предельном уровне, дальше его увеличение невозможно, — заявил в печати спикер областного Законодательного Собрания Владимир Мякуш. — Мы дали рекомендации представителям исполнительной власти, и я думаю, что меры, которые будут приняты, позволят к концу года сократить сумму дефицита». Но кто наполнит бюджет региона, если его исполнительная власть сама себе создает проблемы?