Французские рыбаки, требующие от властей увеличения квот на лов рыбы, заблокировали основные порты северной части страны и движение паромов в этой акватории. Тысячи туристов и сотни перевозчиков не могут переправиться через Ла-Манш из-за блокады. Рыбаки не подчинились требованиям властей прекратить блокаду под угрозой юридических санкций, в том числе штрафов, за подобные несанкционированные акции.
Своими судами французские рыбаки заблокировали крупнейшие гавани на севере страны.
Из-за акции этой протеста французских рыбаков с обеих сторон Ла-Манша — во Франции и Великобритании — уже скопились тысячи людей и сотни машин. Но в ближайшее время к акции могут присоединиться еще и железнодорожники, обеспечивающие движение поездов в Евротоннеле под проливом.
Блокада французских портов в Булони и Па-де-Кале проходит организованно и продуманно: французские рыбаки не просто выстроили здесь свои суда, но и полностью перекрыли движение, протянув под водой тросы. На другом берегу, в Великобритании, на трассе M20 в графстве Кент образовалась гигантская пробка из грузовиков, направляющихся в Дувр.
Французские и английские перевозчики, совершавшие по нескольку ежедневных рейсов через пролив, оказались в огромном убытке. Так, например, компания P & O Ferries отменила 17 рейсов из 34 после того, как вчера в три часа дня по местному времени был заблокирован порт Кале, причем два ее парома находятся в море, а еще четыре простаивают в Дувре. Компания Sea France, которая совершала 20 ежедневных рейсов через Ла-Манш, также была вынуждена остановить работу.
Патрик Хэзенбрюк, представитель «Всеобщей конфедерации труда», одного из крупнейших профсоюзов Франции, заявил, что забастовка может продлиться не один день и даже месяц — «до тех пор, пока президент и Европарламент не обратят внимание на проблему».
По другую сторону Ла-Манша проблему, естественно, видят совсем в другом свете: «Английские рыбаки имеют столько же оснований для недовольства, сколько и французские, ведь рыболовные квоты разоряют мелкий бизнес не только во Франции. Однако каждый раз когда этот вопрос обсуждает Европарламент, именно правительство Николя Саркози оказывается против изменений», — возмущен Ричард Эшворт, член Европарламента от юго-восточной Англии.
Кстати, в странах восточной Европы тоже много недовольных жесткими экономическими ограничениями, которые вводит ЕС для сохранения окружающей среды. Политики этих стран намерены также жестко отстаивать интересы своих избирателей. «Наш крестьянин и рыбак — ближе французских. Пусть даже поссоримся со Старым Светом!», — заявил кандидат в депутаты Европейского парламента («Центр согласия») от Латвии Николай Кабанов,
Эта акция началась 7 апреля, когда входы в несколько французских портов были заблокированы рыбаками, занимающимися ловлей тунца, в знак протеста против введения Евросоюзом новых мер, направленных на усиление надзора за частными рыболовными судами. Рыбаки создали препятствие для входа судов в порты Марселя и Ла-Сьоты на южном побережье Франции и в два порта на острове Корсика. Тогда из-за действий рыбаков в порт Марселя не смогли попасть прогулочное судно и два парома — они были вынуждены отправиться в порт города Тулон.
Напомним, с начала 2009 года во Франции прошло уже две всеобщих забастовки. К первой, состоявшейся 29 января, примкнули практически все крупные профсоюзы. Число участников достигало 1 миллиона человек. В результате акции правительство согласилось выделить 2,4 миллиарда евро в поддержку экономики. Однако этого оказалось недостаточно, и через месяц в стране началась забастовка работников транспортной отрасли.
Французские рыбаки решились на блокаду морских путей после того, как власти стали применять санкции в соответствии с вступившие в силу феврале ограничения на вылов тунца, введенные Евросоюзом.
Вчера министр сельского хозяйства и рыболовства Мишель Барнье на встрече с представителями профсоюзов пообещал государственную поддержку отрасли. Власти Франции предложили бастующим рыбакам четыре миллиона евро в качестве компенсации. Но с условием, что ситуация с квотами Евросоюза на рыбную ловлю останется без изменений. Мишель Барнье напомнил, что квоты на лов рыбы определены в рамках Евросоюза и каждая страна в отдельности не вправе их изменить. Рыбаков не удовлетворила такая аргументация. Протестующие утверждали, что французские суда уже выбрали квоты на лов, в частности, морского языка и пикшы, а власти намерены «подорвать частный лов», отдавая приоритет соглашениям с другими государствами. Несмотря на грозящие им санкции, французские рыбаки завили о намерении продолжить блокады портов северного побережья Франции.
Такая блокада парализовала паромное сообщение между Францией и Великобританией, и многие пассажиры решили воспользоваться железнодорожным транспортом. Однако профсоюзы объявили о готовности блокировать движение по туннелю под Ла-Маншем в знак солидарности с протестующими рыбаками.
По мнению Жака Биго, секретаря подразделения профсоюза Французская федерация христианских трудящихся (CFTC), защищающего интересы моряков и рыбаков, к участникам акции протеста могут присоединиться порты Дьепп и Гавр и даже Шербур.
Этим событиям предшествовала другая громкая акция — в ноябре прошлого года активисты «Гринписа» завалили сырой рыбой площадь перед зданием Министерства сельского хозяйства Франции в Париже, требуя от правительства прекратить ловлю голубого тунца.
В «Гринписе» до сих пор уверены, что пять тонн тунца под окнами министерства и плакат с надписью «Голубой тунец: прекратите ловлю» заставили правительство остановить отлов этой рыбы французскими рыбаками, которая идет почти исключительно на японский рынок, где из него готовят суши. По данным экологов, средний объем улова в 2007 году оценивается в 60 тысяч тонн. Это вдвое превышает объем, разрешенный Евросоюзом, и в четыре раза — рекомендованный учеными.
В то же время, как заявил активист «Гринписа» Филипп Лянсак, запасы тунца в Средиземноморье за последние 20 лет уменьшились на 80%. Чтобы спасти этот вид рыбы от исчезновения, представители 45 стран даже создали Международную комиссию сохранения атлантического тунца (ICCAT).
В результате ICCAT приняла решение: ловля красного тунца в Средиземном море и Атлантике за два года будет сокращена на 30%. В прошлом году квота на ловлю этого вида рыба составила 28 500 тонн, в 2009 она сокращена до 22 тысяч тонн, в 2010 году уменьшится до 19 950 тонн, подтвердили представители Еврокомиссии, выступавшие на конференции от лица Евросоюза.
Однако профсоюзы рыбаков продолжали жестко критиковать это решение, поскольку красный тунец, относящийся к морепродуктам класса «люкс», составляет значительную долю их прибыли. И решились на крайние меры — заблокировали Ла-Манш.
Справка.
Существует два самых распространенных вида тунца — с голубыми плавниками blue fin tun и тунец-желтохвостик yellow tail tuna. Из них Blue fin tuna — самый крупный из всего семейства. У него голубые плавники и красное мясо (поэтому в разговорной речи часто варьируется его названии «голубой"-"красный»). Он не размножается в неволе, в искусственных условиях. Уже тысячу лет тунца ловят в Атлантическом океане от Исландии до Мексики, в Тихом океане, в Средиземном море. Угроза его существованию возникла начиная с семидесятых годов прошлого века, когда во всем мире в моду вошла японская кухня. Возросший спрос на суши привел к резкому снижению численности тунца, особенно голубого — самого лучшего. Европейские экологи считают, что этот вид рыбы может в ближайшее время исчезнуть совсем, если его ловля не будет запрещена полностью, без квот и других оговорок.
Фото [*]