Международный профсоюз пилотов SkyTeam Pilots Association неожиданно встал на защиту российских пилотов авиакомпании «Аэрофлот». На совместной пресс-конференции выяснялось, что командиры воздушных судов и их помощники недовольны зарплатами и объёмом работы, который им приходится выполнять. Известный политолог, генеральный директор Центра Политической Информации Алексей Мухин в своей статье в «Независимой газете» пишет о сложившейся в «Аэрофлоте» ситуации.
Недовольство командиров воздушных судов, по меньшей мере, непонятно, ведь пилоты гражданской авиации зарабатывают на уровне или даже больше своих иностранных коллег, — пишет Мухин. Существующее российское трудовое законодательство крайне лояльно по отношению к летному составу, поясняет эксперт. Например, использование иностранных пилотов на гражданских, регулярных и чартерных рейсах запрещено. Таким образом, на рынке труда почти полностью устраняется конкуренция. Ситуацию усугубляет и то, что российские ВУЗы не справляются с подготовкой высококвалифицированных кадров — авиакомпаниям приходится доучивать выпускников за свой счёт. Не боясь потерять своё место, пилоты-россияне довольно часто ставят работодателям жесткие условия, выводя их на серьезные расходы по заработной плате.
«По нашим оценочным данным, речь идет о суммах от 80 тыс.руб. в месяц для технического персонала до 300−500 тыс. руб. в месяц для пилотов, — конкретизирует Мухин. — Причем отметим, что эти средства облагаются минимальным по российскому законодательству налогом (13%) и, по сути, вполне могут служить предметом зависти для иностранных коллег, для которых налоговая ставка значительно выше — от 30 до 50%».
В результате, командиры лайнеров, вторые пилоты
Рейтинг Центра политической информации подтверждает, что пилоты гражданской авиации по уровню зарплат превзошли даже пресловутую «нефтянку». Если специалист среднего звена нефтегазовой промышленности получает зарплату от 150 тысяч руб. в месяц, то пилот — от 300−500 тысяч. Даже модные маркетологи и программисты получают 100−150 тыс руб. в месяц соответственно. Врач частной практики, чаще всего, стоматолог — от 100 тысяч руб. При этом зарплаты большинства из этих специалистов в 2−3 раза ниже зарплат их коллег в Европе и США, а вот российские пилоты получают столько же, сколько и американцы, а порой, даже больше.
Таким образом, у пилотов в России самое выгодное положение, в народе им даже дали прозвище «летающие олигархи». Имея благоприятные условия труда, они могут получать до полмиллиона рублей, и при этом не бояться потерять своё рабочее место. Для командиров воздушных судов это, несомненно, хорошо, но вот только не стоит забывать, что высокие зарплаты пилотов закладываются, в том числе, в стоимость авиабилета, что бьёт по карману простого пассажира, да и вообще тормозит развитие гражданской авиации в России: на сэкономленные деньги, например, можно было бы закупить новые самолёты или отремонтировать аэродромы. Кроме того, с такими высокими зарплатами невозможно создавать лоукост компании, в то время как в Европе дискаунтеры работают уже давно.
Почему же иностранный профсоюз вмешивается в работу стратегической отрасли, каковой является авиация, — недоумевает Мухин. Возможно, в SkyTeam Association просто не поняли, что их русские коллеги под видом обсуждения безопасности полётов требуют у руководства «Аэрофлота» повышения зарплаты.