
В итоге: 49 исковых заявлений, 219 выговоров, административные взыскания и даже уголовные дела. На фоне этого — результаты опроса, проведенного Институтом современного государственного развития, согласно которому проблемы ЖКХ вновь признаны самыми острыми в стране. Губернатор ХМАО Наталья Комарова планирует справиться с ними при помощи 130 млрд рублей — именно столько заложено в окружном проекте развития комплекса до 2020 года. Только откуда их взять, если дефицит югорского бюджета составил в этом году порядка 22 млрд, а в ближайшие годы увеличится до 57 млрд? Впрочем, даже если деньги будут найдены, на что они пойдут в действительности, совершенно неясно, ведь предыдущие проекты Комарова не реализовала даже на треть.
Ситуацию, когда муниципальные службы вынуждены готовиться к суровой русской зиме буквально из-под прокурорской палки, здоровой назвать сложно. Но в Югре сейчас именно так и происходит. В связи с задолженностью организаций ЖКХ местная прокуратура вынесла предостережение главе Кондинского района Михаилу Шишкину, а губернатору Наталье Комаровой было направлена информация о возможном срыве отопительного сезона. Ведь еще в конце сентября без тепла находились даже объекты, классифицированные как обеспечивающие безопасность государства. Например, военкомат в поселке Березово.
Что говорить о простых людях? 83-летняя пенсионерка-инвалид Виктория Краснобаева, проживающая на улице Островского в Ханты-Мансийске, отчаялась настолько, что обратилась в местные СМИ с жалобой. В ее квартире — жуткий холод. Батареи не топят, по ночам на улице — ниже нуля. Живет она одна, а единственный помощник — сосед-слесарь, умер год назад. В диспетчерской ЖКХ о проблеме с подачей тепла знали, но вот решать ее — не торопились.
Это — лишь несколько из более чем тысячи нарушений за последние два года, выявленных прокуратурой ХМАО в ходе проверки. Ситуация с ЖКХ в округе, считающимся одним из самых благополучных в стране, на удивления неблагополучна. В период за 2012−2013 годы к разной степени ответственности было привлечено 555 человек и возбуждено 5 уголовных дел. Какие-то проблемы удается решать оперативно. Так, в сентябре в прокуратуру Когалыма поступила жалоба на товарищество собственников жилья «Молодежное-1», созданное, собственно, без согласия и даже ведома этих самых собственников. Но есть и другие проблемы, решать которые никто не торопится.
Некоторые публичные высказывания губернатора ХМАО Натальи Комаровой на первый взгляд вселяют надежду. Так, она считает, что перекладывать цену коммунальных преобразований на тариф для населения социально безответственно и непродуктивно с точки зрения экономических процессов.
«В условиях тарифного изобилия инициатива что-то улучшать в своей работе сводится, безусловно, к нулю», — заявила она на заседании Совета по развитию местного самоуправления в июле.
В качестве подтверждения Комарова привела наглядную статистику. В 2012 году при умеренном росте тарифов до 2,5% убытки предприятий составили порядка 840 млн рублей. Но в 2011 году эта сумма была выше почти на 200 млн при росте тарифов по отдельным услугам до 13,8%. То есть тенденция налицо — когда ниже тарифы, ниже и убытки предприятий.
Однако слова Комаровой, похоже, были произнесены только для того, чтобы произвести эффект перед журналистами. В 2013 году цены по округу все равно поднимутся на 6%. Низкое качество услуг не только в расчет не берется, но вскоре и вовсе будет компенсироваться самими жителями. Известно, что с 2014 года все собственники помещений в многоквартирных жилых домах будут платить взносы на капитальный ремонт общедомового имущества. С одной стороны, происходить это будет по всей стране, не только в ХМАО, однако именно в округе Комаровой критически высокий уровень аварийного жилья. В Югре проблемный жилфонд достигает 7%, что значительно выше среднероссийского показателя 3,2%; официально аварийными признаны 200 местных многоквартирных домов. При этом, поскольку жилье общее, платить за капремонт будут все, в том числе пенсионеры, для которых даже 300−600 рублей — сумма неподъемная. Особенно в регионе, где обычная гречка стоит от 140 рублей, а пакет молока — 60 рублей.
Еще меньше повезло 27 тысячам жителей, десятилетиями ютящимся в бараках-балках. Всего по округу таких установлено 10 тыс. еще с середины прошлого века. В крохотных, промерзших халупах могут проживать до десяти человек. Социально эти люди ничем и никем не защищены. Там нет ни товариществ собственников жилья, ни управляющих компаний. А потому ресурсоснабжающие компании могут поступать, как заблагорассудится. В прошлом году в Нягани без тепла остались около 300 деревянных вагонов. Обоснование было следующим: задолженность населения. При этом предприятия ЖКХ в ХМАО сами должны колоссальную сумму за электроэнергию — 364,7 млн рублей. Крупнейшие должники — ОАО «Няганские энергетические ресурсы» (123,5 млн), ООО «Югорскэнергогаз» (69 млн), МУП ТО Белый Яр «УТВиВ N1"(41,5 млн) и МУП «СЖКХ» Нижневартовского района (22,7 млн).
В сентябре власти Югры подготовили государственную программу «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности». Она предполагает выделение 130 млрд рублей до 2020 года для улучшение качества услуг ЖКХ. Неясно только, зачем правительству округа такие космические суммы, если даже имеющимися бюджетами она распоряжается весьма неохотно. Так за первые два квартала этого года программа «Централизованное электроснабжение населенных пунктов ХМАО» была реализована всего на 2,5% от запланированной суммы, а «Модернизация и реформирование ЖКХ» — на 12,4%. На 11,9% от заявленного бюджета реализована программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а развитие системы обращения с отходами производства и потребления — и вовсе «готово» на 0,1%.
Учитывая подобный подход к развитию ЖКХ, удивляться их состоянию в ХМАО не приходится. Правда, чиновники вряд ли жалуются на качество жизни. По вечерам губернатор округа Наталия Комарова приходит в квартиру площадью 186 квадратных метров, где всегда сухие стены и потолки, подключенное к началу сезона отопление, горячая вода в любое время суток и электричество. Для нее это привычная норма. Для жителей региона — редкая, а то и вовсе давно забытая роскошь.
Фото: ИТАР-ТАСС