Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
23 апреля 2009 13:50

Елена Панина: Кризис стал временем взяточников

Сокращение госаппарата — реальный способ поддержки малого и среднего бизнеса

18

В Москве проходит очередной предпринимательский форум, на котором бизнесмены совместно с властью решают, как жить дальше в условиях кризиса. Недавно этот вопрос поставил ребром Российский союз промышленников и предпринимателей, затем представители малого и среднего бизнеса. На этот раз в Центральном доме предпринимателя Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы вынес на рассмотрение проект постановления правительства Москвы «О городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010−2012 гг.».

Кроме того, обсуждаются итоги прошедшего накануне Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству, а так же меры, которые обещали предпринять высшие чины правительства во время своих выступлений перед бизнес-сообществом. Насколько эти обещания выполнимы, корреспонденту «СП» рассказала председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Елена Панина.

«СП»: — Елена Владимировна, у правительства есть реальные возможности выполнить пожелания предпринимателей, решить такие жизненно важные проблемы, как, например, устранение диктата монополий, влияющих на рост тарифов на газ, электроэнергию, горюче-смазочные материалы и тому подобное?

— Конечно есть. У правительства есть все возможности — есть антикризисная программа, на выполнение которой предусмотрено достаточно много средств. И правительство обязательно поможет решить многие проблемы бизнеса. Мне не совсем понятен вопрос.

«СП»: — Если есть все возможности помочь, есть возможности решить все эти проблемы, тогда почему этого не происходит? Монополии как душили, так и душат бизнес. Процентные ставки по кредитам так и остаются непомерными. Ведь то, что разобраться с этим вчера пообещал премьер-министр Владимир Путин, еще не означает, что уже завтра все исполнится. Разве глава правительства всего этого раньше не обещал? А, например, монополии, извините, даже не чихнули…

— Ну почему же, есть антимонопольный закон. Но, к сожалению, ситуация не всегда развивается так, как власть это может предвидеть. И сегодня, в условиях кризиса, все кто только может пытаются заработать на этом деньги, в том числе, используя свое монопольное положение. Мы вот привыкли говорить «естественные монополии», имея ввиду наши нефтегазовые компании, сырьевые и т. д. Но при этом монополии возникают, что называется, на ровном месте. В том же самом малом бизнесе — сплошные монополии.

«СП»: — И что это за монстры?

— Например, в Москве — в системе общественного питания, в аптечных сетях. Они действуют вроде бы как отдельные малые предприятия. А вместе создают монополию и под антимонопольный закон не попадают, потому что трудно доказать их аффилированность. Понимаете, у нас настолько люди изобретательны, что просто не успеваешь новые законы писать — их тут же обходят, отыскивают для этого новые пути. А такие монополии сразу же вызывают повышение цен. Мы это четко видим, например, по лекарствам и по другим видам товаров. Конечно, есть и другие причины — подорожал импорт, а у нас почти все лекарства, даже если и производятся в России, то их компоненты — импортного производства.

«СП»: — Тогда какое же это монопольное повышение?

— Дело в том, что кто-то на этом не хочет терять свою норму прибыли — те, кто привык иметь, скажем, двойную норму — это как раз фармацевтический рынок, строительство и торговля и т. д. Они не хотят терять прежний уровень, не понимают, что сейчас, в кризис, не может быть двойной нормы прибыли. Так что, тут надо и от правительства требовать и на свой бизнес посмотреть.

«СП»: — Вот вы несколько месяцев назад давали интервью нашему изданию, и, как влиятельный парламентарий, заявили, что проблему кредитования банками реального сектора экономики можно законодательно решить буквально в считанные дни. Но до сих пор ситуация в этом отношении к лучшему не изменилась. Как объяснить бизнесу, что надо было спасать такой высокой ценной банки, если от них все равно никакой пользы этому бизнесу нет?

— По процентным кредитам моя позиция осталась неизменной — надо решать вопрос с деятельностью Центробанка РФ. У нас ставка рефинансирования 13 процентов, поэтому на межбанковском рынке кредиты — по 17−18 процентов. И коммерческие банки плюсуют сюда свою маржу, да еще и за риск. Сейчас уже не осталось таких предприятий, способных вернуть кредит под 25−30 процентов.

«СП»: — Пусть в малом количестве, но некоторые их почему-то берут?

— Сейчас, в основном, берут кредиты те, кто уже заведомо намерен не возвращать его. Поэтому нужно менять кредитно-денежную политику. И нужно сделать так, чтобы можно было снизить ставку рефинансирования. Но самое главное, даже ставка рефинансирования у нас не влияет — у нас кредиты завышены — и это политика Центробанка.

«СП»: — У правительства есть резервы, так сказать, запас прочности, чтобы дополнительно, как обещают, снизить налоговое бремя бизнеса?

— Еще какие-то есть резервы. Но, снижая налоги, надо понимать, какова будет отдача от этого. Мне кажется, что кроме повсеместного снижения налогов, нужно создавать условия для того, чтобы малые и особенно средние предприятия ориентировались на производственную сферу, создавались и работали не только в сфере потребительского рынка. Ведь у нас 80 процентов составляет оптово-розничная торговля, ну еще рынок недвижимости, риэлторские фирмы. А вот все «мелочи» — запчасти, детали, комплектующие — составляет импорт, который привозим из-за рубежа, что влияет на инфляцию и повышает конечные цены. Поэтому нужно снижать налоги тем, кто работает в производственной сфере. А новым предприятиям, которые еще только открываются в производственной сфере, вообще нужно устанавливать налоговые каникулы. То есть, снижать налоги не под одну гребенку, а снижать с целью стимулирования производственной активности.

«СП»: — Стало ли в период кризиса меньше административных барьеров, снизились ли размеры взяток?

— Нет, не уменьшились и не снизились. Их стало больше. И, опять таки, в кризис мы видим как активизировались действия недобросовестных чиновников, поскольку финансовые потоки сузились, возможности уже не те, как когда-то, когда бюджеты — и федеральный и региональные — были наполненными. А сейчас госпомощь из бюджетов всех уровней уменьшилась, но зато и барьеров стало гораздо больше. И очень много стало лишних бумаг, введенных в оборот дополнительно. И чтобы получить хоть какую-то определенную поддержку, надо обойти с этими бумажками множество бюрократов, и каждый чиновник — на своем уровне — требует какую-то мзду. Это плохо. Сейчас значительно сокращено число контролирующих организаций. Но ведь они все равно находят способы сунуть нос и руки в кассу предприятия, устроив если не плановую проверку, то под каким-то другим предлогом.

«СП»: — Этот вопрос можно решить кардинально?

— Мне кажется, надо серьезно подумать о сокращении госаппарата, причем, на всех уровнях. У нас сегодня в России чиновников больше, чем было во всем Советском Союзе, который включал в себя, как известно, все нынешние страны СНГ. И теперь чуть ли не каждый, кто сидит на чиновничьем месте, пытается всячески извлечь статусную ренту.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня