Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
28 апреля 2009 18:28

Сергей Асланян: Капитализм не вышел — национализация началась с автопрома

Кризис — это операция под прикрытием. Для возвращения прибыльных частных предприятий в государственную собственность

50

Вчерашние ударники капиталистического труда уже пытаются устроиться на госпредприятие: менеджеры группы «СОК» предложили коллегам с АвтоВАЗа антикризисный план без привлечения госфинансирования. Теоретически у них есть шансы: в 2002 — 2003 годах они уже занимались антикризисным управлением важнейших направлений АвтоВАЗа. При том, что в то время автогигант не получал такой щедрой помощи от государства, как теперь: правительство намерено выделить АвтоВАЗу беспроцентный кредит в 25 млрд. рублей, а также предоставить госгарантии по кредитам госбанков в объеме свыше 90 млрд. рублей.

По мнению некоторых специалистов, это будет «не в коня корм». А вот опыт менеджеров с частного автопредприятия ИжАвто вполне может пригодиться АвтоВАЗу, считает известный автоэксперт Сергей Асланян.

«СП»: — Сергей, это реально — вытащить из кризиса АвтоВАЗ без госзатрат?

— Если по-хорошему, то вполне реально. Просто для этого потребуется сначала уволить 90% тех, кто сейчас там числится. И только после этого можно начинать производить то, что нужно и по тем ценам, по которым это можно продать, а не ту ерунду которую они там сейчас делают.

«СП»: — Но почему именно «СОК»?

— У группы «СОК» есть положительный опыт. Ведь сколько они мучились на «ИжАвто», пытаясь сделать лучше и качественнее «Оду», пытаясь навязывать ее народу и заставить ее полюбить. А потом они прошли этот путь, поняли, что «Ода», этот последний огрызок социалистической экономики, не может заинтересовать никого и никак. И тогда они пошли другим путем. Во-первых, сделали коммерческую линейку — производство фургонов на базе ВАЗ 2104. И стали делать корейские машины. То есть у них есть опыт, как из старого «совка» сделать вполне приличное капиталистическое производство. Достаточно эффективное: у них хороший модельный ряд, нормальное ценообразование, они предложили людям вполне приличную технику.

«СП»: — Тем не менее, это же капиталистически налаженное производство «СОК» пытается продать тому же АвтоВАЗу? И даже начали сворачивать сотрудничество с корейцами, благодаря которым так успешно производили автомобили «КИА»?

— Это два разных «тома» нашего повествования. Том первый. Можно ли из советского предприятия сделать вполне приличный капиталистический завод? Можно. И группа «СОК» доказала это — ее менеджеры отсекли все лишнее, оставив самое рациональное. Том второй. В условиях кризиса, когда государство играет не по-честному, у них есть возможность удержать предприятие на плаву? Нет. Потому что против государства играть невозможно: либо ты союзник и тебе помогают, либо ты оппонент и ты тонешь.

«СП»: — В данном случае вы имеете ввиду АвтоВАЗа и ИжАвто?

— Ну, если вы не побоитесь это опубликовать, я расскажу про судьбу ТагАЗа. За спиной у государства существовал частный завод, созданный на частные деньги, который никак не играл с государством в его государственные игры. На ТагАЗе производили очень конкурентоспособный автомобиль, на голову превосходящий аналоги, по конкурентной цене. И этот автомобиль портил картинку существования непосредственно АвтоВАЗу — ТагАЗ стал его главным конкурентом и отбирал у него потенциальных клиентов. Несколько лет назад, в период относительного благоденствия, победить ТагАЗ было просто невозможно. Купить его? Он не продавался. Применить административные меры? Нельзя, ситуация не позволяла. Но уже начиналась программа реприватизации, которая вызвала скандалы и побоища, потому что народ не захотел отдавать то, что он имел на правах собственности. Это бывшие государственные заводы, перешедшие в частные руки. Государство захотело забрать их обратно — ему не дали. Потом в стране был объявлен «кризис». Это скорее такая операция под прикрытием. Реального кризиса нет, но его блестяще разыграли, с тем, чтобы реприватизация все-таки состоялась. Вся страна, в том числе и ТагАЗ — утром проснулись и вдруг узнали, что разом остановились все платежи. В банке иссякли деньги? Нет. Банк обанкротился? Нет. Это же наши деньги, почему же вы наши деньги не проводите? Деньги ваши, но мы их, извините, не проводим. Почему это произошло со всей страной в одну минуту. Потому что все банки одновременно получили команду: стоп платежам. Нет возможности купить комплектующие, выплатить зарплаты и т. д. Через месяц завод ТагАЗ становится банкротом и ползет за помощью к тому же государству. Нет проблем, говорит государство и дает ТагАЗу кредит в 2 миллиарда рублей на один год — под залог самого же завода. Через два месяца кредит закончился, ТагАЗ поступает в госсобственность. Осталось для чистой формальности дождаться конца года, чтобы утвердить этот факт юридически.

«СП»: — И конкурент АвтоВАЗа теперь устранен?

— Конечно, теперь с ним можно делать что угодно, кого угодно назначить в гендиректоры — хоть чью-то жену, хоть сделай из него филиал Рособоронэкспорта.

«СП»: — А Ижавто тоже реальный конкурент АвтоВАЗа?

— Был. На этом заводе «СОК» же успешно делал «Спектру»! Два года назад с ИжАвто гнали тех, кто пытался к ним сунуться с АвтоВАЗа — куда вы со своим «совком» на приличное производство! А сегодня менеджеры «СОКа» сами мечтают устроиться на АвтоВАЗ и даже предлагают экономически выгодный план вывода предприятия на рынок. Потому что все поменялось: государство сыграло в кризис и провело реприватизацию.

«СП»: — Наши правители обещают, что кризис продлится от 2-х до 50-тти лет. Еще не все вернуло?

—  С такими темпами, на окончательную реприватизацию хватит и двух- трех лет. Что там еще осталось? Магнитка, «Северсталь», Норникель и прочие «апатиты» и т. д. И главное, что при этом не потребуются никакие захваты — все будет ровно по закону.

«СП»: — Тогда зачем менеджеры «СОКа» предлагают АвтоВАЗу, а, по сути, государству, свои капиталистические услуги?

— А что им еще остается? Капитализма не получилось. Но как-то трудоустраиваться все равно надо.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня