Весьма странным образом российское правительство поддерживает крупные торговые сети. Вместо того, чтобы обеспечить в стране условия для роста экономики, что формировало бы платежеспособный спрос, наши власти ударили по зарубежным интернет-магазинам. Как считают эксперты, именно таким образом они стремятся сохранить покупателей в отечественных супермаркетах, за которыми стоит крупный нефтегазовый и банковский капитал. Так свобода торговли, рекламируемая нашими либеральными министрами, на глазах превращается в дутый фантик ради интересов мощных лоббистов.
Напомню, 20 января этого года появилось письмо Ассоциации экспресс-перевозчиков клиентам операторов, в котором говорилось, что операторы экспресс-доставки DHL, DPD, Pony Express, СПСР, TNT, FedEx, UPS прекратили доставку в Россию экспресс-грузов, содержащих товары для личного пользования в связи с тем, что изменен и усложнен порядок оформления этих товаров.
В частности, речь шла о том, что с начала января Федеральная таможенная служба (ФТС) расширила список документов, которые надо предъявить для декларирования посылок на таможне: кроме копий паспорта с регистрацией, бланка заказа и фото заказанных товаров, теперь необходимо предъявлять оригинал выписки с банковского счета с указанием интернет-магазина как получателя платежа, а также предоставлять подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию и копию банковской карты. Новый перечень документов, требуемых для декларирования интернет-посылок на Шереметьевской таможне, был опубликован на сайте оператора DHL Express.
Однако в минувшую пятницу Шереметьевская таможня заявила, что не меняла порядок таможенного оформления товаров из иностранных интернет-магазинов. Это же сказали агентству «Прайм» в ФТС. В то же время оператор DHL Express продолжает настаивать на том, что таможня ввела новые требования к оформлению интернет-посылок.
Кроме того, речь идет и о том, чтобы в несколько раз уменьшить сумму беспошлинных покупок за рубежом. Сегодня предельная сумма беспошлинной трансграничной покупки составляет 1 тысячу евро в месяц. При этом ФТС предлагает снизить эту планку до 200 евро. Однако в конце минувшего декабря министр финансов Антон Силуанов предложил уменьшить предельную сумму и вовсе до 150 евро.
— Таможня не рассчитана на тотальное обслуживание потоков посылок всем частным лицам, и введенные меры приводят к большому количеству административных и юридических проблем. В результате эта безумная инструкция привела к тому, что серьезные западные фирмы интернет-торговли и торговли по каталогам приостановили работу с Россией, поскольку им дороже собственное имя и репутация, нежели небольшая упущенная прибыль. Никому за рубежом не нужны скандалы с исполнением обязательств, — поясняет директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин.
Идею ограничить налогами интернет-торговлю озвучил советник президента Андрей Белоусов, но я надеюсь, что это не его идея, ведь Андрей Рэмович — один из лучших макроэкономистов России и очень разумный человек. В то же время сама эта мера весьма оторвана от жизни. Она нацелена на монополизацию торговли внутри страны. Но население уже привыкло думать, что в наших розничных магазинах их просто грабят, и потому предпочитают товары из западных интернет-магазинов, по крайней мере, наши крупные города полностью подсели на этот канал поставки качественных товаров.
Не далее как сегодня я получил книги из магазина ОЗОН и набор кухонных ножей — из другого интернет-магазина. Проживая в центре Москвы, я даже не знаю, куда пойти за товарами, потому что раньше у каждой станции метро можно было купить все, что угодно, а сегодня кругом — выжженная земля. Мэрия просто выжила необходимые простым жителям небольшие магазинчики с простыми бытовыми товарами. Население понимает, что власти совершенно безразлично, как живут люди. И это сигнал надвигающихся потрясений, может быть, даже более значимый, нежели стремительное обесценивание рубля.
«СП»: — Могут ли эти события спровоцировать рост цен на потребительские товары в России?
— Возможный рост цен из-за отсутствия конкуренции не так страшен, как само лишение возможности покупать иностранные товары по приемлемым ценам. Ведь «Почта России» не столько работает по доставке товаров, сколько зарабатывает деньги. Мои друзья, также проживающие в центре столицы, не могут даже получить телефонные счета по почте — ее сотрудникам не интересно разносить эти бумажки, они просто открыли у себя на пункте розничную торговлю.
К тому же, из-за борьбы с терроризмом проводникам поездов жестко запретили брать посылки от граждан, в связи с чем определенная, довольно большая, часть населения вообще лишена возможности отправлять посылки. И вот это-то и есть самое плохое — разрушается повседневная жизнь людей.
— Эти новшества стали антикризисной мерой реагирования правительства на падение продаж в обычных магазинах розничной торговли. И вводились они именно для того, чтобы зарубежные организации экспресс-доставки и торговли по каталогам перестали возить сюда свои товары. Цель акции — убить всю интернет-торговлю. Безусловно, нашему правительству эта задача по силам, и оно своего добьется. Я не думаю, что это приведет к росту цен, скорее, замедлит падение продаж в крупных сетевых магазинах, — отмечает директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
— Действительно, маркетологи отметили довольно плохие показатели продаж в розничной торговле в России за декабрь 2013 года, они оказались намного ниже ожидаемого уровня. Таким образом, окончательно оформился кризис торговли. Два самых значимых сегмента торговли — автомобили и недвижимость — уже много месяцев показывают спад, и совершенно очевидно, что он станет главной тенденцией розничной торговли всего 2014 года. Ведь машины и недвижимость держали на плаву колоссальные сектора российского производства. Однако мы видим, что даже «АвтоВАЗ» планирует сокращение 7 тысяч сотрудников — так бизнес готовится к массовому падению потребительского спроса, — говорит руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов.
В этих условиях россияне активно ищут возможности искать максимально качественные товары по минимальным ценам, что им и позволяют делать зарубежные интернет-магазины. Моллы, супермаркеты и сетевые ритейлеры испытывают все большее снижение продаж. Однако за плечами этих структур — капитал крупнейших добывающих компаний и кредитных организаций России. Этого лоббистского ресурса достаточно, чтобы правительство поддержало их интересы в растущей конкуренции с западной интернет-торговлей. Впрочем, они готовы взяться и за отечественные интернет-магазины. А поскольку у них отсутствует сопоставимый лоббистский ресурс, их участь также кажется предрешенной.
Эту политику начало правительство Москвы, взявшись за рынки в угоду крупным супермаркетам. Теперь борьба за устранение конкурентов продолжается на другом уровне.