Экономика

ФАС показала свою некомпетентность в авиабизнесе

Решения антимонопольной службы отдают откровенным популизмом

  
473

Челябинское управление ФАС заинтересовалось ценами на авиабилеты по направлению Челябинск-Москва-Челябинск. Сотрудники ведомства считают их необоснованно завышенными. Однако вместо того, чтобы проанализировать экономические составляющие тарифов, антимонопольщики решили обойтись соцопросом среди пассажиров. Такие действия ФАС свидетельствуют о некомпетентности сотрудников службы, уверены эксперты.

Это не первый случай, когда борьба с монополиями ведется непрофессиональными методами. Недавно, например, руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что собирается разрушить существующую систему бронирования авиабилетов, которая якобы мешает снижению цен на билеты. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система, а мы должны сделать свою — и сделать лучше», — заявил Артемьев.

Старается не отстать от руководства и Челябинское УФАС. Это управление антимонопольной службы обвинило ведущие российские авиакомпании — «Аэрофлот», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» — в картельном сговоре. «Авиакомпании подозреваются антимонопольным органом в повышении и поддержании цены на услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Челябинск-Москва», «Москва-Челябинск», — говорится на официальном сайте Челябинской УФАС.

При этом в качестве подтверждения вины перевозчиков, вероятно, будут использоваться результаты соцопроса, который проводит ведомство. Оригинальный метод расследования УФАС прост: на сайте отделения размещена анкета, предлагающая всем желающим указать «экономически обоснованную» цену билетов эконом и бизнес-классов. Откуда у пассажиров возьмутся необходимые для этого сведения и экономические знания, антимонопольщиков не интересует. Лишним будет говорить, что любой пассажир выскажется за резкое снижение, если не обнуление, тарифов.

Эксперты сходятся во мнении, что методы УФАС, мягко говоря, непрофессиональны. «В регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли. ФАС не понимает тарифной политики авиакомпании», — комментирует заместитель гендиректора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. «Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний», — добавляет эксперт. Ходоровский уверен, что в авиационной отрасли ценообразование весьма специфическое: «ФАС смотрит на цену билета как на показатель. А это неверно. У авиакомпаний есть экономика, которая диктует вместе со спросом тот или иной тариф на том или ином направлении. Это зависит от очень многих факторов — от используемой техники, от потенциального пассажира и множества других факторов. Но ФАС в это вникать почему-то не хочет. Она смотрит на конечный тариф и ратует за его снижение. Но это популизм. Ведь, если цена будет экономически необоснованной, то в перспективе это может привести к фактическому банкротству авиакомпаний».

Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин также считает, что вопрос цен на авиабилеты вряд ли находится в компетенции пассажиров. «Авиакомпании пытаются покрыть свои расходы на обслуживание и выйти „в ноль“, — говорит он.- Понятно, что потребителю нужны дешевые билеты. Но мало кто задумывается, из чего складывается стоимость билета. А ведь авиакомпании нужно не только платить зарплату и тратиться на горючее, но содержать борта, платить за стоянку в аэропорту и т. д. и т. п.».

Специалисты уверены, что никакого сговора между ведущими авиакомпаниями быть не может. «У этих компаний разные политики, разные цели, разные аэропорты базирования — у них все разное», — резюмирует Ходоровский.- Эти авиаперевозчики всего лишь живут в соответствии со своими экономическими принципами".

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня