Как сообщил на этой неделе президент России Владимир Путин, за последние три года ущерб отечественной экономики от финансовых преступлений превысил 20 миллиардов рублей. Заявление прозвучало на совещании в стенах Росфинмониторинга. Речь, правда, идет лишь об официально выявленных правонарушениях. Как отметил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, объем операций по выводу средств из России за рубеж, которые банки квалифицируют как подозрительные, составляет около полутора триллионов рублей в год.
Однако незаконность этих операций еще нужно доказывать. Пока правоохранительными органами доказано совершение в прошлом году только в кредитно-финансовой сфере более 42 тысяч преступлений. В 16% случаев речь идет о крупных и особо крупных суммах. Как следовало из выступлений на заседании, значительная часть незаконных финансовых операций связана с налоговыми преступлениями, а также переводом средств в оффшорные зоны.
Между тем, еще в декабре прошлого года президент предложил отказывать в предоставлении помощи со стороны государства отечественным компаниям, работающим в иностранной юрисдикции. И буквально вал предложений в этой сфере был публично заявлен в самые последние дни. Так, Минфин выступил с инициативой полностью брать налоги с работающих у нас компаний, зарегистрированных за рубежом, поскольку они все равно будут являться нашими налоговыми резидентами. Предлагается даже ввести специально налоговое резидентство для организаций.
Кроме того, при Росфинмониторинге уже создан Центр по оценке рисков, который, в том числе, должен добывать данные о конечных бенефициарах офшорных компаний. Совет Федерации выдвинул идею конфисковывать имущество за налоговые преступления, а Госдума — ввести в Уголовный кодекс новые трактовки финансовых преступлений, чтобы перекрыть используемые сегодня схемы.
В среду, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, Юрий Чиханчин и вовсе предложил ввести ограничение на вывоз наличных денег частными лицами на сумму более 15 тысяч евро единовременно. По его словам, только в 2012 году через границу было провезено 10 млрд. долларов, при этом этот поток перекрыть невозможно. И назначение, а также происхождение этих средств не имеют значения.
По его словам, самые крупные финансовые «прачечные» по отмыву незаконных денег в России уже удалось ликвидировать. Однако теневые денежные потоки по-прежнему остаются массовыми. Просто они распылены между мелкими структурами, и потому их сложнее контролировать. Теневые сектора особенно «любят» наличные средства. Этим-то чиновник и объяснил интерес к вывозу наличных частными лицами.
Что ж, различные инициативы в этой сфере бурно предлагались и в прежние годы. Однако до сих пор не привели к существенным изменениям в количестве и размере финансовых преступлений. И для этого есть, указывают эксперты, серьезные причины.
— Сложно оценить, насколько велик нелегальный поток денег за рубеж. Поскольку у нас практически полностью отсутствует валютный контроль, то любые транзакции по офшорным схемам не противоречат трансграничному законодательству. И, если говорить о незаконных переводах денег из страны, то в значительной степени это тема коррупционная, — отмечает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.
— Но меры, которые сегодня массово предлагаются со стороны государственных органов, вряд ли будут эффективными. Ведь проблема офшоров сильно сопряжена с состоянием инвестиционного климата в России. Уход компаний в иностранную юрисдикцию — это зачастую не просто и не столько уход от наших налогов, сколько мера по защите своей собственности нормами зарубежного права и зарубежной судебной системой. И корень этого бегства — низкое доверие к отечественной судебной системе.
Решать проблему заградительными и запретительными мерами не получится. Только значительно повысив качество работы своей судебной системы мы сохраним деньги отечественных компаний в нашей экономике. Совершить коренной перелом в этой сфере, конечно, нашему государству по силам, если оно будет вести в этом направлении целенаправленную работу. Однако, судя по действиям правительства, это направление не входит в число его приоритетов.
— Существуют самые разные оценки того, сколько денег выводится из страны по теневым схемам. Однако все они очень условны, потому что нет общепринятого понимания: какие операции полностью легальны, а какие — сомнительны. Непонятно, где тот или иной банк проводит эту границу, относя трансакции к сомнительным. Вот как определить такую вполне обычную схему: деньги украли внутри страны, но потом совершенно легальными каналами эти средства вывели из страны? Происхождение денег — незаконное, но операции по их переводу законодательству не противоречат, — недоумевает директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. — Очевидно, что действительно сомнительными путями ежегодно из страны выводятся огромные суммы, но цифра в полтора триллиона все-таки относится ко всем операциям совокупно — и легальным, и теневым. Очень большую долю в теневых переводах занимают средства, появившиеся в результате коррупционных действий.
При этом не только у нас в стране, но и в мире контроль государств над механизмами финансовых рынков утрачен. Поэтому все процессы идут на самотеке — и конструктивно-инвестиционная деятельность, и теневые операции. Но всевозможные теневые схемы в таких условиях всегда будут в выигрышном положении по отношении к конструктивно-инвестиционным операциям.
И так будет ровно до тех пор, пока в нашей стране не проведена масштабная национализация природных ресурсов. Прямо или косвенно, но частные структуры, ведущие хозяйственную деятельность в рамках извлечения природной ренты, будут неизбежно порождать все известные нам сегодня типы финансовых преступлений — от укрывательства налогов до коррупционных схем. Пока природные национальные богатства находятся в руках частных лиц и структур, абсолютно все методы борьбы с оффшорами окажутся бесполезны.
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA