Российские власти могут одним росчерком пера похоронить весь малый бизнес в стране. Речь идет о получившем на прошлой неделе одобрение Совета Федерации законопроекте, увеличивающем примерно на 200 миллиардов рублей в год налоговую нагрузку на небольшие предприятия. Ранее работавшие по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход компании освобождались от уплаты налога на имущество организаций, теперь они должны будут платить и его в дополнение к уже взимаемому налогу. По данным главы «ОПОРЫ России» Александра Бречалова, в результате общая сумма собираемых с малого бизнеса налогов увеличится более чем в два раза.
На имя помощника президента Андрея Белоусова организация предпринимателей отправила письмо с просьбой еще раз оценить целесообразность принятия подобного закона, поскольку принятие объемных поправок Госдумой состоялось без консультации с предпринимателями и общественного обсуждения. Во время проводившихся консультаций перед первым чтением в Госдуме речи вообще не велось о налоге на имущество. В конце февраля предполагалось лишь внести небольшие поправки об отмене обязанности налогоплательщиков сообщать об открытии счетов.
Как сетуют в «ОПОРЕ России», таким образом документ с использованием тактики троянского коня был проведен ко второму чтению, где внезапно было внесено множество поправок (текст документа вырос с 3 до 20 страниц). Всего через два дня после появления поправок, 19 марта, проект закона был скоропалительно принят нижней палатой парламента сразу во втором и третьем чтениях. А 25 марта его добрил Совет Федерации.
Больше всего вызывает опасение поправка в Налоговый кодекс о том, что и с малых предприятий, работающих по упрощенной системе, будет взиматься также и налог на имущество, рассчитываемый на основании его кадастровой стоимости. Ранее «упрощенка» однозначно предполагала отсутствие других налоговых платежей, кроме налога. В этом и был ее смысл. Сегодня по упрощенной схеме налогообложения в России работает около 70% малых предприятий. И, конечно, почти все они располагают каким-то имуществом. Дополнительные платежи, по данным Александра Бречалова, более чем на 100% превысят все налоговые сборы с малого бизнеса в 2013 году.
В письме помощнику президента также указывается, что процедура оценки кадастровой стоимости в нашей стране достаточно непрозрачна, с ее результатами предприниматели часто не соглашаются. Сбор налога на имущество вызовет рост арендной платы на производственные помещения и далее рост цен на продукцию.
Кроме того, у частников в дальнейшем будет меньше смысла выкупать имущество у муниципалитетов. В связи с эти вспоминается, что сегодня этот источник поступлений, например, в казну Москвы является весомым источников покрытия колоссального дефицита регионального бюджета. Наиболее болезненным этот удар окажется для предприятий бытового обслуживания, торговли и общепита. Пострадают и арендаторы офисов и складов. Затронут новые поправки административно-деловые и торговые центры, а также недвижимость иностранных организаций.
Но и это не все беды. Регионам будет дано право уже в этом году устанавливать ставки налога на имущество на 1 процентный пункт выше общефедеральной ставки, а с 2016 года — выше на 2 процентных пункта. Москве дается право и в этом году установить ставку на 1,5% выше федеральной планки.
— На фоне разговоров о развитии в России предпринимательства наше правительство с легкостью готово принести в жертву тяжелой ситуации в экономике именно малые компании — негодует глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич.
— Резкое повышение налогового пресса на малый бизнес сегодня представляется безумным, суицидальным действием власти, — продолжает эксперт. Правительству не нравится, что малый бизнес платит мало налогов. Но, честно говоря, это и не главная функция его. Самое важное — это взятие на себя значительного бремени социальных проблем через обеспечение занятости, обслуживание потребителей в таких сегментах, где крупный бизнес не может эффективно работать. В выигрыше и армия наемных работников, и потребители. Это самое важное, что дает нам развитие малого предпринимательства.
Причиной появления этого скандального законопроекта является то, что в федеральном бюджете нет денег. Однако правительство опасается собирать дополнительные налоги с крупных корпораций, ведь у них есть мощное лобби, которое может пойти пожаловаться на самый верх. И Минфин, и налоговая служба уже не впервые решают обеспечить дополнительные сборы в казну за счет небольших компаний, потому что за них некому заступиться.
Но не факт, что государство эти деньги получит. Вспомним, как годом ранее в ответ на введение страховых платежей с индивидуальных предпринимателей, их общая официально зарегистрированная численность начала резко сокращаться. В ответ правительство попыталось частично отыграть, удержать массы индивидуалов от сдачи патентов, но факт остается фактом: по итогам 2013 года, по некоторым оценкам, около полумиллионов частных предпринимателей официально перестали работать и вообще платить налоги. Такое резкое сжатие налогооблагаемой базы в сумме с лихвой перевесило повышение формально начисляемых налогов. Это не означает, что все закрывшиеся ИП перестали работать, но совершенно очевидно, что вернуть их к официальному ведению дел уже не возможно. По таким правилам они не хотят иметь дел с государством.
Теперь, спустя год, правительство готово опять наступить на те же грабли и вызвать уже вторую волну массового закрытия, на этот раз небольших компаний. Это уничтожит массовое предпринимательство как класс. Неужели государство собирается на все случаи жизни насоздавать госкорпорации, которые заменят все остальные организации? Это возвращает нас на несколько тысячелетий назад к азиатскому способу организации производства. Даже при Сталине были промышленные кооперативы, артели ремесленников, сегодня же все выжигается на корню.
Правительству следует хорошо подумать: на кого оно собирается опираться в развитии экономики? Ведь реальными процессами всегда движут конкретные люди, определенные группы. Неужели опираться будут на чиновников? Или на силовые структуры? Уже видно, что в экономике это не возможно. Нужен большой слой населения, на который можно опереться в реальной работе. Тогда зачем его так методично и жестко уничтожать?
С этой позицией солидарен и директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
— Правительство оказалось сегодня в двойственном положении. Решая проблемы, возникшие у госбюджета на фоне общего экономического спада, оно лишь продолжает ставить новые барьеры на пути экономического роста.
Правительство, несомненно, понимает, что придавливая налоговым прессом малый бизнес, оно обязательно вызовет массовое закрытие предприятий. И, соответственно, обострит проблему занятости населения на фоне растущей сегодня — что было нехарактерно для России в последние годы — безработицы. Поэтому ясно, что этот законопроект нанесет значительный социальный удар. И он в целом достаточно негативно отзовется на состоянии экономики.
С другой стороны, чиновники понимают, что малый бизнес всех причитающихся казне сборов не платит. Это вызывает раздражение властей, особенно в условиях, когда от дефицита средств страдает и федеральный, и региональные бюджеты. Однако в сумме предлагаемое решение является все же негативным — оно только сделает все хуже, в том числе, в сфере налогообложения.
Что же делать государству? Полагаю, что нужно на региональном уровне создавать структуры, обеспечивающие благоприятные для малого бизнеса условия через сотрудничество с государством. Это может быть создание компаний, сдающих по льготным ставкам муниципальные помещения, предоставляющих логистические, технологические, информационные услуги, включая доступ к дешевой рекламной поддержке. Можно много что придумать и сделать. Это даст стабильный доход в местные бюджеты, в том числе от созданных по обслуживанию малого бизнеса госкомпаний.
Однако это требует от наших чиновников выйти на другой уровень активности, изменить отношение к государственному сектору. Политика нашего правительства последовательно удушила госпредприятия, не позволила регионам и муниципалитетам создать свои компании, и это лишило государство доверия со стороны частных предпринимателей. Такая политика провоцирует частников уходить в тень, они не рассчитывают на господдержку, и потому не видят смысла сотрудничать с государством. Потому что, работая по сегодняшним налоговым ставкам официально, они либо обанкротятся, либо будут быстро выбиты крупным бизнесом. И потому малые предприятия часто не имеют другого варианта выживания, кроме как уйти на нелегальные схемы работы.
Фото: РИА Новости