Какая экономическая помощь потребуется Крыму и может ли этот регион быть экономически успешным в сложившихся обстоятельствах? Как считают эксперты Института энергетики и финансов, в новых условиях Крым может быть более успешен, чем в составе Украины. Но путь к успеху будет непростым, как для крымчан, так и для России. На модернизацию экономики полуострова только в ближайшие три года потребуется 240 млрд рублей, и еще около 200 млрд рублей — на выравнивание уровня жизни и компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию и воду, поставляемые из Украины.
— В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота. Плюс была судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство, — поясняет руководитель направления «Реальный сектор» Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. — Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким: по уровню зарплат — 253 рублей — регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-Востоку страны, где значительная часть населения работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат, из-за доплат за вредность. А по обеспеченности автомобилями (80 автомобилей на 1 тыс. человек), Крымская область вообще была на втором месте в УССР — на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехники. Но распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, Крым на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».
«СП»: — Понятно, это было давно, а что стало с экономикой Крыма после распада Советского Союза?
— Разделение Черноморского флота между Россией и Украиной и сокращение военных расходов в обеих странах, привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за пять лет крымская экономика упала в два раза, а доходы жителей Крыма — одни из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 году составляла 71 доллар, а в Крыму лишь 49 долларов.
«СП»: — Ну, а потом, когда начался экономический бум «нулевых», Крыму не полегчало?
— С началом экономического бума 2000-х годов, крымская экономика перешла к росту, причем темпы роста ВРП (внутреннего регионального продукта) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП — рост на 76% и на 83% соответственно. Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры. Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм.
В итоге, по оценкам министерства курортов республики Крым, в 2013 году полуостров посетили 5,9 млн человек, из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн. При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты Египта и Турции, а приезжающих россиян и белорусов, скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.
Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь туристический сбор в 2013 году обеспечил лишь 30 млн рублей налоговых поступлений в бюджет — 0,1% от доходов бюджетов республики Крым и Севастополя.
«СП»: — А если сравнить Крым с российскими регионами, как он выглядит?
— В ближайшие годы Крым и Севастополь могут стать лидерами по темпам роста среди российских регионов. Дело не только в экономической помощи федерального центра, но и в текущем, крайне низком жизненном уровне в этих регионах. Хотя Крым и Севастополь среди украинских регионов занимали среднее положение и находились на уровне Львовской области — самого успешного региона Западной Украины, они сильно отстают от среднероссийских показателей. Подушевой ВРП Крыма — 2,6 тыс. долларов — сопоставим с уровнем беднейших и наименее развитых регионов России — Ингушетии и Чеченской республики и значительно отстает от Калмыкии (3,4 тыс. долларов).
Но даже в условиях существенного снижения туристического потока в Крыму, в этом году экономика полуострова может показать положительные темпы роста, благодаря началу инфраструктурных проектов, росту социальных выплат и зарплат в бюджетном секторе, а также притоку частных инвестиций в агропромышленный комплекс (АПК) и сектор недвижимости. Экономика Крыма и Севастополя может расти на 6−7% в год, ее основными драйверами роста станут АПК, туристический сектор и развитие промышленности. Но ускорение динамики этих секторов возможно лишь в случае модернизации и развития действующей энергетической и транспортной инфраструктуры
«СП»: — Можете дать краткую характеристику основных секторов экономики полуострова, и оценить возможные перспективы развития?
— Среди наиболее известных крымских заводов — национализированное правительством республики Крым аграрно-производственное объединение «Массандра», входящее в десятку крупнейших производителей вина в СНГ, и производящее около 9 млн бутылок в год. Предприятию принадлежит 25,2 тыс. га виноградников, а также значительные запасы уже произведенного вина, в том числе коллекционного (120 тыс. дал). Другим знаменитым предприятием отрасли является госпредприятие «Завод шампанских вин «Новый свет», основанный, как и «Массандра», еще в царское время. Завод является одним из крупнейших производителей игристых вин по классической технологии (около 2 млн бутылок в год), он экспортирует продукцию в 11 стран мира, включая Украину. Кроме этого, сейчас в Крыму строятся и новые винные заводы.
«СП»: — А кроме крымского вина, которое в России все знают, что еще производит Крым из продуктов?
— Помимо виноделия, в Крыму достаточно широко представлены предприятия мясной промышленности, производство консервированных овощей и фруктов, переработка рыбы и морепродуктов, а также производство хлебобулочных изделий. Однако значительная часть выпуска формируется компаниями, принадлежащими крупным украинским агрохолдингам. Так, «Мироновский хлебопродукт» контролирует крупное животноводческое хозяйство «Дружба народов Нова», а также птицеводческий комплекс «Наша Ряба» и «Крымскую фруктовую компанию». Производство яиц сосредоточено на птицефабрике «Южная» в Симферопольском районе, контролируемой компанией «Авангард». Более половины всего выпуска хлебобулочных изделий в Крыму сосредоточено на хлебозаводах, принадлежащих компании «Табачник и Слабовский», совладельцем компании является младший брат бывшего министра образования, члена «Партии регионов» Дмитрия Табачника. Компания имеет доли в «Крымском хлебе», «Бахчисарайском хлебозаводе», а также в Симферопольском комбинате хлебопродуктов, хлебозаводах в Ялте и Алуште. В общем, среди приоритетов развития АПК в ближайшие годы можно выделить два направления: повышение эффективности сельского хозяйства и увеличение объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Во втором случае процесс уже идет достаточно активно, в модернизации и строительстве новых предприятий пищевой промышленности активно участвует и российский бизнес.
«СП»: — Какие перспективы есть у энергетической отрасли экономики Крыма?
— По объемам добычи газа, полуостров занимает третье место на Украине после Харьковской и Полтавской областей. В 2013 году на полуострове было добыто около 1,65 млрд кубометров газа, что покрыло внутреннее потребление на 82%. Добыча газа ведется компанией «Черноморнефтегаз», являющейся дочерней компанией «Нафтогаза Украины». Напомню, что 17 марта 2014 года Верховная Рада Республики Крым приняла решение о национализации этой компании.
Помимо добычи газа, «Черноморнефтегаз» ведет разведку и добычу нефти и газового конденсата, а также транспортировку газа по магистральным сетям и обеспечивает его хранение. Добыча газа ведется на континентальном шельфе полуострова, где первые месторождения были введены еще в 70-х годах прошедшего века. В 2013 году была начата добыча на Одесском месторождении, что позволило существенно нарастить поставки — добыча газа выросла более чем на 40%. Но шельф Черного моря остается малоизученным, это позволяет надеяться на открытие новых нефтегазоносных структур.
По оценкам «Черноморнефтегаза», подтвержденные запасы на крымском шельфе Черного моря составляют 66 млрд кубометров природного газа и 21,7 млн тонн нефти. При этом «Черноморнефтегаз» способен сам обеспечивать увеличение объемов добычи и привлекать инвестиции, например, через заимствования на рынке. Капиталовложения компании на 2014−2015 годы оцениваются в 6−7 млрд рублей. Однако привлечение стратегического партнера или инвестора из числа крупных российских нефтегазовых компаний здесь маловероятно, из-за возможных санкций со стороны Евросоюза и США.
«СП»: — Сейчас активно идут разговоры о строительстве моста через Керченский пролив, насколько это реально и когда его можно построить?
— Правительство России уже заявило о том, что работы по проектировке и строительству Керченского моста будут идти в ускоренном режиме, хотя даже в этом случае оно займет как минимум 3−4 года — мост будет введен в эксплуатацию не ранее 2018 года. Надо сказать, что в России за последнее время был накоплен определенный опыт в проектировании и строительстве крупных мостовых переходов. В частности, в 2013 году был введен в эксплуатацию мост на острове Русский во Владивостоке, а сейчас, на разной стадии реализации, находятся проекты по строительству мостов через Волгу (сопоставимая водная преграда) в Нижнем Новгороде, Тольятти и Саратове. Однако брать эти проекты за точку отсчета можно лишь с большой осторожностью — новый мост должен обеспечить как автомобильное, так и железнодорожное сообщение, а высота его пролетов должна составить 60 метров — для прохода морских судов через Керченский пролив. Сейчас стоимость моста оценивается в диапазоне 50−100 млрд рублей, однако для России, даже при нынешнем «формальном» дефиците бюджета, это вовсе не проблема, а результат перекроет все затраты. Так что, можно сделать вывод, что от присоединения Крыма, Россия ничего не потеряет с экономической точки зрения.
На снимке: Россия. Крым. 9 апреля. На набережной в Балаклавской бухте.
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников