Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
13 апреля 2014 13:37

Крымский потенциал

Присоединение полуострова не станет обузой для экономики страны

3963

Какая экономическая помощь потребуется Крыму и может ли этот регион быть экономически успешным в сложившихся обстоятельствах? Как считают эксперты Института энергетики и финансов, в новых условиях Крым может быть более успешен, чем в составе Украины. Но путь к успеху будет непростым, как для крымчан, так и для России. На модернизацию экономики полуострова только в ближайшие три года потребуется 240 млрд рублей, и еще около 200 млрд рублей — на выравнивание уровня жизни и компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию и воду, поставляемые из Украины.

— В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота. Плюс была судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство, — поясняет руководитель направления «Реальный сектор» Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. — Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким: по уровню зарплат — 253 рублей — регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-Востоку страны, где значительная часть населения работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат, из-за доплат за вредность. А по обеспеченности автомобилями (80 автомобилей на 1 тыс. человек), Крымская область вообще была на втором месте в УССР — на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехники. Но распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, Крым на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».

«СП»: — Понятно, это было давно, а что стало с экономикой Крыма после распада Советского Союза?

—  Разделение Черноморского флота между Россией и Украиной и сокращение военных расходов в обеих странах, привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за пять лет крымская экономика упала в два раза, а доходы жителей Крыма — одни из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 году составляла 71 доллар, а в Крыму лишь 49 долларов.

«СП»: — Ну, а потом, когда начался экономический бум «нулевых», Крыму не полегчало?

— С началом экономического бума 2000-х годов, крымская экономика перешла к росту, причем темпы роста ВРП (внутреннего регионального продукта) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП — рост на 76% и на 83% соответственно. Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры. Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм.

В итоге, по оценкам министерства курортов республики Крым, в 2013 году полуостров посетили 5,9 млн человек, из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн. При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты Египта и Турции, а приезжающих россиян и белорусов, скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.

Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь туристический сбор в 2013 году обеспечил лишь 30 млн рублей налоговых поступлений в бюджет — 0,1% от доходов бюджетов республики Крым и Севастополя.

«СП»: — А если сравнить Крым с российскими регионами, как он выглядит?

— В ближайшие годы Крым и Севастополь могут стать лидерами по темпам роста среди российских регионов. Дело не только в экономической помощи федерального центра, но и в текущем, крайне низком жизненном уровне в этих регионах. Хотя Крым и Севастополь среди украинских регионов занимали среднее положение и находились на уровне Львовской области — самого успешного региона Западной Украины, они сильно отстают от среднероссийских показателей. Подушевой ВРП Крыма — 2,6 тыс. долларов — сопоставим с уровнем беднейших и наименее развитых регионов России — Ингушетии и Чеченской республики и значительно отстает от Калмыкии (3,4 тыс. долларов).

Но даже в условиях существенного снижения туристического потока в Крыму, в этом году экономика полуострова может показать положительные темпы роста, благодаря началу инфраструктурных проектов, росту социальных выплат и зарплат в бюджетном секторе, а также притоку частных инвестиций в агропромышленный комплекс (АПК) и сектор недвижимости. Экономика Крыма и Севастополя может расти на 6−7% в год, ее основными драйверами роста станут АПК, туристический сектор и развитие промышленности. Но ускорение динамики этих секторов возможно лишь в случае модернизации и развития действующей энергетической и транспортной инфраструктуры

«СП»: — Можете дать краткую характеристику основных секторов экономики полуострова, и оценить возможные перспективы развития?

— Среди наиболее известных крымских заводов — национализированное правительством республики Крым аграрно-производственное объединение «Массандра», входящее в десятку крупнейших производителей вина в СНГ, и производящее около 9 млн бутылок в год. Предприятию принадлежит 25,2 тыс. га виноградников, а также значительные запасы уже произведенного вина, в том числе коллекционного (120 тыс. дал). Другим знаменитым предприятием отрасли является госпредприятие «Завод шампанских вин «Новый свет», основанный, как и «Массандра», еще в царское время. Завод является одним из крупнейших производителей игристых вин по классической технологии (около 2 млн бутылок в год), он экспортирует продукцию в 11 стран мира, включая Украину. Кроме этого, сейчас в Крыму строятся и новые винные заводы.

«СП»: — А кроме крымского вина, которое в России все знают, что еще производит Крым из продуктов?

— Помимо виноделия, в Крыму достаточно широко представлены предприятия мясной промышленности, производство консервированных овощей и фруктов, переработка рыбы и морепродуктов, а также производство хлебобулочных изделий. Однако значительная часть выпуска формируется компаниями, принадлежащими крупным украинским агрохолдингам. Так, «Мироновский хлебопродукт» контролирует крупное животноводческое хозяйство «Дружба народов Нова», а также птицеводческий комплекс «Наша Ряба» и «Крымскую фруктовую компанию». Производство яиц сосредоточено на птицефабрике «Южная» в Симферопольском районе, контролируемой компанией «Авангард». Более половины всего выпуска хлебобулочных изделий в Крыму сосредоточено на хлебозаводах, принадлежащих компании «Табачник и Слабовский», совладельцем компании является младший брат бывшего министра образования, члена «Партии регионов» Дмитрия Табачника. Компания имеет доли в «Крымском хлебе», «Бахчисарайском хлебозаводе», а также в Симферопольском комбинате хлебопродуктов, хлебозаводах в Ялте и Алуште. В общем, среди приоритетов развития АПК в ближайшие годы можно выделить два направления: повышение эффективности сельского хозяйства и увеличение объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Во втором случае процесс уже идет достаточно активно, в модернизации и строительстве новых предприятий пищевой промышленности активно участвует и российский бизнес.

«СП»: — Какие перспективы есть у энергетической отрасли экономики Крыма?

— По объемам добычи газа, полуостров занимает третье место на Украине после Харьковской и Полтавской областей. В 2013 году на полуострове было добыто около 1,65 млрд кубометров газа, что покрыло внутреннее потребление на 82%. Добыча газа ведется компанией «Черноморнефтегаз», являющейся дочерней компанией «Нафтогаза Украины». Напомню, что 17 марта 2014 года Верховная Рада Республики Крым приняла решение о национализации этой компании.

Помимо добычи газа, «Черноморнефтегаз» ведет разведку и добычу нефти и газового конденсата, а также транспортировку газа по магистральным сетям и обеспечивает его хранение. Добыча газа ведется на континентальном шельфе полуострова, где первые месторождения были введены еще в 70-х годах прошедшего века. В 2013 году была начата добыча на Одесском месторождении, что позволило существенно нарастить поставки — добыча газа выросла более чем на 40%. Но шельф Черного моря остается малоизученным, это позволяет надеяться на открытие новых нефтегазоносных структур.

По оценкам «Черноморнефтегаза», подтвержденные запасы на крымском шельфе Черного моря составляют 66 млрд кубометров природного газа и 21,7 млн тонн нефти. При этом «Черноморнефтегаз» способен сам обеспечивать увеличение объемов добычи и привлекать инвестиции, например, через заимствования на рынке. Капиталовложения компании на 2014−2015 годы оцениваются в 6−7 млрд рублей. Однако привлечение стратегического партнера или инвестора из числа крупных российских нефтегазовых компаний здесь маловероятно, из-за возможных санкций со стороны Евросоюза и США.

«СП»: — Сейчас активно идут разговоры о строительстве моста через Керченский пролив, насколько это реально и когда его можно построить?

— Правительство России уже заявило о том, что работы по проектировке и строительству Керченского моста будут идти в ускоренном режиме, хотя даже в этом случае оно займет как минимум 3−4 года — мост будет введен в эксплуатацию не ранее 2018 года. Надо сказать, что в России за последнее время был накоплен определенный опыт в проектировании и строительстве крупных мостовых переходов. В частности, в 2013 году был введен в эксплуатацию мост на острове Русский во Владивостоке, а сейчас, на разной стадии реализации, находятся проекты по строительству мостов через Волгу (сопоставимая водная преграда) в Нижнем Новгороде, Тольятти и Саратове. Однако брать эти проекты за точку отсчета можно лишь с большой осторожностью — новый мост должен обеспечить как автомобильное, так и железнодорожное сообщение, а высота его пролетов должна составить 60 метров — для прохода морских судов через Керченский пролив. Сейчас стоимость моста оценивается в диапазоне 50−100 млрд рублей, однако для России, даже при нынешнем «формальном» дефиците бюджета, это вовсе не проблема, а результат перекроет все затраты. Так что, можно сделать вывод, что от присоединения Крыма, Россия ничего не потеряет с экономической точки зрения.

На снимке: Россия. Крым. 9 апреля. На набережной в Балаклавской бухте.

Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня