Утверждения о том, будто Эстония полностью оправилась от экономических потрясений, связанных с возмущением россиян после сноса в центре Таллина в 2007 году «Бронзового солдата», оказались пропагандистскими трюками местной элиты. Правду на днях озвучил крупный предприниматель Тийт Вяхи — бывший премьер-министр Эстонии, один из лидеров борьбы за независимость республики, организатор «Народного фронта». На мероприятии, носящем красноречивое название «Кризисное совещание — TransEstonia» он сообщил, что после переноса монумента на кладбище потери республики составляют по 8 миллиардов долларов в год.
После этой оглушительной цифры становится понятным, почему совещание — кризисное, почему проводит его TransEstonia - местное Агентство по развитию логистики и транзита. «После событий с перемещением „Бронзового солдата“ эстонские порты на Балтике откатились в транзитной отрасли с первого на четвертое место, — заявил Тийт Вяхи. — С учетом того, что на транзит приходилось 16% эстонской экономики, убытки составили 8 миллиардов евро ежегодно».
Самого Вяхи, тоже по понятным причинам, волнует эта ситуация: он смотрит на нее не только как патриот своей страны, но и как крупный бизнесмен — совладелец порта в Сялламяэ, член правления Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии. Недаром в 2007 году его возмущение вызвали действия правительства против памятника воину-освободителю, стимулировавшие массовые волнения в Таллине и возмущение в России. «Ошибка не в том, что останки павших хотят перезахоронить из центра города на Военное кладбище, а в том, как это делается, в риторике, которая при этом используется, — писал в те дни Тийт Вяхи. — Разводят демагогию про то, что захоронены на Тынисмяги (холм в центре Таллина. — „СП“) мародеры и насильники, что памятник символизирует массовых убийц и бандитов, что это не „памятник погибшим во Второй мировой войне“ (как было объявлено в период правительства Марта Лаара), а оскорбляющее эстонский народ надгробие тем, кто проводил депортации…». Возможно, кстати, что недавнее падение кабинета Андруса Ансипа, который как раз и был инициатором сноса «Бронзового солдата», косвенно связано с теми событиями: ему так и не удалось решить ключевых задач экономики.
По словам Тийта Вяхи, «Бронзовым солдатом» политики Эстонии «оскорбили самое чувствительное для России…». «Каждая российская семья потеряла во Вторую мировую войну кого-то из родственников, эта тема там касается каждого. Поэтому неадекватная трактовка темы „Бронзового солдата“ отозвалась самым резким осуждением в России. Нас не понимают, вернее, осуждают даже наши традиционные друзья там — предприниматели и деятели культуры», — утверждал он. «Поведение правительства было глупым, провокационным и противоречивым на всем протяжении саги о «Бронзовом солдате», — заключил Тийт Вяхи.
Реакция политиков и бизнес-сообщества России на те события тоже была понятной и адекватной. Многие граждане нашей страны отказались от покупок эстонских товаров. Призвал к этому и тогдашний первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, выступая на совещании ветеранского актива в Москве. Ряд крупных российских торговых сетей в тот период прекратил продажу товаров, произведенных в Эстонии. Госдума потребовала от правительства ввести против республики экономические санкции, правда, вопрос этот оказался спорным, так как жесткие санкции били бы по русскоязычным жителям республики — рабочим и инженерам.
Российские железные дороги объявили о прекращении поставок нефти в Эстонию под предлогом ремонта. Ряд компаний приостановили инвестиционные проекты. Эстонской железной дороге пришлось сокращать рабочих из-за падения грузопотока. Ее прибыль в тот период упала в четыре раза. Из-за ограничения российского транзита закрылось более десятка транзитных компаний. Ну, а про эстонские порты сказал сам Тийт Вяхи.
При этом предсказать последствия было не так уж сложно. Не только экс-премьер осуждал правительство Эстонии. Профессор политологии Таллинского университета Райво Ветик накануне событий предупреждал в открытом письме, написанном вместе с коллегами: действия правительства с «Бронзовым солдатом» приведут к серьезным последствиям. На его взгляд, перенос монумента в итоге нанес серьезный ущерб не только экономическим, но и стратегическим интересам Эстонии, разрушил доверие русскоязычного населения к государственным учреждениям республики.
Острота идеологического конфликта со временем все же стала стираться, экономические отношения понемногу восстанавливаться. И, тем не менее, последствия сказываются до сих пор. Тийт Вяхи пытается их сгладить. В этом году он побывал в Москве, встретился с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. Естественно, особое внимание уделил сотрудничеству в сфере транспорта, транзита и логистики, в том числе на примере партнерства в работе порта Силламяэ. Однако для работы портов Эстонии и других стран Балтии возникли непреодолимые препятствия, связанные, как кажется, не только с естественной конкуренцией. Российские Приморский порт на Балтике и стремительно развивающийся порт в Усть-Луге не оставляют шансов конкурентам. По сути, об этом говорилось в последнем отчете работающей в области налогов, аудита и консультаций компании KPMG Baltics SIA «Исследование конкурентной позиции портов Балтии». Сравнительные данные показали: грузооборот лучшего в странах Балтии порта — Рижского — вдвое уступает Приморскому и довольно заметно — новому в Усть Луге. А Таллинский порт уступил даже Вентспилскому. Это и вызвало тревогу Тийта Вяхзи.
Тут могут заметить, что «Бронзовый солдат» не имеет отношения к развитию порта в Усть-Луге, заложенного еще в 2001-м. Но это как сказать. Обратим внимание на слова Сергея Иванова, которые он произнес в бытность первым вице-премьером. Фактически Иванов поставил не только экономическую, но и политическую задачу, которую политологи связали и с антироссийскими настроениями, в том числе эстонской элиты. Иванов пообещал: к 2015 году у России будет достаточно своих ресурсов, чтобы прекратить любой экспорт через прибалтийские порты. И лексика была соответствующей моменту: он заметил, что наша страна «не будет кормить» порты Прибалтики.
Пока, похоже, с этой задачей мы не вполне справились, однако перспектива проясняется. Если в 2012-м грузооборот порта в Усть-Луге составил около 47 миллионов тонн, то к 2020-му планируется достичь 180 миллионов. А вот данные того отчета KPMG Baltics: Рижский порт — 36,1 миллиона тонн, Клайпедский — 35,2, Вентспилсский — 30,3, Таллинский — 29,5…
Фото: ИТАР-ТАСС, Коммерсантъ.