Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
22 мая 2014 15:30

Усть-Луга мстит за «Бронзового солдата»

Снос памятника воину-освободителю до сих пор бьет по экономике Эстонии

32154

Утверждения о том, будто Эстония полностью оправилась от экономических потрясений, связанных с возмущением россиян после сноса в центре Таллина в 2007 году «Бронзового солдата», оказались пропагандистскими трюками местной элиты. Правду на днях озвучил крупный предприниматель Тийт Вяхи — бывший премьер-министр Эстонии, один из лидеров борьбы за независимость республики, организатор «Народного фронта». На мероприятии, носящем красноречивое название «Кризисное совещание — TransEstonia» он сообщил, что после переноса монумента на кладбище потери республики составляют по 8 миллиардов долларов в год.

После этой оглушительной цифры становится понятным, почему совещание — кризисное, почему проводит его TransEstonia - местное Агентство по развитию логистики и транзита. «После событий с перемещением „Бронзового солдата“ эстонские порты на Балтике откатились в транзитной отрасли с первого на четвертое место, — заявил Тийт Вяхи. — С учетом того, что на транзит приходилось 16% эстонской экономики, убытки составили 8 миллиардов евро ежегодно».

Самого Вяхи, тоже по понятным причинам, волнует эта ситуация: он смотрит на нее не только как патриот своей страны, но и как крупный бизнесмен — совладелец порта в Сялламяэ, член правления Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии. Недаром в 2007 году его возмущение вызвали действия правительства против памятника воину-освободителю, стимулировавшие массовые волнения в Таллине и возмущение в России. «Ошибка не в том, что останки павших хотят перезахоронить из центра города на Военное кладбище, а в том, как это делается, в риторике, которая при этом используется, — писал в те дни Тийт Вяхи. — Разводят демагогию про то, что захоронены на Тынисмяги (холм в центре Таллина. — „СП“) мародеры и насильники, что памятник символизирует массовых убийц и бандитов, что это не „памятник погибшим во Второй мировой войне“ (как было объявлено в период правительства Марта Лаара), а оскорбляющее эстонский народ надгробие тем, кто проводил депортации…». Возможно, кстати, что недавнее падение кабинета Андруса Ансипа, который как раз и был инициатором сноса «Бронзового солдата», косвенно связано с теми событиями: ему так и не удалось решить ключевых задач экономики.

По словам Тийта Вяхи, «Бронзовым солдатом» политики Эстонии «оскорбили самое чувствительное для России…». «Каждая российская семья потеряла во Вторую мировую войну кого-то из родственников, эта тема там касается каждого. Поэтому неадекватная трактовка темы „Бронзового солдата“ отозвалась самым резким осуждением в России. Нас не понимают, вернее, осуждают даже наши традиционные друзья там — предприниматели и деятели культуры», — утверждал он. «Поведение правительства было глупым, провокационным и противоречивым на всем протяжении саги о «Бронзовом солдате», — заключил Тийт Вяхи.

Реакция политиков и бизнес-сообщества России на те события тоже была понятной и адекватной. Многие граждане нашей страны отказались от покупок эстонских товаров. Призвал к этому и тогдашний первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, выступая на совещании ветеранского актива в Москве. Ряд крупных российских торговых сетей в тот период прекратил продажу товаров, произведенных в Эстонии. Госдума потребовала от правительства ввести против республики экономические санкции, правда, вопрос этот оказался спорным, так как жесткие санкции били бы по русскоязычным жителям республики — рабочим и инженерам.

Российские железные дороги объявили о прекращении поставок нефти в Эстонию под предлогом ремонта. Ряд компаний приостановили инвестиционные проекты. Эстонской железной дороге пришлось сокращать рабочих из-за падения грузопотока. Ее прибыль в тот период упала в четыре раза. Из-за ограничения российского транзита закрылось более десятка транзитных компаний. Ну, а про эстонские порты сказал сам Тийт Вяхи.

При этом предсказать последствия было не так уж сложно. Не только экс-премьер осуждал правительство Эстонии. Профессор политологии Таллинского университета Райво Ветик накануне событий предупреждал в открытом письме, написанном вместе с коллегами: действия правительства с «Бронзовым солдатом» приведут к серьезным последствиям. На его взгляд, перенос монумента в итоге нанес серьезный ущерб не только экономическим, но и стратегическим интересам Эстонии, разрушил доверие русскоязычного населения к государственным учреждениям республики.

Острота идеологического конфликта со временем все же стала стираться, экономические отношения понемногу восстанавливаться. И, тем не менее, последствия сказываются до сих пор. Тийт Вяхи пытается их сгладить. В этом году он побывал в Москве, встретился с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. Естественно, особое внимание уделил сотрудничеству в сфере транспорта, транзита и логистики, в том числе на примере партнерства в работе порта Силламяэ. Однако для работы портов Эстонии и других стран Балтии возникли непреодолимые препятствия, связанные, как кажется, не только с естественной конкуренцией. Российские Приморский порт на Балтике и стремительно развивающийся порт в Усть-Луге не оставляют шансов конкурентам. По сути, об этом говорилось в последнем отчете работающей в области налогов, аудита и консультаций компании KPMG Baltics SIA «Исследование конкурентной позиции портов Балтии». Сравнительные данные показали: грузооборот лучшего в странах Балтии порта — Рижского — вдвое уступает Приморскому и довольно заметно — новому в Усть Луге. А Таллинский порт уступил даже Вентспилскому. Это и вызвало тревогу Тийта Вяхзи.

Тут могут заметить, что «Бронзовый солдат» не имеет отношения к развитию порта в Усть-Луге, заложенного еще в 2001-м. Но это как сказать. Обратим внимание на слова Сергея Иванова, которые он произнес в бытность первым вице-премьером. Фактически Иванов поставил не только экономическую, но и политическую задачу, которую политологи связали и с антироссийскими настроениями, в том числе эстонской элиты. Иванов пообещал: к 2015 году у России будет достаточно своих ресурсов, чтобы прекратить любой экспорт через прибалтийские порты. И лексика была соответствующей моменту: он заметил, что наша страна «не будет кормить» порты Прибалтики.

Пока, похоже, с этой задачей мы не вполне справились, однако перспектива проясняется. Если в 2012-м грузооборот порта в Усть-Луге составил около 47 миллионов тонн, то к 2020-му планируется достичь 180 миллионов. А вот данные того отчета KPMG Baltics: Рижский порт — 36,1 миллиона тонн, Клайпедский — 35,2, Вентспилсский — 30,3, Таллинский — 29,5…

Фото: ИТАР-ТАСС, Коммерсантъ.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня