Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
30 мая 2014 12:29

Крымские ворота Поднебесной

Выгодно ли России появление на полуострове китайского международного морского порта

8173

Китайские компании и власти Крыма возобновили переговоры о возможности строительства на полуострове глубоководного морского порта. Об этом «Известиям» сообщил вице-премьер правительства Крыма Рустам Темиргалиев. Общий объем инвестиций оценивается в сумму не меньше трех миллиардов долларов.

Построить порт в Крыму китайские компании хотели давно. Переговоры об этом начались еще во времена, когда президентом Украины был Виктор Ющенко. Но тогда все планы были свернуты из-за массовых протестов местных экологов, которые обращали внимание на то, что значительной части земель полуострова будет нанесен ущерб. Только в декабре прошлого года, когда уже сидели протестующие на Майдане, при поддержке Виктора Януковича в Пекине был подписан договор между «Киевгидроинвестом» и китайской компанией Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co.

Теперь Крым стал частью Российской Федерации. Китайцы не хотят отказываться от своих планов, и переговоры о строительстве порта возобновились. Понятно, что со строительством порта международного уровня, Крым может стать транзитной базой для товаров из Азии в Европу.

С другой стороны, не получится ли так, что наша страна получит все убытки от ухудшения экологической ситуации, а все прибыли заберет себе Китай? Стоит упомянуть, что Ван Цзин (гендиректор фирмы, желающей строить порт) задумал в Никарагуа прорыть канал параллельно Панамскому. Стоимость того проекта оценивается в 40 млрд. долларов. Видно, что Китай готов вкладывать колоссальные средства, чтобы переключить мировые транспортные потоки на себя. Что касается транспортного коридора между Китаем и Европой, у нас был проект строительства российского порта в Тамани, и мы бы ни от кого не зависели.

Другая опасность от китайского порта может проявиться, если будет реализована идея объявить Крым свободной экономической зоной и даже придать ей статус порто-франко (зоной беспошлинной торговли). Тогда построенный китайцами порт и вовсе может стать одним из центров мировой теневой экономики.

Как говорит заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев, всё зависит только от политической воли российской власти:

— Я положительно воспринимаю идею строительства порта, но с оговоркой о необходимости обеспечить транспортный коридор для грузов из Крыма в Европу. А это будет упираться в отношения между Россией и Украиной. Но при всех трудностях в перспективе я хорошо отношусь к таким крупным транспортным проектам.

Сейчас ставится задача оживить экономическую жизнь Крыма. С этой точки зрения порт будет дополнительно гарантировать полуострову получение товаров. В качестве транзитной зоны Крым тоже будет иметь выгоду. И стоит приветствовать всё, что позволит улучшить социально-экономическое положение полуострова.

К тому же, из-за напряженных отношений с Западом мы заинтересованы в повышении товарооборота с Китаем. Это и так наш один из крупных партнеров, но теперь ставится задача довести торговлю с ним до 100 млрд. долларов в следующем году.

«СП»: — Почему надо соглашаться на строительство порта китайскими силами, а не строить его самостоятельно?

—  Если бы мы могли сами всё построить, то давно бы построили. И морские порты, и автомобильные дороги, и высокоскоростные железнодорожные магистрали. Но без иностранной помощи пока это нереально.

С Западом сейчас обострение отношений. И для нас важно диверсифицировать наши торговые отношения. Привлекать к сотрудничеству не только Китай, но еще Индию, Бразилию, Аргентину, другие быстро развивающиеся страны.

Россия демонстрирует, что готова работать со всеми, в том числе, и с американскими компаниями. В этом отношении мне кажутся несколько преувеличенными страхи о китайской экспансии.

«СП»: — Присутствие китайского капитала в других странах улучшает или ухудшает их положение?

— Обычно улучшает. Скажем, рядом с вашим домом откроется китайский ресторан. Разве вам будет хуже, если вы раз в месяц сможете зайти туда и поесть пельменей. Но если ресторан будет выливать на вашу улицу нечистоты, то вас это возмутит. То есть, все зависит от властей страны, куда приходят инвестиции. А любые иностранные вложения идут на пользу.

Сейчас мы живем в эпоху глобализации, и страны борются за привлечение инвестиций. В своей книге «Лексус и олива» Томас Фридман пишет, что многие государства после окончания «холодной» войны открыли для себя, что привлечение иностранных инвесторов приносит не только деньги, но и технологии, менеджерский опыт, который бы пришлось самим осваивать десятилетиями.

К примеру, тому же Китаю и другим странам региона вроде Малайзии и Таиланда иностранные инвестиции обеспечили прорыв в развитии. Другое дело, что должна быть и грамотная государственная политика. Скажем, стратегические ресурсные отрасли, естественные монополии, предприятия военно-промышленного комплекса не могут быть полностью открыты для зарубежных партнеров. Просто надо подходить к проблемам комплексно и вдумчиво.

Вице-президент Академии геополитичеких проблем Константин Соколов считает, что порт в Крыму позволит нам не только получить экономическую прибыль, но и улучшить свои позиции на мировой арене:

— Китай давно разрабатывает проект строительства порта в Крыму. Конечно, он выгоден для Китая, но и для России обладание там мощным глубоководным портом будет крайне важным. Не стоит думать, что китайцы хотят прибрать к рукам нашу территорию. Сам по себе мощный поток грузов из Европы и в Европу обеспечит определенную стабильность отношений с ней. А это уже приносит определенную выгоду. Поэтому я думаю, что переговоры закончатся успешно.

«СП»: — Но прибывающие в порт грузы придется транспортировать через Керченский пролив, а потом до границы с Белоруссией, ведь сухопутная граница с Украиной у нас фактически перекрыта.

— Я предпочитаю рассматривать проблему в том контексте, в каком она существует сейчас. На сегодняшний день не ясно, сколько продержится граница с Украиной со стороны Крыма. Обращаю внимание на то, что там никогда государственной границы не было. Любая новая граница не будет устойчивой и будет вызывать конфликты. Окончательное решение вопроса, на мой взгляд, может быть только одно: воссоединение Украины с Россией.

«СП»: — Ранее правительство обсуждало строительство порта в Тамани, сейчас от этого отказались. Неужели выгоднее иметь на своей территории китайский порт?

— Пока мы знаем только о том, что возобновились переговоры с Китаем. Но условия договора будут еще обсуждаться. Естественно, дискуссии могут закончиться невыгодными для нас условиями. Но я считаю, что интересы России будут учтены.

Я бы не разрешил китайцам целиком распоряжаться в порту, со стороны России должен быть полный контроль. Порт будет означать не китайскую экспансию, а усиление наших связей.

Стоит учитывать, что сейчас Китай выдавили из многих регионов Северной Африки, Ближнего Востока. Поэтому Пекин ищет новые точки опоры для участия в мировой экономике. И в этой ситуации у нас больше шансы выторговать выгодные для себя условия. Я думаю, что сейчас Китай пойдет на всё.

«СП»: — Но Европа почему-то не позволяет строить Китаю свои порты в Адриатическом, Эгейском морях, на берегах Франции или Испании.

— Европейские страны отказали Китаю по разным причинам. Но дело в том, что сейчас начинается противостояние между Западом и новым блоком стран, условно говоря, участниками БРИКС. Но страны БРИКС могут существовать за счет своих ресурсов, а Запад вынужден привлекать сырье и трудовые ресурсы на стороне. И в этом принципиальная разница между странами Европы и Россией.

Научный руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров в привлечении китайских инвестиций тоже видит больше «плюсов», чем «минусов»:

— На мой взгляд, строительство большого порта в Крыму само по себе хорошее дело. У китайцев сейчас очень много денег, и они, увидев западные санкции, ищут надежные способы инвестирования. Строительство в Крыму для них выгодный проект. Несомненно, он окупится, как окупится и любая другая инфраструктура.

Другое дело, что порт связан с некоторой «мафиозностью»: исторически так сложилось, что порты находятся в «серой» зоне. И китайцы, конечно, это тоже учитывают.

Надо понимать, что этот проект Китай рассматривает как долгосрочный. Получать выгоду от него он рассчитывает, когда будет совершенно другая геополитическая карта.

«СП»: — Что вы подразумеваете под новой картой?

— Я думаю, что Крым станет частью нового «Великого Шелкового пути», о котором говорил Си Цзиньпин. Это будет путь из Китая в Европу, вначале в Восточную. Ведь морской транспорт всегда был и всегда будет намного дешевле сухопутного. Сухопутный транспорт выигрывает только в скорости. Порт в Крыму сильно удешевит поставку грузов в Европу. Китайцы смотрят в будущее лет на 30 вперед, когда грузообороты значительно вырастут. Уже сейчас человечество требует снижения стоимости переброски товаров из Европы в Китай и из Китая в Европу.

«СП»: — Сейчас говорят о создании особой экономической зоны в Крыму и чуть ли не открытии там порто-франко. Не получится ли так, что полуостров станет воротами для китайских товаров на территорию Таможенного союза?

— Крым, безусловно, станет воротами. Но не в Таможенный союз (туда легче добираться через Казахстан). Я лично не верю ни в порто-франко, ни в свободную экономическую зону. Наше законодательство не дает особых преимуществ таким территориям. Китаю нужен Крым как ворота в Европу.

«СП»: — Но может случиться так, что порт будет работать только в интересах Китая, а Крым ничего не получит кроме экологических проблем.

— Так не получится. Порт на полуострове — это шаг в будущее. Китай формирует дорогу для новых торгово-логистических путей, которые будут при следующих поколениях. И Крым от участия в таких проектах только выиграет.

«СП»: — А не станет ли Крым территорией для деятельности китайских банков и теневых финансовых операций европейских и американских банков, неподконтрольных правительству США?

— Я бы такой сценарий только приветствовал. Посмотрите: в России нет китайских олигархов. Но их полно в Америке, в Австралии, в странах Юго-Восточной Азии и даже в Европе. Это говорит о том, что до последнего времени китайский капитал к нам не шел. А для нашей экономики будет благоприятно, если сюда придут китайские олигархи и китайские частные инвестиции.

Тот факт, что у нас нет китайских миллиардеров — это симптом какой-то болезни. Ведь если во всём мире китайские олигархи есть, а у нас нет, значит, в России что-то идет не так, как во всём мире. Если сейчас китайские миллиардеры появятся у нас, то это будет признаком выздоровления.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Павлишак.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня